С ПРАЗДНИКОМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕГО!


Преображение

    Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь торжественно воспоминает и воспевает удивительное по своей богословской емкости евангельское событие Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на горе Фавор. Событие, которое кратко, как свет молнии, открыло нам образ грядущего уже в силе Царства Божия в будущее Пришествие Христово.
    Вот как повествуют об обстоятельствах Преображения Господнего Евангелисты Матфей, Марк и Лука:
  «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
   Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
   Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
   Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.
   Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах...
   Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
   С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
   И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
   Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
   Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее...
   Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят …(Матф. 16:12-28)... Царствие Божие, пришедшее в силе (Марк. 9:1).
   После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
   И когда молился, вид лица Его изменился,... и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет,… блистающими.
   И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие...
   Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме...
   При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
   Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
   И явилось облако, осеняющее их,… и устрашились, когда вошли в облако,… и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте...
   И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
   Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
   Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса».

(Матф. 17:1-8; Марк 9:1-8; Лук. 9:28-36).

Вот, таково повествование Евангелистов Матфея, Марка и Луки об обстоятельствах Преображения Господа Иисуса Христа перед Своими Учениками.

В этом величественном, как все божественное, действии, Господь, как сказал прп. Ефрем Сирин, показал Своим Ученикам, каким образом Он придет в последний день во славе Своего Божества и в теле Своего человечества. Возвел же их на гору, чтобы показать им, кто есть Сын Человеческий, и Чей Он есть Сын. Ибо когда спросил их: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? они отвечали Ему: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Посему возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илии, и также не Иеремия, но освятивший Иеремию еще во чреве его матери; и не один из Пророков, но Господь Пророков, Пославший их.

Показывает им, что Он - Творец неба и земли, что Он - Господь живых и мертвых, потому что по повелению Его предстали Ему и Моисей, в свое время плотью своей легший в землю, и Илия, который не видел смерти и во плоти был вознесен до времени в Небесные обители.

Господь возвел Апостолов на гору и преобразился перед ними, чтобы показать им славу Своего Божества прежде Своего Распятия, и дать им воочию убедиться в том, что они уже познали своими верующими сердцами, - что Он и есть обетованный через пророков Мессия - Спаситель мира. А теперь Господь дает им сильнейшее свидетельство Своего Божественного достоинства, чтобы Апостолы, видя предстоящее Ему Распятие по любви к Своему разумному творению, не соблазнились о Нем.

Возводит их на гору и показывает им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по бессилию, но по спасительному для нас благоизволению Своему, добровольно, по любви к Своему павшему во зло и погибель разумному творению.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. И взирали друг на друга, Пророки на Апостолов, Апостолы на Пророков. Увидели там друг друга Учителя и Вожди Завета Ветхого Учителей и Вождей Завета Нового… Так гора стала образом Вселенской Церкви, и Господь соединил на ней два Своих Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам и есть Податель обоих этих Заветов.

Такими возвышенными словами богословствует о Преображении Господнем прп. Ефрем Сирин.

Праздник Преображения раскрывает перед нами истинную славу Божественного творения. Мы видим, что не только Христос в этот день явился перед Своими учениками в славе Отчей, Евангелисты повествуют нам, что Божественный несотворенный свет струился как из Его физического тела, так и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.

Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Здесь открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей, не только земных и временных, но и вечных, Божественных.

В день Преображения Господнего мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой нетленной славой он призван вечно сиять в Царстве Божием.

Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть воспринято в эту славу и воссиять этой славой, как говорит об этом Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам: "Да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15:28).

Или, как сказано об этом же в Откровении Господнем, - Апокалипсисе, - где в последних двух главах повествуется о граде святых Божиих - Небесном Иерусалиме, - где... "ничего уже не будет проклятого", т.е. отлученного от Бога, от несотворенного света Его Божественной благодати; "но престол Бога и Агнца будет в нем", т.е. Сам Бог в неизреченной полноте Своего Триипостасного бытия будет пребывать в граде Небесном Иерусалиме...

