Слово архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) на Петров пост.


Слово архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) на Петров пост. Мать здоровья.

Освятите пост, проповедите цельбу... воззовите ко Господу усердно (Иоил. 1, 14).

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
     Возлюбленные братия и сестры, мы с вами начинаем святой Петров пост, пост в честь святых апостолов. Мы долго праздновали светлое Христово Воскресение, видели славное вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо. Мы торже­ственно славили Святую Троицу и вместе с апосто­лами приняли Святого Духа Утешителя. Апостолы по принятии Святого Духа пребывали в посте и мо­литве, чтобы сохранить в душе сей благодатный огонь, чтобы еще более очистить себя и укрепиться на предстоящий подвиг евангельской проповеди всему миру.
     И нам с вами, возлюбленные, тоже нужно постить­ся. Святая Церковь мудро предлагает нам постное время, чтобы мы могли проверить себя, рассмотреть свою душу, что там делается? Не предались ли мы беспечности, рассеянности, невоздержанию или многоядению. Пост — превосходная проверка, пото­му что страсти, таящиеся в душе, особенно обнару­живаются постом, они не терпят поста, как бо­лезнь — лекарства. Да и враг не терпит нашего пост­ного подвига, он старается нас искушать и смущать особенно во время поста.
     Приходится слышать, как люди мирские, а иногда даже и верующие, осуждают, принижают значение поста, говорят, что он не нужен и вреден, что он рас­страивает здоровье. Нет, дорогие мои, совсем не так. Святая Церковь мудра установила эти периоды воз­держания для нашей пользы, для нашего облегчения. Многие боятся поста, делают себе послабление из-за болезни. Но ведь все болезни от невоздержания. Мы боимся поститься, и Господь тут же посылает нам бо­лезнь, чтобы хоть ею смирить нашу плоть. Телесный подвиг, труд, воздержание, утеснение плоти необхо­димы для духовного подвижничества. Душа и тело так связаны, так зависят друг от друга, что через те­лесные страдания смиряется душа. «... Страдающий плотию перестает грешить...» — говорит святой апостол (1 Пет. 4, 1). Вместе с тем душа, очищенная и укреплен­ная благоразумным постом, и телу сообщает крепость и бодрость. Святые подвижники не только посты соблюдали, они жили в постоянном крайнем воздержании; некоторые травой питались, другие су­хоядение хранили или через день ели, или другие подвиги несли, а как трудились при этом и как они были крепки: не жаловались, не болели. Мы болеем от грехов. Преподобный Алипий Столпник жил сто восемнадцать лет. Преподобный Павел Фивейский — сто тридцать лет. Преподобный Павел Комельский — сто двенадцать лет. Преподобный Антоний Вели­кий — сто пять лет. Преподобный Макарий Алексан­дрийский — сто лет. Вот вам и долголетие. Оно — от умеренной жизни.
     И нам, дорогие мои, пост будет только на пользу. Пост облегчает душу, освобождает ее от порабоще­ния плоти. Пост оживляет все духовные чувства, ок­рыляет молитву, охраняет от искушений, погашает страсти; пост — мать целомудрия. А главное — пост гнев Божий на милость прелагает. Истинного поста, не лицемерного, внешнего, воздержания, а искрен­него покаяния, исправления жизни — вот чего ждет Господь от нас: «... обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши…» — говорит Он через про­рока (Иоил. 2, 12-13). В таком посте пребывал Давид после своего падения, и Господь принял его покаяние. Такой пост наложили на себя ниневитяне, когда Господь готов был истребить их город, но они покаялись, благодаря проповеди пророка Ионы, оставили свои злые дела, и Господь отвел от них наказание.
     Возлюбленные братия и сестры, и мы с вами имеем крайнюю нужду в помиловании. Сколько мы грешим, сколько гневим Бога... И чтобы хоть немного отрез­вить нас, Церковь Святая призывает нас к посту.
