БЕСЕДА СВЯТИТЕЛЯ АГАФАНГЕЛА (ПРЕОБРАЖЕНСКОГО), МИТРОПОЛИТА ЯРОСЛАВСКОГО И РОСТОВСКОГО, ИСПОВЕДНИКА (+1928Г.) НА ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ. 


БЕСЕДА СВЯТИТЕЛЯ АГАФАНГЕЛА (ПРЕОБРАЖЕНСКОГО), МИТРОПОЛИТА ЯРОСЛАВСКОГО И РОСТОВСКОГО, ИСПОВЕДНИКА (+1928Г.) НА ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ. 

В шестую Неделю после Пасхи Святая Церковь предлагает нам, благочестивые слушатели, благовествование о чудесном исцелении Иисусом Христом слепорожденного. Остановим свое внимание на этом благовествовании. Исцеление слепорожденного, описанное св. евангелистом Иоанном, совершено было Иисусом Христом в Иерусалиме, во время праздника Кущей. Праздник этот установлен Моисеем в воспоминание сорокалетнего странствования израильтян по пустыне на пути из Египта в землю обетованную, когда они должны были жить в кущах (палатках). Но вместе с тем этот праздник был праздником благодарности Богу за собранную жатву протекшего лета и проводился с таким всеобщим ликованием, что его называли «святейшим и величайшим праздником». Он совершался в течение семи дней подряд, от 15 до 21 дня первого осеннего месяца Тисри (по-нашему, в конце сентября и начале октября), и восьмой день проводился в священном собрании. Для живейшего напоминания о странствовании по пустыне иудеи во все время этого праздника жили в кущах, сделанных из густолиственных масличных, пальмовых и миртовых ветвей на улицах и площадях, во дворах и на крышах домов. Главные учреждения этого праздника содержали указания на те чудные дела Иеговы, которых свидетелем был Израиль в продолжение странствования по пустыне. Все священники по очереди совершали богослужения в храмах, ежедневно читался Закон, семьдесят волов приносились в жертву. Каждый день, около времени утренней жертвы, священники исходили к Силоамскому источнику, золотою кружкою черпали здесь воду и, смешав ее с вином, при звуках музыки и торжественном пении выливали ее в серебряную трубу на стороне алтаря, в воспоминание о воде, чудесно изведенной из скалы Моисеем. Каждый вечер, до захода солнца, во дворе храма в двух колоссальных, вызолоченных подсвечниках в воспоминание огненного столба, указавшего путь евреям во время странствования по пустыне, зажигались лампады, свет которых разливался на огромное пространство. Между тем, священники и левиты, построившись в ряды на четырнадцати ступенях внутреннего двора, пели священные псалмы (119-133) с аккомпанементом музыки при всеобщем ликовании народа.

