Из двенадцати самых больших праздников Православной Церкви, - по-славянски называемых двунадесятыми праздниками, - в основании каждого из которых лежит одно из величественных событий, относящихся к спасению рода человеческого, - четыре связаны с именем Божией Матери. Это Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение и Успение, Первые три праздника являются воспоминаниями событий, в которых Царица Небесная послужила спасению рода человеческого от власти диавола и вечной смерти. Успение же является праздником торжественного итога Ее служения Господу Богу, увенчанием всей Ее жизни, исполненной чистоты и святости Ее служения своему Небесному избранию.
Праздником Рождества Пресвятой Богородицы начинается церковный богослужебный год, потому что Пречистая явилась той дверью через которую Безначальный, Невидимый и Непостижимый умом человеческим Бог вошел в этот вещественный мир видимым образом, облекшись в Ее утробе плотью и кровью, а праздником Успения Пресвятой Богородицы церковный год завершается.
Поистине, какой ум Ангельский и человеческий не придет в изумление от величия Той, в Которой Бог соединился с человеком, и Которую мы величаем Богородицею! Которая млекопитала Творца веков, и Которая пеленала и носила на Своих пречистых руках нашего Спасителя!
Так, святитель Григорий Палама, обобщая святоотеческое богословие, поставляет Божию Матерь на ближайшее к Пресвятой Троице место, называя Ее живой границей между сотворенным миром и несотворенным бытием Превечного Бога, Творца и Вседержителя всего сущего.
Поистине, Царица Небесная достойна прославления во все времена и от всех родов Небесных и земных разумных творений Божиих. Потому что через нее Творец всего сущего вошел в этот мир как человек, оставаясь при этом совершенным Богом. Вошел для того, чтобы людям вернуть не только поврежденный образ Божий в них, но и даровать нам в Себе, в Своем Рождестве от Девы Марии сыновство Отцу Небесному.
Почти двадцать веков отделяет нас от того дня, когда Пречистая Дева Мария, простившись с ближайшими Учениками Христовыми, Его Апостолами, тихо почила смертным сном потомков Адама, предав душу в руки Своего Творца и Сына, по воспринятому Им в Ее утробе человечеству. И первой из рода человеческого, вслед за Спасителем, во всей полноте духовно-телесной природы человеческой вошла в славу Божию и была вознесена превыше Херувимов, и Серафимов, и всех разумных творений Божиих. И все эти двадцать веков христианской истории, - в которой были и победы, и поражения, и открытое богоборчество, - были бессильны умалить восторг человечества перед святостью Царицы Небесной.
В немногих дошедших до нас свидетельствах о Пресвятой Богородице Ее современников слышно безграничное восхищение сердца, слышны чувства, превышающие всякие слова, не умеющие найти достаточных выражений.
Так, ученик Апостола Павла, священномученик Дионисий Ареопагит, который специально пришел из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Божию Матерь, писал в письме Апостолу Павлу:
«Свидетельствуюсь Богом, что кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую перед Богом: когда я с Иоанном Богословом, сияющим среди Апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Передо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений, и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух.
Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
Святой Амвросий, говоря о жизни Царицы Небесной на земле, так описывает душевные качества Пресвятой Богородицы:
«Она Дева не только по плоти, но и по духу: смиренна сердцем и не тороплива в речи. Слова Ее полны Божественной мудрости. Она почти постоянно в чтении Священного Писания и неутомима в трудах. Целомудренна в беседах, говоря с людьми, как перед Богом. Никого никогда Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но все, что ни видела, покрывала Своей любовью. Из уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего благодати. Во всех делах Своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отображением внутреннего совершенства - благости и незлобия»..
Описание святости душевной и внешнего вида Богоматери имеется также у церковных писателей Епифания и Никифора:
«Во всяком случае, - пишут они, - Она сохраняла досточтимую сановитость и постоянство. Говорила очень мало, только о нужном и о добром, и слова Ее были сладостны. Охотно выслушивала других и отдавала всякому должное почтение. В своих беседах предлагала всякому только нужное и приличное; никогда не смеялась и не приходила в возмущение. Обхождение Ее было кроткое и без гнева.
Рост Ее был средний, цвет лица, как цвет зерна пшеничного. Волосы русые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза подобны плоду масличному; брови немного наклоненные и темные; нос не короткий; уста, подобные цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое и не острое, а несколько продолговатое; также руки и пальцы продолговатые. В Ней не было никакой гордости, а простота без малейшего притворства. Не было никакой изнеженности, а во всем совершенное смирение.
