Протоиерей Игорь Аксёнов. ЦЕРКОВЬ И ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Через семь недель после Пасхи, всегда в воскресный день, Православная Церковь торжественно воспоминает и на своих богослужениях воспевает историческое событие сошествия Святого Духа на учеников Господа, Его Апостолов.

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Господа Бога Духа Святого на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы в Домостроительстве спасения рода человеческого, и наше знание о Боге достигло той полноты, которая позволила нам говорить на языке богословия о тайне Триипостасного Бога, Единого по Существу и Троичного в Лицах.

Событие Сошествия Господа Бога Духа Святого на учеников Господа Бога Иисуса Христа произошло в ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. На этот праздник иудеи стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы благодарить Бога и принести установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по-нашему, в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян. 2:15), где находились «единодушно вместе» (Деян. 2:1) после Вознесения Господа Иисуса Христа Его ученики, Апостолы, «с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и братьями Его» (Деян. 1:14), «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев из разных народов, прибывших на праздник Пятидесятницы. Они были поражены неожиданным для них явлением: ибо «каждый слышал Апостолов говорящих его наречием» (Деян. 2:6).

«И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:7-13).

Тогда Апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал на славное событие, совершившееся в сей день, как на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле Распятый и Воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами Апостола Петра вещал Господь Бог Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? … Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», - отвечал им Апостол Петр. После сего «охотно принявшие слово» немедленно крестились, и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:37-41).

И вот, с того самого дня как Господь Бог Дух Святой сошел на собрание Учеников Христовых в Сионской горнице, началось доныне продолжающееся служение Церкви в благовестии спасения рода человеческого от власти диавола и вечной смерти. Того спасения, которое открылось нам в Воплощении Бога Слова, т.е. в Рождестве Христовом, Его Крестной Жертве, когда Сын Божий принес Себя в жертву любви за род человеческий, затем Его Светлом Воскресении и Славном Вознесении. Ради этого служения свидетельства о Господе Иисусе Христе, и том спасении, которое открылось для людей, и доныне пребывает открытым, Церковь Христова пребывает в этом мире, исполненном греха и зла, до конца его.

Что же такое Церковь? Слово Церковь имеет двоякое значение.

Во-первых, церковь — это здание храма, где собираются верующие. И, во-вторых, Церковь — это собрание народа Божия, таков непосредственный смысл греческого слова «Ἐκκλησία» (экклесия — «собрание»), от которого происходит именование собрания христиан Церковью. На еврейском же языке такое собрание обозначается словом «синагога» (от греч. συναγωγή — «собрание»; ивр. - "кагал", в отличие от "бейт кнесет" - «дом собрания», помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины после разрушения иерусалимского храма). Но не всякое такое собрание является Церковью Божией. Церковь Божия есть собрание народа Его, которое Сам Бог созывает для служения Ему, в отличие от самочинного еретического собрания, даже если оно и дерзает именовать себя Христовым.

Также, и иудейское собрание после убиения Сына Божия, обетованного Христа-Мессии, уже не является синагогой Божией, но Самим Господом в Откровении Его - Апокалипсисе дважды названо «сборищем сатанинским» (Откр. 2:9 и 3:9), или «синагогой сатаны» («συναγωγη του σατανα»), если буквально переводить с древнегреческого подлинника Апокалипсиса.

«Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя (Откр. 3:9), сказано Господом церкви Филадельфийской (Φιλαδέλφεια на греческом языке означает братолюбие), которая, как предполагают некоторые богословы, прообразует собой предпоследний, совсем короткий, церковно-исторический период, перед завершением этого образа мироустроения. Так, иудейское собрание после отвержения ими Сына Божия лишилось и Отца и, исполнив на Голгофе диавольское похотение богоубийства (см. Иоан. 8:44), по праву стало называться «синагогой сатаны» (Откр. 2:9, 3:9).

Но, «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29), - как пишет о том Апостол Павел, и первый народ избранный, облагодетельствованный величайшими дарами Божиими в нем, после отпадения от Бога не лишился их, но с ними стал творцом последнего времени и конца этого мира. И мы также знаем от Апостола Павла, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25), и Церковь Божия, начавшись в Израиле, остатком Израиля и завершится.

Ныне же истинное боговедение и спасение распространилось в среде некогда языческих народов, из которых и мы с вами происходим. Верою во Христа Спасителя мы оправдались от грехов наших, и Кровию Его вошли в собрание народа Божия, и ныне составляем одно целое с ветхозаветными патриархами, израильскими пророками, Апостолами, новозаветными мучениками Христовыми из всех народов, и великим сонмом русских святых, которые все ныне субботствуют, упокоившись от земных дел своих, и составляют Небесную часть собрания народа Божия, именуемую Церковью торжествующей, в отличие от земной части собрания Божия, которое именуется Церковью воинствующей.

Из самого именования земной части Собрания Божия видно, что она испытывает постоянную брань от богоборца диавола, и увлеченных им в его восстании против Творца падших духов, а также и людей, предавшихся в его богоборческую волю. Так, диавол непрестанно воюет против Церкви Христовой, склоняя членов ее к преступлению спасительных заповедей Божиих, вслед за которым побежденный грехом становится рабом греха и диавола, который является «человекоубийцей от начала… и отцом лжи» (Иоан. 8:44). Как о том и Священное Писание говорит: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2:19). И такой побежденный из такого рабства сам уже выйти не может, почему Господь и оставил для человека до смерти его покаяние, дабы всякий павший мог подняться, Кровию Господа омыться от греха своего, и снова противостать диаволу, и быть победителем от победы Господней.