Каждый взрослый израильтянин должен был лично являться на этот праздник к месту святилища и оставаться там в продолжение семи дней. И вот, огромные праздничные караваны направлялись в Иерусалим, но Христос с учениками Своими некоторое время оставался в Галилее. Между тем, иудеи искали Его на празднике, по улицам слышались вопросы: «Где Он? Здесь ли Он? Придет ли Он?» Отсутствие Его возбудило разные толки в собравшейся толпе. «Он добр», — говорили одни нерешительно и боязненно. «Нет, он обольщает народ», — громко и злобно говорили другие. И вдруг среди этих толков и суждений, когда все уже праздничные гости собрались в Иерусалим, ни для кого незаметно, в половине праздника, пришел Христос. Он вошел в храм и стал учить и изъяснять Писание. Сначала иудеи слушали Его в безмолвии, но скоро старые недоумения взяли свое: раздражение и ненависть усиливались по мере того, как Его Божественный голос звучал сильнее и громче. Наконец, буйство ослепленных, ожесточенных иудеев дошло до того, что они подняли, было, камни, чтобы побить Его как богохульника. Но час Христа Спасителя еще не настал, поэтому Он скрылся в толпе народа и, когда немного прошла их ярость, вышел из храма, пройдя посреди них. В глубокой скорби об ослеплении неверующих иудеев Иисус Христос оставил храм и пошел по улицам Иерусалима. Удалившись от поднявших на Него руки без всякого вреда, Христос хотел, чтобы этот день — день для многих последнего свидания с Ним — остался в памяти их не по одним только словам Его, но и по чудесным деяниям. Проходя по улицам, Христос, как всегда, взирал на бедных и несчастных. И вот, Его полный участия взор остановился на слепце от рождения, который, сидя у дороги, заявлял о своем жалком положении, выпрашивая милостыню. Спаситель вознамерился ради праздника сделать Свой дар этому бедняку. Но ни золота, ни серебра Он не имел возможности дать слепцу, это могли дать ему другие, особенно мнимо-щедрые фарисеи. Христос вознамерился дать ему то, что никто, кроме Него, дать не мог, — зрение. Однако это великое намерение не укрылось от взоров внимательных Его учеников. Привыкнув к тому, чтобы при каждом обстоятельстве получать от своего Учителя наставления о Его Царстве и Его истинах, ученики предложили Ему для разрешения мнение того времени, что всякое страдание есть наказание за определенные грехи, и спросили: Учитель! Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? (Ин. 9, 2). Не знаем, что именно подало повод к такому вопросу со стороны учеников, особенное ли замеченное ими внимание, с каким Господь смотрел в этот раз на слепого, или другое что-нибудь, но вопрос, с точки зрения учеников, имел глубокое основание. Все вообще иудеи с детства воспитывались во взглядах, по которым каждое страдание и несчастие было необходимым и прямым следствием или, точнее, Божественным наказанием за особенные грехи. Это было общее, очень распространенное мнение — конечно, справедливое, но не для всех случаев. Христос неоднократно раскрывал ученикам Своим по разным случаям связь между грехом и болезнями людей (Лк. 13, 1-3; 4-5; Ин. 5, 6; 14). Недавно апостолы еще слышали, как Христос сказал расслабленному: Вот ты выздоровел, не греши же, чтобы не случалось с тобой чего хуже (Ин. 5, 14). Теперь они видят слепого, знают, что он слеп от рождения, и недоумевают, как бы говорят: «Положим, что тот расслаблен был за грехи, но об этом что сказать? За грехи он наказан слепотою? За чьи же? Если за свои, то, как же это, ведь он родился слепым, а прежде рождения он грешить не мог. Если не за свои, то за грехи своих родителей». То и другое им казалось возможным допустить. Предположение, что он сам согрешил, могло основываться у них на учении о предопределении Божественном, по которому Бог, предвидя его будущие грехи, предопределил за них наказание с самого рождения (Толкование на Евангелие. Арх. Михаил. Т. 3. С. 322). К этому же могло присоединиться мнение талмудистов, что «уже при самом зачатии в утробе матери, зачинающийся плод имеет ощущения добрые и злые и, следовательно, может согрешить еще в утробе матери и за то понести наказание, например, родиться слепым» (там же). Предположение о том, что слепец наказывается за грехи родителей, могло основываться на словах Моисея, что Бог-ревнитель за вину отцов наказывает детей до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7). То и другое предположения, хотя и возможные, возбуждали в апостолах недоумение, которое они и предложили на разрешение своего Учителя. Впрочем, апостолы не столько спрашивают, сколько недоумевают, какое из этих предположений верно. В данном случае ни то, ни другое, как ответил им Христос: Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божии(Ин. 9, 3). Этим Он отнюдь не отрицает того, что страдания вообще суть наказания за грехи, но говорит только, что не всякое частное страдание бывает наказанием за какой-либо особенный, определенный грех: ни он, ни родители его не повинны в каком-либо особенном грехе, вызвавшем чрезвычайное наказание — слепоту. Причина этой слепоты, как и многих других непостижимых дпя человека действий Промыслителя, кроется в тайнах Премудрости Божией, это нужно было по планам Мироправителя. Что этот человек родился слепым, слепым оставался до сих пор, его страдания — все это есть Божественное определение, чтобы явились в нем дела Божии, дела милосердия и любви. Через его исцеление прославится Милосердный Бог и совершится спасение самого слепорожденного, который сам, может быть, и не спасся бы, если бы не родился слепым. И предвидя, что должно повести за собой преднамереваемое Им действие, но вместе с тем осознавая Свою обязанность действовать, доколе продолжается день Его, Христос раскрыл перед учениками тайну Своих мыслей: Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9, 4-5). Чудо, которое Он хотел совершить, должно было служить к просвещению телесных и духовных очей многих слепотствующих душ, готовых сознавать свою слепоту. Христос как бы так говорил апостолам: «Пока Я пребываю в этом мире, пока совершаю дела при свете этого солнца, пока продолжаются дни Моей жизни во плоти, Я должен светить людям учением и чудесами, раскрывая величие и милость Божию и показывая им путь истины и правды. Я свет миру, а потому, пока Я в мире, для мира продолжается день, т. е. время спасения, с отшествием же Моим настанет для мира ночь. Посему Мне должно просветить души многих через исцеление слепого и просвещение его очей. Как свет, Я должен просвещать и чувственно, и духовно». Указав апостолам на то, что Он, как свет миру, должен совершать дела Пославшего Его, Христос тотчас же самим делом доказал истинность Своих слов: Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: Пойди, умойся в источнике Силоам (Ин. 9, 6-7) (Неточное цитирование. Примеч. сост.).