"И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков" (Откр. 22:3,5).

Тайнозритель Откровения Господнего, - Апокалипсиса, - Апостол Иоанн Богослов описывает Небесный Иерусалим световидным, говоря, что "город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18).

Здесь мы видим два одновременно взаимоисключающих и взаимодополняющих друг друга аспекта световой символики: стеклянную прозрачность, делающую бытие ясным, в отличие от гадательной зеркальности нынешнего видения мира (1 Кор 13:12), и золотое ослепляющее сияние, скрывающее от разумного творения непостижимую сущность Своего Творца, наполняющего Собой, Своим бытием спасенное от тления творение. Эти две стороны символа обоженного мира будущего века по-разному отражаются в церковной традиции Востока и Запада.

Как пишет Аверинцев С.С., "...если Византия разрабатывает мозаику с золотыми фонами, то Запад создает витраж. В мозаике даже и самое стекло смальты назначено отражать и преломлять, но не пропускать свет; его блистание, как и блистание золота, не прозрачно. Напротив, в витраже торжествует именно прозрачность стекла. Так христианский Восток и христианский Запад по-своему расставляют акценты на двух различных полюсах двучленной эмблемы Апокалипсиса" (Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. Сборник "Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа". М., 1973, с. 48.).

В свое время, во Вселенской Церкви было много богословских споров о природе Фаворского света. Что это за свет?

Большинство святых отцов, говоривших о Преображении Господнем, утверждают нетварную, т.е. несотворенную, Божественную природу Света, явленного Апостолам.

Так называемый "Агиоритический томос", - апология, составленная афонскими монахами во время богословских споров о Фаворском свете, - различает свет чувственный, свет умный и свет нетварный, превосходящий равным образом два первые. "Иной свет, - говорят афонские монахи, - свойственно воспринимать уму, и иной чувству; чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждое из них действует сообразно со своей природой и в пределах ее. Но когда достойные получат духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходит всякое чувство и всякий ум... как это ведает один Бог и испытывающие такие действия".

Обобщая опыт святых отцов, православный богослов Владимир Николаевич Лосский в своей книге под названием "Очерк мистического богословия Восточной Церкви", пишет:

"Свет, который Апостолы видели на Фаворе, свойственен Богу по природе. Превечный, бесконечный, существующий вне времени и пространства, он являлся в Ветхом Завете как слава Божия - явление страшное и невыносимое для твари, ибо оно было внешним, чуждым человеческой природе до Христа и вне Церкви.

Вот почему, по святому Симеону Новому Богослову, апостол Павел по дороге в Дамаск был ослеплен и повержен на землю явлением Божественного света, так как он не имел еще веры во Христа. Наоборот, Мария Магдалина, по святому Григорию Паламе, могла видеть свет воскресения, который наполнял гроб Господень и делал видимым, несмотря на ночной мрак, все, что там находилось, тогда, когда "чувственный день" еще не осветил землю; этот свет дал силу ее очам видеть Ангелов и беседовать с ними.

В момент Воплощения Божественный свет сосредоточился, если можно так сказать, во Христе Богочеловеке, в Котором телесно обитала полнота Божества. Это означает, что человечество Христа было обожено ипостасным единением с Божественной природой, что Христос во время Своей земной жизни всегда был озарен Божественным светом, остававшимся невидимым для большинства людей.

Преображение Господне не было явлением, заключенным во времени и пространстве; для Христа никакого изменения в этот момент не произошло, даже и в Его человеческой природе, но изменение произошло в сознании Апостолов, получивших на некоторое время способность видеть своего Учителя таким, каким Он был, блистающим в превечном свете Своего Божества. Это было для Апостолов выходом из истории, восприятием вечных реальностей.