Когда же диавол видит безуспешность брани духовной, то прибегает к брани плотской, воздвигая через сборище свое гонение на собрание народа Божия, которое есть Церковь Христова, и на тот народ, в котором эта Церковь по преимуществу пребывает. Тогда Небесное собрание народа Божия, - Церковь Торжествующая, - наполняется венценосными мучениками Христовыми, которые победили диавола «Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11).

Такое торжество Церкви Небесной мы видели совсем недавно, в начале прошлого века, когда сборище сатанинское всей диавольской яростью обрушилось на Русскую Православную Церковь и внешнюю ограду ее - Российское Самодержавие. Тогда души сотен тысяч Новомучеников и исповедников Русской Церкви взошли под жертвенник Небесного храма, где пребывают «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9-11).

Церковь Небесная обогатилась, а Церковь земная обнищала. Но ныне Господь снова созывает наш народ в Церковь Свою для служения Ему. «Что же нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Иоан. 6:28), —спросил однажды народ Господа. И Спаситель сказал им в ответ: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан. 6:29). И далее добавил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную... Я - хлеб живой, сошедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6:47,51,56-57).

Вот к этому служению Веры, через участие в трапезе Господней, Христос-Спаситель нас и призывает. И само слово «служение» в переводе на греческий значит «литургия» (λειτουργία — служение; общее дело), - так называется главнейшая часть суточного круга богослужений, во время которой совершается Таинство Причащения верующих Тела и Крови Христовой. И через Причастие Тела и Крови Господа Иисуса Христа мы становимся народом Его, и не просто народом Его, на и родными Ему и Его Пречистой Матери, в утробе Которой, Божество Сына безначального Отца Небесного облеклось в плоть и кровь человеческую. И став подобным нам по плоти и крови человеческой, Сын Божий через нее делает нас причастными Своему Божеству. Ибо когда мы собираемся для служения Ему в Литургии, мы через Причастие единого Хлеба Плоти Его и единой Чаши Крови Его становимся единым Телом Его, и тогда, по слову Господнему, пребываем в Нем, и Он в нас. Плоть Его питает и укрепляет наш телесный состав, а Кровь Его, соединяясь с нашей кровью, освящает не только наше телесное естество, но и душу, потому что «душа тела в крови» (Левит. 17:11).

И так мы теснейшим образом соединяемся с Господом, и собрание Церкви Его становится мистическим, т.е. таинственным Телом Его, которое пребывает в этом мире как соль, препятствуя гниению его. Так Господь в Своей Нагорной проповеди назвал последователей Ему: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф. 5:13).

Когда же пришло Господу время показать Себя миру как обетованного через пророков Мессию, Он, в Крещении на Иордане, был удостоверен в Своем Сыновнем достоинстве Отцу Небесному не только гласом с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17), но и сошествием Господа Бога Духа Святого в телесном виде голубя, Который видимо почил на человечестве Иисуса Христа, ибо Божеством Своим Господь был неразлучен со Отцем и Духом всегда. Так и Церковь Христова, новое Собрание народа Божия, было удостоверено в своем достоинстве сошествием Святого Духа, которое произошло также как и на Иордане, видимым образом, когда Господь Бог Дух Святой, в виде огненных языков, почил на головах немногочисленных учеников Христовых. И только после этого собрание учеников Его стало Телом Его в этом мире.

И сразу же после сошествия Духа Святого на учеников Господа началось их апостольское, т.е. посланническое служение в этом мире. И в первый день проповеди их, в саму Пятидесятницу, при содействии благодати Божией, к Церкви, как мы уже говорили, присоединилось до 3000 человек, которые, крестившись, уже через возложение рук Апостольских, получили Духа Святого с Его Божественными дарами.

Так началось созидание Церкви Господней, мистического, т.е. таинственного Тела Христова, Главой которого является Сам Господь Иисус Христос. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело...» (1 Кор. 12:13), - пишет Апостол Павел. И далее: «Тело же не из одного члена, но из многих... И вы - тело Христово, а порознь члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки...» (1 Кор. 12:14,27-28).

Апостолы, самовидцы Воплотившегося Бога, стали фундаментом всего здания Церкви, и отвергающийся их слова о том, что они «слышали, что видели своими очами» (1 Иоан. 1:1) и преемства благодати Духа Святого, Который пребывает в Православной Церкви через непрерываемое от самих Апостолов преемственное возложение рук епископских при поставлении священнослужителей всех степеней, отвергается не человеков, а освящающей благодати Божией, и пребывает вне Церкви Христовой, и милости спасения Его.

Со временем, по мере того как языческие народы покорялись истине благовестия Христова, Церковь, разрастаясь и мирствуя, теряла в отдельных своих членах соленость; иные же, надмеваясь своим плотским умом, отвергли камень Апостольского учения и, оказавшись на зыбком песке безблагодатного философствования, уклонились в пагубные ереси, производя своими лжеучениями соблазны и разделения в Церкви. Такие члены Тела Христова, по заповеди Господней: «...если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф. 5:30), отлучались на Вселенских и поместных соборах от Православной Церкви, дабы сохранить Тело Церкви здравым.

Нынешние последователи древних и новейших еретиков пребывают вне Тела Христова, и, соответственно, благодати Господа Бога Духа Святого. Но, и внутри Православной Церкви, если кто именует себя православным, а в благодатной жизни Церкви не участвует, и по несколько месяцев не причащается Тела и Крови Господней, или, коснея в грехах своих, дерзает причащаться без покаяния в них, - такие также пребывает вне Тела Его. Ибо истинная Церковь Христова невелика, как и Сам Господь сказал: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук. 12:32). Так, и Ветхозаветный пророк Ездра пророчествовал: «Этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих» (3 Ездр. 8:1).

Потщимся, братия, войти в это число немногих, которые будут «сынами Божиими, будучи сынами воскресения» (Лук. 20:36).

 

1997 г.