Ее одежды были простые и некрашеные, чему доказательством служит Ее покров головы, который и доныне сохраняется. Одним словом, во всем у Нее проявлялась проникавшая Ее Божественная благодать».
.
После Вознесения Господа Иисуса Христа Пресвятая Богородица стала для первых христиан живым свидетельством предреченного ветхозаветными пророками и ныне осуществившегося в человеческой истории чуда Боговоплощения.
Пресвятая Богородица жила в доме Апостола Иоанна Богослова, который единственный из всех Апостолов, стоял вместе с Пречистой Божией Матерью у Креста с Распятым Спасителем, среди всего ужаса и отчаяния происходившего. И тогда, Господь, с Креста, перед самой Своей смертью всыновил Своего любимого ученика Своей Пречистой Матери.
«Жено! се, сын Твой, - сказал Он Ей. Потом сказал и ученику: Се, Матерь твоя!» (Иоан. 19:26-27). И с этого времени Апостол Иоанн взял Пресвятую Богородицу к себе в дом, и, как любящий сын, заботился о Ней, и служил Ей до самого Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
И многие, из уверовавших во Христа, приходили в Иерусалим из далеких стран, чтобы видеть Божию Матерь, и иметь радость общения с Ней. Тот факт, что слава Божией Матери распространившись по всем концам вселенной многих привлекала к Ней в Иерусалим, хорошо видно из Послания священномученика Игнатия Богоносца из Антиохии Апостолу Иоанну Богослову:
«У нас, - пишет он, - находятся многие жены, желающие видеть Матерь Иисуса; они постоянно стремятся найти возможность придти к вам и посетить Ее, припасть к груди, питавшей Господа Иисуса, и узнать от Нее некоторые тайны. У нас Она прославляется как Матерь Божия и Дева, исполненная благодати и добродетели. О Ней сообщают, что Она радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и недостатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но еще благодетельствует им. При радостных событиях Она кротка, милосердна к бедным, оказывая им помощь, насколько может; враждующим же на нашу Веру Она противостоит с твердостью. Она - Учительница нашего нового благочестия и всем верным Наставница на всякое доброе дело; особенно любит смиренных, и Сама ко всем смиренна. Все видевшие Ее превозносят. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней! Нам говорили люди, достойные полного доверия, что в Марии, Матери Иисусовой естество человеческое кажется, по причине Ее святости, соединенным с естеством Ангельским. Все это возбуждает в нас, слышащих, безмерное желание видеть Небесное, - скажу так, - дивное и пресвятое чудо"». Вот так пишет о Пресвятой Богородице священномученик Игнатий Богоносец.
В другом послании тот же священномученик Игнатий Богоносец снова пишет Апостолу Иоанну Богослову:
«Если откроется возможность, я думаю придти к тебе, чтобы видеть собранных в Иерусалиме верных, и особенно Матерь Иисуса. О Ней говорят, что Она честна, приветлива и во всех возбуждает удивление, и все желают Ее видеть. Да и кто не желает видеть Деву, и беседовать с Родившей истинного Бога?».
Из этих посланий священномученика Игнатия видно, с каким сильным желанием стремились первые христиане увидеть одушевленную святыню Божию - Пресвятую Богородицу; и сподобившиеся общения с Ней почитали себя счастливейшими.
Вот какие удивительные свидетельства о земном облике Царицы Небесной оставили нам церковные писатели древности, и, зная их, нам теперь понятнее будет та атмосфера скорби и, вместе с тем, радости, которая была в день Успения Пресвятой Богородицы. Скорби, потому что еще совсем юная Христова Церковь прощалась с живым Свидетельством исторического факта Боговоплощения, и, одновременно, радости от видения и причастия той Божественной славе, которая проявилась в различных силах, знамениях и действиях Божиих при прощании первых христиан с Матерью их Спасителя и Бога в день Ее преславного Успения.
Церковный историк Никифор Каллист подробно изложил церковное предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II в.
Никифор Каллист пишет о том, что многие из тех иудеев, кто не хотел видеть в Господе Иисусе Христе обетованного древними пророками Мессию, покушались и на жизнь Божией Матери. Поэтому, из дома Она выходила только в сопровождении близких. Нередко Она приходила на Голгофу, - к месту Распятия Спасителя, - а также к Святому Гробу Господню, - месту Его Воскресения, - и там подолгу молилась.
В одно из таких посещений этих святых мест Пресвятой Богородице было явление Архангела Гавриила с пальмовой ветвью из райского сада в руках, который возвестил Ей о скором, - через три дня, - Ее отшествии из этого мира. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи, который в свое время просил у Понтия Пилата тела Распятого Спасителя и приготовил Господа к погребению.