Святой Григорий Палама говорит в своей беседе на Преображение: "Свет Преображения Господня не начался и не закончился; он остался не включенным во время и пространство, и неподдающимся внешним чувствам, хотя и был созерцаем телесными очами... По особому претворению своих чувств, ученики Господни перешли от плоти к Духу".

Чтобы видеть Божественный свет телесными очами, как видели его Ученики на Фаворе, нужно быть причастником этого света, нужно быть измененным им в большей или меньшей мере. Итак, мистический опыт предполагает изменение нашей природы под действием благодати".

"Тело, - говорит дальше Владимир Николаевич Лосский, - не должно препятствовать мистическому опыту. Манихейское презрение к телесной природе чуждо православному подвижничеству: "Мы не прилагаем наименование "человек" душе или телу в отдельности, но обоим вместе, ибо весь человек был создан по образу Божию", - говорит святой Григорий Палама.

Тело, по выражению Апостола Павла, должно стать телом духовным. Наша конечная цель - не только созерцание Бога умом; если бы это было так, то не нужно было бы воскресение из мертвых. Удостоенные блаженства в полноте своей тварной природы узрят Бога лицом к Лицу…

Будучи светом, являющим Божество, благодать не может не восприниматься нами. Мы не можем не чувствовать Бога, если наша природа находится в состоянии духовного здоровья. Бесчувственность внутренней жизни есть состояние ненормальное… Поэтому, преподобный Серафим Саровский начинает свои духовные наставления следующими словами: "Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника". Благодать же дает знать себя как радость, мир, внутреннее тепло, свет".

Священное Писание называет Господа Иисуса Христа новым Адамом. И на Фаворе Он показал славу первозданного Адама, одетого светом Божественной благодати, лишившись которой он увидел свою наготу.

Ибо первоначально, как написано в книге Бытия, оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились (Бытие 2:25).

А после грехопадения, мы читаем: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт. 3:7).

До грехопадения: "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт. 2:25). Спрашивается, почему же не стыдились, а после грехопадения стали стыдиться? Есть два богословских объяснения этого библейского факта, которые не только не противоречат друг другу, но и необходимо дополняют друг друга.

Первое. По слову прп. Макария Великого, до грехопадения "Адам пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами, и блаженствовал, покрываемый Божественной славой... И со вне пребывала в первозданных слава так, что они не видели наготы своей" (Добротолюбие. Т.1, с. 160-162).

Прп. Нил Афонский Мироточивый говорит, что как только Адам согрешил, "мгновенно отступило от него сияние Солнца солнцев, и Адам стал тьмою" (Посмертные вещания, 1912, с. 3). До грехопадения Адам был светлым, от него исходило сияние Божественного света, видимое чувственными очами. Облеченные в свет, люди не видели свою наготу.

Где мы можем увидеть пример подобного одеяния Божественным светом? Прежде всего в Преображении Господнем. Когда Господь Иисус Христос, Которого апостол Павел называет Новым Адамом, преобразился на горе Фавор перед Своими Учениками, то, воспринятая Им в Боговоплощении человеческая природа, просияла славою Божества.

Также, и некоторые святые покрывались Божественной славой видимым образом. Например, пророк Моисей, прп. Серафим Саровский, и другие святые Божии.

Обратимся к тексту книги Исход Ветхого Завета:

"…Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились [к нему] все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синай. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было [ему от Господа]. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Богом" (Исход 34:29-35).

Другой такой пример, когда святые видимым образом покрывались славою Божией, собственноручно записал при своей жизни Николай Александрович Мотовилов, который был исцелен прп. Серафимом Саровским от расслабления (т.е. паралича) всего тела такой тяжести, что к старцу его принесли на руках пятеро его дворовых людей. После исцеления Мотовилов стал послушником и помощником великого старца, и записал множество прижизненных воспоминаний о словах и делах этого дивного угодника Божия. И в частности он записал ныне широко известную в Православной Церкви беседу прп. Серафима о стяжании Духа Святого, которая произошла через два месяца после чудесного исцеления Мотовилова, зимой 1831 года, и сопровождалась как раз теми действиями Господа Бога Духа Святого, о которых у нас сегодня и идет речь. Вот как описывает эти события в своих воспоминаниях Н.А. Мотовилов:

"Это было в четверг. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка о. Серафим начал беседу со мной в ближней пажинке своей, возле той же его ближней пустыньки, против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.

- Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

Здесь Н.А. Мотовилов оговаривается, что с двенадцатилетнего возраста эта мысль его неотступно тревожила, и он, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но их ответы его не удовлетворяли. И, что удивительно, старцу это было неизвестно.

- Но, никто, - продолжал о. Серафим, - не сказал вам о том определенно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством и говорили вам: высшего себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.

Молитва, пост бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть только средство для стяжания Святого Духа Божия".

И далее, беседуя с Н.А. Мотвиловым о цели христианской жизни, прп. Серафим говорил о необходимости стяжания Господа Бога Духа Святого, Которого первые люди после грехопадения и лишились, обнажившись покрывавшей их Божественной благодати. Разговоры о невидимом всегда трудны для понимания, и Мотовилов, беседуя с батюшкой Серафимом, никак не мог уяснить, как ему твердо распознать, находится ли он в благодати Духа Божия, или же чужд ее.

Тогда, как повествует далее в своих записках Мотовилов, о. Серафим взял его весьма крепко за плечи и сказал:

"Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

О. Серафим сказал:

- Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И приклонив ко мне голову, он, тихонько, на ухо, сказал мне:

- Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу, и внутри себя сказал: Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, Которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей. И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима. Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим? Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Эта благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией...

- Что же, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, и не бойтесь - Господь с нами.

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, - не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим, и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху, и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?

- Что же чувствуете вы теперь? - спросил меня о. Серафим.

- Необыкновенно хорошо, - сказал я.

- Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

- Это, ваше боголюбие, - сказал батюшка о. Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: "мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Но, мужайтесь: Я победил мир". Вот этим то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; "мир Божий, который превыше всякого ума". Таким его называет Апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог.

Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому; он свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется миром Божиим.

- Что же еще чувствуете вы? - спросил меня о. Серафим.

- Необыкновенную сладость, - отвечал я.

И он продолжал:

- Это та сладость, про которую говорится в Псалме Давида: "от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их". Вот эта то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может.

- Что же еще вы чувствуете?

- Необыкновенную радость во всем моем сердце.

И батюшка о. Серафим продолжал:

- Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: "в мире скорбны будете, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".

Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с той, про которую Сам Господь устами Своего Апостола сказал, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то, что сказать о той радости, которая уготовлена там, на Небесах, плачущим здесь на земле? Вот и вы, батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какой радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни...

Что же еще вы чувствуете, ваше боголюбие?

Я отвечал:

- Теплоту необыкновенную.

- Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает. Какая же может быть тут теплота?

Я отвечал:

- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит.

- И запах, - спросил он меня, - такой же, как из бани?

- Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию. Когда, еще при жизни матушки моей, я любил танцевать, и ездил на балы и танцевальные вечера, то матушка моя опрыснет меня, бывало, духами, которые покупала в лучших модных магазинах Казани, но те духи не издают такого благоухания.

И батюшка Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

- И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас - так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше боголюбие. Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему?..

Заметьте же, ваше боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает, и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: "теплотою Духа Святого согрей меня".

Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: "Царствие Божие внутрь вас есть". Под Царствием же Божием Господь разумел благодать Духа Святого.

Вот это Царствие Божие теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает и согревает нас, и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанной. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое Апостол говорит: "Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе".

Вера наша, состоит "не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы". Вот в этом то состоянии мы с вами теперь находимся. Про это состояние именно и сказал Господь: "Есть некоторые, из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе".