Силоамский источник, называемый у Неемии «смоковичным», протекал при подошве горы Мориа, с южной стороны Иерусалима, вблизи деревни Силоэ. Протекал он через два колодезя, из коих один назывался верхним, а другой нижним. Здесь некогда был царский сад, окруженный стеною, а в саду была купальня (Неем. 11, 13). Тихо струилась вода в этом источнике, да и то не всегда. По свидетельству блаженного Иеронима, вода в этом источнике течет не постоянно, а в известные дни и часы, — и притом иногда очень тихо, а иногда с таким шумом, что его слышно очень далеко. Есть верование, что такое необыкновенное появление и оскудение воды в Силоамском источнике служит продолжением того чуда, которое совершено было по молитве пророка Исаии. Однажды жителям Иерусалима, осажденным врагами, грозила опасность погибнуть от жажды, но, по молитве пророка, вода вдруг полилась к осажденным, а враги остались совершенно без воды (Скворцов. Жизнь Иисуса Криста. С. 176). С того времени источник этот стал пользоваться славой чудесного источника. Во времена земной жизни Иисуса Криста ежегодно в последний день праздника Кущей к этому источнику совершалось торжественное шествие. В этот день рано утром священник церемониально шел с золотой кружкой к Силоамскому источнику для того, чтобы почерпнуть воду. Когда он с почерпнутой водой подходил к дверям храма, то его встречал Первосвященник, который брал от него эту воду и, при звуках труб и торжественном пении, нес ее в святилище. Там он смешивал принесенную воду с вином и потом выливал на алтарь, откуда она через медные трубы выливалась в поток Кедронский. Это была благодарственная жертва Богу, чудесным образом утолявшему жажду израильтян в пустыне; но вместе с тем это служило прообразом той духовной воды, которая со времени Мессии будет изливаться на весь мир (Скворцов. С. 170).

И вот, на другой день этого знаменательного торжества, Христос, изливающий струи Небесного учения и чудес, говорит слепцу: Пойди, умойся в купальне Силоам(Ин. 9, 7). Умолк Божественный голос, а слепец, повинуясь этому голосу, тихо, ощупывая посохом дорогу, пошел по крутым, извилистым тропинкам вниз, к ручью. Но почему же Господь не прямо исцелил слепого? Не сказал просто «прозри» или «будь зрячим»? Ведь даровал он зрение слепцу Вартимею одним словом (Мк. 10, 52). Ведь одним словом «встань» Он исцелил расслабленного, страдавшего тридцать восемь лет (Ин. 5, 8). Одним словом Он воскресил сына вдовы Наинской (Лк. 7, 13) и четырехдневного Лазаря (Ин. 11, 43). А здесь Он плюнул на землю, сделал брение, помазал им глаза слепого и еще посылает умыться в купальне Силоама. Почему же это? Мы, конечно, никак не можем решить, почему здесь, как и в других случаях, Спаситель, Который иногда исцелял одним словом, предпочитал обратиться к медленным и сложным способам сообщения Своей силы. Он никогда не объяснял причины таких Своих действий, которые основывались на глубоком знании данных обстоятельств и на прозрении в сердцах тех, кому давалось исцеление (Ф. В. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. С. 271). Впрочем, отчасти можем видеть, для чего так угодно было Господу даровать зрение слепому. Он сделал это для того, чтобы испытать веру слепого, и при этом обратить внимание многих свидетелей на это исцеление. Ведь Нееман Сириянин не поверил пророку Елисею, отказался идти и омыться в Иордане, чтобы получить исцеление от проказы, и только благодаря убеждениям своих рабов исполнил повеление пророка. Но этот слепой послушался повеления Господа и уверовал, что получит прозрение через омовение. Затем, когда слепой с глазами, помазанными грязью, шел к источнику, то встречавшие его на дороге и бывшие на источнике смотрели на него и внимательно вглядывались в него, а потом, видя его возвращающегося прозревшим, становились свидетелями чуда. Слепорожденный, с полной верой внимая голосу Христа, пришел к Силоамскому источнику, умылся и увидел свет Божий. В радостном изумлении он бросает взор свой на Силоам и на бывших там, поднимает глаза кверху — и перед ним открывается Иерусалим во всем его поразительном величии, Иерусалим, в котором он жил и которого никогда не видел.