И вот, к возвещенному Архангелом Гавриилом дню, по молитвенной просьбе Божией Матери к Своему Сыну и Богу, Господь соделал дивное дело, повелев Ангелам Своим, подобно тому, как они восхитили Апостола Филиппа после крещения евнуха, - вельможи Кандакии и хранителя всех сокровищ царицы Эфиопской, о чем повествуется в восьмой главе (39-40) книги Деяний Святых Апостолов, - собрать, также, в Иерусалим и разошедшихся по разным странам Своих Учеников и Апостолов для прощания с Своей Пречистой Матерью.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что они слетелись, подобно орлам, чтобы почтить день Успения Божией Матери. Она же сообщила им о явлении Архангела Гавриила с благой для Нее вестью о скорой встрече со Своим Божественным Сыном.
Когда же наступил час Успения Пресвятой Богородицы, то внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и было явление Спасителя, окруженного Ангелами и Архангелами, Который видимо для всех принял прямо в свои руки отшедшую душу Своей Пречистой Матери.
Когда же Апостолы понесли одр с телом Царицы Небесной для погребения у подножия Елеонской горы, где были погребены Ее родители Иоаким и Анна, то над погребальной процессией, которая проходила через весь древний Иерусалим, появилось и следовало облако света, и слышались звуки ангельского пения.
Об этих событиях донесли иерусалимским первосвященникам. Те послали стражу, чтобы разогнать погребальной шествие, но облако Божественного света опустилось на шедших с телом Пречистой и закрыло Ее и их от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Тогда, случайно оказавшийся среди шедших с телом Пресвятой Богородицы священник иерусалимского храма Афония попытался внезапно опрокинуть одр с Пресвятым телом, но его дерзкие руки были отсечены невидимой Ангельской силой, так что кисти его остались висеть, вцепившись в край носилок с телом Царицы Небесной.
Судьба Афонии оказалась счастливой, - после раскаяния, он получил Небесное врачевство через возвращение кистей своих рук на их природное место, и впоследствии стал исповедовать Христа Спасителем и Истинным Богом.
К вечеру того дня Апостолы достигли гроба Иоакима и Анны, и положили тело Пресвятой Богородицы в гроб рядом с ними, и закрыли вход в пещеру большим камнем.
По Божественному промышлению Апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он самостоятельно пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и был весьма опечален тем, что ему не дано было вместе с другими Апостолами проститься с Божией Матерью в день Ее Успения. Апостолы, желая утешить его, привели его к гробу Иоакима и Анны, где было положено тело Пресвятой Богородицы, и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но, тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены.
Пресвятая Богородица воскресла по плоти подобно Своему Сыну и Спасителю и взошла на Небо вместе со Своим Пречистым телом. Вот, почему, Церковь, обладая честными останками, т.е. святыми мощами, или их частицами, почти всех святых, включая Иоанна Крестителя, Апостолов, их учеников и т.д.; или же, сохраняя память об их прежнем пребывании, никогда не имела в своем Предании никакого упоминания о мощах Пресвятой Богородицы, или месте их захоронения. Но, при этом, веками хранила части Ее одежды: омофор, ризу и пояс.
Вечером того же дня, когда обнаружилось исчезновение из гроба тела Пресвятой Богородицы, за трапезой, Апостолам Христовым было явление Матери Божией, которая обрадовала не только их, но и всех нас словами: "Радуйтесь! Я с Вами во все дни!" В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"
Праздник Успения Пресвятой Богородицы до сего дня торжественно совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Здесь возведен храм, в котором хранились погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен в Костантинополь, во Влахернский храм.
Так и мы, - Церковь Христова, - которая есть собрание народа Божия, завершая годичный богослужебный круг нашего свидетельства миру о том спасении, которое открылось в Пришествии Христовом, Его Воплощении, Крестной Жертве, Светлом Воскресении и Вознесении в нашей человеческой природе туда, откуда Он и нисшел для нашего спасения от Престола Святой Троицы; завершаем каждый год немного грустным, но, вместе с тем, и наполненным Небесной радостью о, превосходящей всякий ум человеческий и Ангельский, Божественной Славе сущей от нас, от нашего земного рода, Деве Марии. Которая, любовью Божией к Своему разумному творению, соделалась для нас, нашей человеческой природы, тем мостом, который соединил Небо и землю, Творца и Его творение, и ввел нас в будущий век славы воскресших сынов Божиих, причастных Божественному бытию и вечной славе нетленного Творца, Спасителя и Бога нашего.
Настоятель Свято-Ильинского
храма в городе Выборге
прот. Игорь Аксёнов.
2006 г.