Вот, батюшка, ваше боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог. Вот, что значит быть в полноте Духа Святого, про которую святой Макарий Египетский пишет: "Я сам был в полноте Духа Святого". Этою-то полнотою Духа Своего Святого и нас, убогих, преисполнил теперь Господь.

Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого".

Вот как описывает Н.А.Мотовилов явление Божественного света во время его беседы с прп. Серафимом Саровским о цели христианской жизни, того света, которым были одеты наши прародители в раю, и которого они обнажились в грехопадении.

Но, мы говорили, что есть два богословских объяснения того библейского факта, что до грехопадения наши прародители не стыдились своей наготы, а после стали стыдиться. Это первое объяснение. Сейчас мы рассмотрим и второе, которое не только не противоречит первому, но и необходимо дополняет его.

"Господь в Евангелии говорит: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно" (Матф. 6:22-23). О каком оке здесь идет речь? Понятно, что острота нашего зрения не влияет на нашу просветленность. Здесь речь идет о разумном духовном оке, от которого действительно зависит наша способность различать добро и зло, и поступать соответственно.

Божественный свет покрывал первых людей не только со вне, но, прежде всего, он пребывал в них. Можно сказать, что опорой сотворенного человеческого духа в естественном первозданном состоянии человека, был Дух Божий. И после грехопадения, когда человек разрушил союз любви с Богом, он лишился и Духа Божия, в Котором только весь сложный состав человека и может пребывать в гармоничном соотношении между его физической и духовной сущностью. А вместе с тем, человек лишился не только сияния Божественной славы со вне его, но и чистоты движений своей души.

Если первоначально ум Адама, его разумное духовное око пребывало в чистоте и созерцании Бога, и Адам в Боге царствовал над движениями своей души, и своими помыслами, то, лишившись Бога, он лишился и своего царственного положения над своим сложным составом так, что низшие движения физической сущности человека стали господствовать над высшими духовными.

"Божественный свет, - как пишет православный богослов Владимир Николаевич Лосский, - является здесь, на земле, во времени. Он открывается в истории, но он не от мира сего, он вечен и знаменует выход из исторического существования. Это - тайна "восьмого дня", тайна истинного познания…, полнота которого не может быть вмещена этим миром прежде его конца. Это начало… Второго Пришествия в душах святых, начаток конечного откровения, когда Бог явится всем в свете Своем неприступном.

Вот почему, по святому Симеону Новому Богослову, для тех, "которые соделались чадами света и сынами будущего Дня и могут всегда как во дни ходить благообразно, для тех никогда не придет День Господень, потому что они всегда с ним и в нем находятся. Ибо День Господень явится не для тех, которые уже осияваются Божественным светом; но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно и покажется им страшным, как огнь нестерпимый и невыносимый".

Божественный свет становится основой нашего сознания: в нем мы познаем Бога и познаем самих себя. Он проникает в глубины нашего существа, вступающего в единение с Богом, он становится для него Божиим судом до Страшного суда. Ибо, по святому Симеону, имеется два суда: один совершается здесь, на земле - это суд, имеющий в виду спасение; другой, - по окончании мира, - есть суд в осуждение:

"В настоящей жизни, когда благодаря раскаянию мы входим свободно и добровольно в Божественный свет, мы оказываемся обвиненными и осужденными; однако по Божественной любви и милосердию это обвинение и этот суд происходят втайне, в глубинах нашей души для нашего очищения и для прощения грехов. Только Бог и мы сами видим тогда сокрытые глубины наших сердец. Те, которые подвергаются в настоящей жизни подобному суду, могут не бояться другого испытания. Для тех же, которые не хотят еще здесь, на земле, войти в свет, чтобы быть обвиненными и судимыми, для тех, кто ненавидит свет, Второе Пришествие Христово откроет свет, скрытый ныне, и сделает явным все то, что до сих пор оставалось тайным. Все то, что мы скрываем ныне, не желая открывать в раскаянии глубины наших сердец, откроется тогда во свете пред Лицом Божиим, перед всей вселенной, и то, что мы представляем собой в действительности, станет явным".