Там, наверху, в прозрачном воздухе, поднимаясь из окружающей глубокой долины, стоял великий город; полуденное солнце, сверкавшее на мраморных бяшенках и золочены кровлях хромовых зданий, отражалось в море ослепительного блеска, перед которым непривычные к свету глаза невольно должны были закрываться. С восторгом немого изумления глядел на это слепорожденный. Кто может понять могучий порыв, который при этом зрелище потряс душу слепца! При взгляде на это море золота и света заликовало сердце его, и он, полный любви и благодарности к Тому, Кто даровал ему это счастие, спешит на то место, где остался Христос со Своими учениками. Но когда он пришел, то Его уже здесь не было, так что исцеленный знал только по слухам от других имя исцелителя, а не знал, кто Он и где Его найти. Исцеленный был хорошо известен в Иерусалиме как всем примелькавшийся слепой нищий, и теперь появление его прозревшим произвело сильное смятение. Тотчас начались толки. Соседи его, пораженные величием чуда, не верили, что это тот, которого они раньше видели слепым. Они терялись в недоумении и спрашивали друг друга: Не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили, что он, а иные: что похож на него (Ин. 9, 8-9).  Неудивительно, что внезапное исцеление от слепоты много изменило черты лица исцеленного. Видевшие прежде печального слепца, а теперь встречавшие этого человека зрячим и радующимся, действительно могли сомневаться, он ли это. Стали расспрашивать самого слепца, а он, не стыдясь своего прежнего убожества, не боясь народа, отвечал: «Это я». «Как же открылись у тебя глаза»? — спрашивали его. Тот рассказывал историю исцеления (Ин. 9, 10-11). Но эта история прибавила к изумлению фарисеев еще больше поводов для негодования, потому что это исцеление было совершено в субботу. О, это дело важное! — оставить так это дело нельзя. Не хотели ли недавно этого нарушителя Субботы побить камнями? А Он опять нарушает святость этого дня!..

Но в чем же заключается нарушение Субботы Христом, исцелившим слепого? Ведь Христос при этом исцелении ничего не делал. Как это не делал? Он же плюнул на землю, мешал слюну с пылью, мазал глаза слепого. Разве это не нарушение Субботы? С точки зрения иудейских буквопоклонников, все это было нарушением субботнего дня. Сама великая синагога начертала 39 правил и бесчисленное множество запрещений работ, нарушающих Субботу в первой или второй степени. По этим правилам не только несение ноши, не только какое-либо дело, но даже сохранение жизни являлось нарушением Субботы. В Субботу больной не мог послать за врачом, человек с больной поясницей не мог натереть больное место, страдающий зубной болью не мог прополоскать рот уксусом, а мог только подержать уксус во рту и плюнуть. В Субботу никто не мог даже ободрить больного или утешить печального, а убить муху в Субботу значило совершить такое же преступление, как убить верблюда. И однако же, вот человек, считающий себя пророком и даже более того, Сыном Божиим (Ин. 8, 16-19), который нарочно, как казалось им, отвергал святость Субботы: Он не только помазал оба глаза слепцу, но и даже мешал слюну с пылью. Иудеи были так пропитаны этой крайней мелочностью, что необычайное исцеление слепого пробудило в них не благодарность, а ненависть за нарушение их суеверного почитания Субботы. Поэтому они повели бывшего слепца на совет фарисеев, чтобы они дали надлежащее суждение об этом деле.