     Какой же пост должен быть у нас, чтобы он был бо­гоугодный и истинный? Пост должен быть двоя­кий — телесный и духовный. Телесный пост укроща­ет страсти плотские. «Кто служит своему чреву и ме­жду тем хочет победить дух блуда, тот подобен уга­шающему пожар маслом», — сказал в своей «Лестни­це» великий наставник подвижников преподобный Иоанн Лествичник (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 14, П. 20).
     Но одного телесного поста, воздержания от пищи, мало, надо соблюдать духовный пост. Пусть постятся все наши чувства, пусть сердце воздержится от злых чувств, ум — от непотребных мыслей, язык — от гни­лых слов, вся жизнь — от злых, греховных дел. «Если ты постишься без милостыни, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то пост твой не есть пост... Я на­звал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем по­стящегося и творящего неправду». «Пусть у тебя все постится: язык, слух, зрение, рассуждение, руки, ноги, все, все... Ты не вкушаешь мясо, но съедаешь ближне­го осуждением, кладешь поклоны — и злоречишь. Мо­лишься — и злишься на ближнего». Такой пост будет нам не во спасение, а в большее осуждение.
     Как любили пост наши благочестивые предки, как они проводили его с усердием к молитве, к добрым делам! Возможен ли такой пост для нас с вами, воз­любленные братия и сестры? Возможен и нам. Нам-то особенно нужно поститься. Сколько у нас в душе греха, зла, неправды, все это требует очищения, исправления и искоренения постом. Сколько у нас в жизни искушений, затруднений и всяких нелегких обстоятельств, и мы этим оправдываемся, ссылаемся на трудности... Это все так, нам нелегко спасаться, и нам особенно нужны духовная бодрость и трезвение, ясность ума и постоянное внимание к себе и своему спасению. «Смотрите же за собою, — предупредил Господь, — чтобы сердца ваши не отягчались объяде­нием и пьянством...» (Лк. 21, 34).
     Вот мы пришли к Преподобному Сергию, принес­ли ему свои скорби, и он нас слышит, принимает и жалеет. Он и сам нелегкую жизнь прожил, но он по­стник был, подвижник, и нас учит идти и спасаться этим же путем воздержания, смирения своей плоти и своей души. Он с младенчества был постник и про­жил всю жизнь «до отшествия своего храня сие опас­но», «душевные страсти из корене исторгая и телес­ная чувства огорчевая» (служба на преставление Преподобного Сергия. Стихира на «Господи, воззвах...», глас 6). Он душу свою очистил мно­гими пустынными подвигами и крайним воздержа­нием и «сих ради в чертог небесный вселился еси» (Там же. Канон, глас 1, песнь 3), сподобился нетленного блаженства. И нас, детей своих, Преподобный призывает к постному подвигу, без которого нам не видать очищения души, не дос­тичь спасения, не наследовать светлого прекрасного рая, в который входят только многим трудом и воз­держанием от тленных земных наслаждений и удо­вольствий.
     Будем же просить Преподобного, дорогие мои, чтобы он сам укрепил нас, таких малодушных, на предстоящий пост. Послушаемся голоса нашей забот­ливой матери — Святой Церкви, последуем примеру Преподобного Сергия. Будем молить его и святых апостолов Петра и Павла и всех святых апостолов, чтобы они помогли нам провести настоящий пост бо­гоугодно, с пользой для души. Но некоторые из нас и вправду не могут поститься, например по болезни, условиям общежития и прочего. Что делать тогда? «Кто не может поститься, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телес­ная слабость, пусть примиряется с врагами, пусть из­гоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это; то совершит истинный пост, ка­кой именно и требует от нас Господь».
     Возлюбленные братия и сестры, приложим все свои усилия к тем добрым делам, какие для нас воз­можны. Позаботимся, наконец, о своей душе, кото­рой пост нужен, как пища для тела, как воздух для жизни, а главное, будем смирять свою душу. И тогда, по молитвам святых апостолов и Преподобного Сер­гия, Господь примет и наш малый труд и не лишит нас нетленной награды в Своем Небесном Царстве. Аминь.