Протоиерей Игорь Аксёнов. "Свет Христов просвещает всех. Особый лик Русской святости в образе князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Доклад на V Сретенских чтениях в Хельсинки 21 февраля 2011 года.


Протоиерей Игорь Викторович Аксёнов,
председатель Отдела религиозного образования
и катехизации Выборгской епархии,
член Церковно-общественного совета по биоэтике РПЦ,
кандидат философских наук, доцент кафедры теологии РХГА.



О БОГАТОМ ЮНОШЕ.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

(Лук.18:18-27).

Очевидно, что всё сущее стремится к собственному благу. И это стремление к благу порождает в сущем движение, которое является характерной особенностью нынешнего века, как века перемен, времени духовного становления человека, сотворённого по образу Божию свободным.

«Быть свободным, значит быть лишённым конститутивной тождественности, не быть предписанным определённому бытию, иметь возможность быть другим, чем ты был, и не иметь возможности расположиться раз и навсегда в каком-либо определённом бытии…»[1].

В отличие от всего в мире, человек «никогда не является человеком безусловно; напротив, быть человеком как раз и означает быть всегда на грани того, чтобы не быть им… В то время как тигр не может перестать быть тигром, детигрироваться, человек живет в постоянной опасности дегуманизироваться»[2].

Человек может, возлюбив Бога, стать подобным Ему, в межличностном общении со своим Творцом приобщиться к Его Триипостасному бытию и достигнуть блага обожения, а может, приняв для себя ложные ценности иллюзорного блага, промахнуться мимо Источника жизни и подлинного блага для себя. Такой личностный промах, - на др.-греч. ἁμάρτημα, ἁμαρτία, - и означает «грех». Такой «промах» означает и выход за пределы жизни в Боге, вне которых нет ни жизни, ни реальности, ни бытия.

Но, что есть подлинное благо и иллюзия блага? Платон, ещё до Рождества Христова, в своём сочинении «Государство» определяет «благо» не просто как нечто, этически положительное, но и обладающее онтологическим совершенством. Благо, по Платону, нельзя определять как удовольствие, потому что удовольствия, как он пишет, бывают и дурными. Также, благом нельзя назвать и то, что только приносит нам пользу, потому что польза одного может быть вредом для другого.

В конечной своей глубине, «благо» - это категория онтологическая, которая ставит нас перед реальностью Бога, Который, пребывая в Триипостасном единстве любви Трёх, единственно подлинно благ, ибо преизбыточная любовь Божественных Лиц в Их абсолютной свободе, как вода в весеннее половодье, изливается окрест своего источника, наполняя собой всё, что находится окрест и ниже её, излилась благом в творении мира, дабы было множество наслаждающихся благом бытия и жизни.

Поэтому, Господь, когда к нему обратился некто из начальствующих в Израиле и хозяев жизни со словами: «Учитель благой! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную» (Лук. 18:18), первым делом поправляет его, видящего в Господе Иисусе Христе только простого учителя закона, следующими словами: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Лук. 18:19). Ибо никакой человеческий учитель не может быть благим, т.е. подающим благо другим в знаниях. Человек может только указать другим на истинное благо, источником которого является Триипостасный Бог, Который, будучи действительно благим, и подаёт благо бытия и жизни всему творению.

Всякая же тварь может только причаствовать благу и других, через себя, приобщать благу, но не быть источником блага.

Благо – это онтологический принцип, т.е. принцип бытия. Бытие и благо нераздельны, т.к. Творец мира и податель бытия и жизни – благ и по избыточной Своей благости сотворил мир. И всякая тварь, всегда стремится к благу для себя. Но, может вместо блага возжелать иллюзии блага в обладании творением Божием без Его Триипостасного Творца. Зло всегда есть результат отвержения Творца себя и всего сущего в желании автономного обладания бытием и жизнью и «творения» собственного мира по собственному образу и подобию. Но, так как только Бог является подлинным Творцом, творящим мир «из ничего», то тварь может строить собственный мир только на том и из того, что приведено Богом из небытия в бытие. В этом ослеплении собственной свободой в её отрыве от Подателя жизни и бытия, человек начинает паразитировать на творении Божием, причём не только на его неодушевлённой части, но и рассматривая других людей, как средства для утверждения своей автономности. Человек начинает паразитировать на тлеющих остатках жизни в тварном мире, окончательно пресекая связь себя и мира с Подателем общего для всех блага жизни и бытия.

Поэтому благо есть не только принцип бытия, но и нормативный принцип.

Можно даже сказать, что должное для твари выводится из самого факта её существования, которое не является автономным, самобытийным, а является относительным и зависит от Триипостасного Источника и Подателя жизни и бытия.

Святитель Григорий Нисский утверждает: «Если Бог — полнота благ, а человек — Его образ, то образ в том и имеет подобие первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага»[3]. Поэтому Господь и призывает нас: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48).

 

О чём Господь и сказал юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф. 19:21).

Ибо личного совершенства можно достигнуть только в личных, субъект-субъектных отношениях с Тем, Кто совершенен. А богатство мешает расстаться с иллюзией блага автономного бытия.

2018 год

[1] Хосе Ортега-и-Гассет. История как система.

[2] Хосе Ортега-и-Гассет. Размышления о Дон Кихоте // http:// lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega05.txt

[3] Свт. Григорий Нисский. «Об устроении человека», гл. 16.


www.na-gore.ru