Начались новые допросы. Слепорожденный снова должен был рассказать, как он прозрел (Ин. 9, 13-15). Но от этого простого рассказа в самом синедрионе произошло разногласие. Некоторые из фарисеев, ослепленные гордостью и упорством неверия, говорили: Не от Бога этот человек, потому что не хранит Субботы (Ин. 9, 16).  Другие, невольно поражаясь ярким светом истины, говорили: Как может человек грешный творить такие чудеса? (Ин. 9, 16). Вышла распря. Ничего не объяснив спором, они спросили самого исцеленного: Ты что скажешь о Нем, потому что Он тебе отверз очи? (Ин. 9, 17). Вопрос этот, кажется, был предложен с такой целью, чтобы в словах исцеленного найти что-нибудь такое, к чему можно придраться, чтобы заподозрить действительность чуда и как-нибудь перетолковать его. Но тот, не будучи посвящен в тайну их коварного замысла, но руководствуемый здравым разумом и чистым сердцем, с бесстрашной прямотою, коротко и решительно ответил им: Это пророк (Ин 9, 17). «О, — возразили фарисеи, — это сделка! Этот слепой никогда слепым и не был. Позвать родителей его» (Ин. 9, 18). Они думали, что если не удастся разоблачить Иисуса Христа в нарушении субботнего покоя, то можно уличить Его в обмане; если им удастся распространить веру, что исцеленный не был слепым, то дело само собой рушится. Поэтому, стараясь во что бы то ни стала найти возможность опровергнуть действительность чуда, они послали за родителями бывшего слепца. Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит? (Ин. 9, 19) — спрашивали фарисеи родителей слепца, надеясь, что они от страха выскажутся сообразно их желанию. Быть может, они надеялись угрозами или подкупом заставить родителей отказаться от своего сына или признать здесь обман (Фаррар. С. 272). Но родители подтвердили свидетельство своего сына, говоря: Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите, пусть сам о себе скажет (Ин. 9, 20-21). Услышав такой ответ родителей, фарисеи в страшном смущении опять обратились к исцеленному. Под видом людей благочестивых, заботящихся о Славе Божией, и под предлогом сердечной заботливости о душе исцеленного, они стараются обмануть его своей духовной опытностью, смутить и подорвать его мнение, сбить его в показаниях и говорят ему: Воздай славу Богу, мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин. 9, 24). Фарисеи, вероятно, надеялись, что он удовлетворится их советом воздать славу Богу и принять их решение, что Иисус — грешник. Они как бы говорят ему: «Прославь Бога, ибо Он даровал тебе зрение, а Иисус ничего не сотворил, Он не исцелил тебя, потому что Он — грешник, нарушитель Субботы». Но их слова не привели в заблуждение бывшего слепца. Его нельзя было запугать властью или сбить с толку ложными уверениями. Он откровенно и честно отвечает им: Грешник ли Он, не знаю. Одно знаю — я был слеп, а теперь вижу. Фарисеи стали его допрашивать: Что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи? (Ин. 9, 26). Спрашивали, конечно, не для того, чтобы узнать истину, а чтобы найти в его словах что-нибудь такое, что можно было бы перетолковать, представить его объяснения противоречащими одно другому, а через это исказить, опровергнуть, уничтожить истину самого чуда. Но прямая, честная душа не противоречит сама себе, исцеленный не изменяет истине; он, проникая в их тайные намерения и не желая угождать им против истины, не стал повторять своего ответа, а только иронически спросил: Что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? (Ин. 9, 27). Эта насмешка над фарисеями вызвала с их стороны укоризну смелому исповеднику истины. Ярость и негодование не могли далее сдерживаться в сердцах их. С глубоким презрением они отвечают ему: Ты ученик Его, а мы ученики Моисеевы. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он. Это и удивительно, — продолжает исцеленный, — что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он был не от Бога, не мог творить ничего (Ин. 9, 30-33). Но чем сильнее обличали иудеев бесхитростные слова слепорожденного, тем с большими укоризнами они восставали против него. И вот, когда власть, угрозы, ласка — все оказалось бессильным, то они, возмущенные до глубины души исповеданием слепца, в бешенстве воскликнули: «Как! Ты, нищий, рожденный весь в грехах, смеешь учить нас, фарисеев, учителей народных, законников, точных исполнителей закона, праведников?» И, будучи не в силах более сдерживать своего негодования, выгнали его вон (Ин. 9, 34). Но Христос не оставил Своего исповедника. Уклонившись от народа на ту пору, когда это все происходило, Христос является к исцеленному, чтобы подкрепить его веру и наградить за твердость, с какою он выдержал искушение. Услышав, что фарисеи выгнали слепорожденного и найдя его в храме, Христос сказал ему: Ты веруешь ли в Сына Божия? (Ин. 9, 35). Что должен был отвечать на это слепорожденный? Он был человек бедный, неученый. Правда, он слышал, что должен придти Сын Божий. По незабвенному голосу он понимает теперь, что перед ним стоит его спаситель, и недоумевает, неужели это и есть обещанный Сын Божий? И вот, нерешительно, не зная, что сказать и что делать, он спрашивает: А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Покажи мне Его, и по слову Твоему я уверую в Него. Тогда Христос ответил ему: И видел ты Его, и Он говорит с тобою (Ин. 9, 36-37). Тотчас же слепорожденный понял, о Ком Он говорил. Увидел Сына Божия перед собою, благоговейно пал перед Ним на колени и сказал: Верую, Господи! (Ин. 9, 38).