Полное сознание появится у всех в Божественном свете, при Втором Пришествии Христовом. Но это не будет сознанием, свободно раскрывающимся в благодати, в согласии с волей Божией; это будет сознание, пришедшее, так сказать, извне, открывающееся в личности помимо ее воли, свет, соединяющийся с человеческими существами внешним образом, то есть, по святому Максиму Исповеднику, "вне благодати".

Божественная любовь станет нестерпимым мучением для тех, кто не стяжал ее внутри себя. По святому Исааку Сирину, "мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Не уместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой".

Само воскресение из мертвых будет откровением внутреннего состояния человеческих существ, ибо сквозь тела будут просвечивать тайны душ. В своем эсхатологическом провидении святой Макарий Египетский следующим образом выражает эту мысль: "Тот небесный огнь Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовать со вне, и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов".

Тогда все, что душа собрала в своей внутренней сокровищнице, появится вовне, в теле. Все станет светом, все будет проникнуто светом несозданным. Тела святых станут подобными преславному телу Спасителя, каким оно явилось Апостолам в День Преображения. Бог будет "все во всем", и благодать Божия, свет Пресвятой Троицы воссияет во множестве человеческих ипостасей, во всех тех, кто стяжал ее и которые, как новые солнца в Царстве Отца станут подобными Сыну, преображенные Святым Духом, Подателем Света.

"Благодать Его Пресвятого Духа, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - воссияет как "Светило над праведниками, и среди них Ты будешь блистать, Ты - Солнце неприступное. Тогда они все будут просвещены по мере их веры и их дел, их надежды и их любви, по мере очищения и озарения Твоим Духом, о Боже - бесконечный в Своей благости".

Во Второе Пришествие и последнее свершение времен вся совокупность мироздания войдет в полное единение с Богом. Это единение осуществится, или, вернее, проявится различно в каждой из человеческих личностей, стяжавших благодать Святого Духа в Церкви. Но где проходят границы Церкви по ту сторону смерти и какова возможность спасения для тех, которые не познали света в этой жизни, - это остается для нас тайною Божественного милосердия, на которое мы не дерзаем рассчитывать, но которое мы также не можем ограничивать нашими человеческими мерами", - так, обобщая опыт святых отцов, пишет православный богослов Владимир Николаевич Лосский в своей книге под названием "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" (М., 1991, гл. 11 "Божественный свет".).

Поэтому, когда Православная Церковь совершает освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, то, внутри пределов Церкви - это начало чуда Преображения и Богоявления. Верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством Божественной любви тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, возвращается Богу, и Богом приемлется, в Боге обновляется и соделывается новым творением Божием.

Со времен апостольских (Третье и Четвертое Апостольские правила) Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы.

В начале все творение Божие было, по слову Священного Писания, хорошо весьма, Но, так как человек дал место злу в своей воле и через повреждение своей природы ввел его в мир, потому что природа этого мира является, в некотором роде, продолжением природы человека, который был сотворен царем и священником для всего вещественного творения. Таким образом, человек, отпав от Бога, увлек за собой во зло и тление и все вещественное творение Божие. Почему Господь и сказал Адаму: "Проклята земля за тебя" (Быт. 3:17).

Вот по этой причине Церковь, еще с ветхозаветных времен благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, т.е. отлучения от Божественной благодати, возвращает их с благодарением Богу, и молит Творца всяческих благословить плоды земные на пользу вкушающим их.

Поздравляем Вас, дорогие братья и сестры, с наступающим праздником Преображения Господнего и призываем разделить радость Церкви на Божественной Литургии о будущей славе творения Божия, явленной в Фаворском свете. После Литургии, по обычаю, в православных храмах будут освящаться начатки плодов земных: яблоки, груши, сливы, виноград и прочие плоды нового урожая.

Настоятель Свято-Ильинского
храма в городе Выборге
прот. Игорь Аксенов.