Но довольно об исцеленном слепце и слепцах фарисеях. Ведь евангельское повествование написано для нашего поучения и назидания. Соберем же теперь уроки, которые дает нам это повествование. Проходя дорогой, Иисус Христос увидел слепца. Слепец этот не просил Его об исцелении, а Небесный Врач Сам благоволил оказать ему нужную помощь. Вот нам первый урок. «Будем и мы подражать любвеобильному и милосердному Господу, не будем с закрытыми глазами и слухом проходить мимо несчастных, нуждающихся в нашей помощи, хотя бы они сами и не просили нас об этом. Будем делать для них все, что можем, что в нашей власти и силе» (Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна).

Но прежде, чем Христос исцелил слепца, ученики спрашивали Его: Учитель, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? (Ин. 9, 2). Этот вопрос для нас очень назидателен. Из него мы узнаем, что причиной наших болезней и несчастий чаще всего бывает грех. И неудивительно. От греха чего же больше еще и ждать, как не бед и скорбей. Отсюда само собой вытекает другой урок для нас: как строго мы должны блюсти себя от греха, как свято должны проходить поприще нашей жизни и где должны искать утешения и врачевания.

Далее из вопроса учеников Христовых открывается, что люди терпят иногда несчастия, подвергаются болезням за грехи своих родителей (кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?). О, как должны быть поучительны эти слова для отцов и матерей! Часто рождаются дети с недостатками телесными, кто виноват в этом? Родители, которые не умели или не хотели вести себя должным образом, не умели или не хотели беречь детей своих, когда они были еще в утробе матери. Но гораздо чаще дети рождаются слепыми и таковыми остаются долго, нередко на всю жизнь, слепыми не телесно, а духовно, и кто виноват? Родители, которые не стараются воспитывать детей своих в страхе Божием, не только не отвращают их от худых обществ, а сами еще вводят в них, своей жизнью подают соблазнительный пример и предоставляют все случаи и средства к их распутству. Дурные наклонности, перешедшие к детям от родителей, не встречая преграды, мало-помалу разрастаются, усиливаются, возрастают до страстей и губят тело и душу. Отцы и матери! Если в вас зародились порочные наклонности, поспешите их отторгнуть из души своей. Иначе они, сроднившись с существом вашим, перейдут к вашим детям и погубят их навеки. Но погубить себя и своих детей, отнять у неба, у рая, у Спасителя людей, искупленных ценой Крови Христовой, — это ужасно.

На вопрос учеников: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?Христос ответил: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2-3). Из этого ответа видно, что Бог не всегда только за грехи посылает людям несчастья, а иногда наказывает невинных для того, чтобы явились дела Божии на них. Какой еще поучительный урок нам? Как часто, видя других в болезни и несчастии, мы думаем, что они терпят это за свои грехи и пороки. Конечно, нельзя сказать, чтобы это не было иногда так. Но, во всяком случае, нам надо помнить слова Господа: Ни он не согрешил, ни родители его, но да явятся на нем дела Божии. Видя болезни и несчастия другого, мы не должны презирать и осуждать в грехе его или родителей, но должны подумать, что, может быть, это допущено для Славы Божией. Если кто недоумевает, какая из этого может быть Слава Божия, то пусть не забывает, что пути Промысла неисповедимы. Силою Духа Святого и ныне совершаются дивные дела: и слепые прозревают, и немые говорят, и хромые ходят, расслабленные делаются здоровыми. Кому это кажется малоизвестным, тот пусть спросит и узнает, какие дивные дела являет Бог при тех источниках исцелений, которые доныне открыты и на достойных проливают чудодейственную силу. Источники эти — чудотворные иконы, святые мощи угодников Божиих, спасительные Таинства, крепкая вера и усердная молитва. Еще много спасительных уроков можно было бы извлечь из евангельской истории о слепце, но мы боимся утомить внимание наших слушателей и поэтому заканчиваем нашу беседу.

Сказано в бытность инспектора Томской духовной семинарии. 1888 г.