В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга рассматривается новый законопроект о введении административной ответственности за "публичные действия, направленные на пропаганду педофилии".

На днях в Мариинском дворце состоялись слушания, организованные комитетом по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, о проекте Закона "О внесении изменений в Закон СПб "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге". Законопроект предусматривает введение административной ответственности в виде штрафа за "публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних", а также за "публичные действия, направленные на пропаганду педофилии".

В ходе слушаний выступили председатель комитета по законодательству Виталий Милонов, депутаты Константин Смирнов (фракция КПРФ) и Ольга Галкина (фракция "Яблоко"), представители Русской Православной церкви, общественных и религиозных организаций, педагоги, медики и психологи.

В ходе продолжительной дискуссии обсуждались вопросы подростковой психологии, конституционных прав меньшинств, общественной нравственности, медицинские и психологические аспекты девиантного поведения и др.

Среди приглашенных на слушания был и настоятель Свято-Ильинского храма г. Выборга, заместитель Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии по Ленинградской области протоиерей Игорь Аксенов. Поблагодарив организаторов слушаний за приглашение, о. Игорь предложил вниманию участников следующую информацию по обсуждаемому вопросу:

«Позвольте мне представить Вашему вниманию небольшой исторический экскурс. На самом деле, европейская история пережила две сексуальные революции. Первая относится к эпохе распада Римской империи и формирования христианской культуры, вторая - ко второй половине ХХ века.

Исследователи античности отмечают в качестве одной из ее особенностей проникновение сексуального элемента во все сферы жизни. Это видно по чрезвычайно обширному и до мелочей дифференцированному эротическому словарю греческого и латинского языков, послужившему основанием для всех эротических словарей современных языков. Например, в словаре александрийского грамматика Гезихия (конец IV века) имеется не менее 74 выражений для различных форм мужеложства и связанных с ним сексуальных проявлений.

Исследователи античности говорят о крайней интенсивности фактора сексуальных удовольствий, половой распущенности и извращенности в позднем Риме. Полибий в "Истории" свидетельствовал: "Люди впадали в великий блуд и любостяжание и роскошь, и не женились, а если и женились, то не желали воспитывать родившихся детей".

Мч. Иустин Философ (+ 166 г.) писал об обычае выбрасывать детей: “Выбрасывать детей худо и потому еще, что их подбирают обычно развратные люди и выращивают (как девочек, так и мальчиков) исключительно для своих сексуальных развлечений. Многие римляне держали целые стада таких детей”

Но лучшие представители античности осуждали разврат. Наиболее убедительными в этом отношении являются следующие суждения Платона в «Законах»: «Из-за влечения ... женщин к женщинам и мужчин к мужчинам проистекают несметные беды, как для отдельных людей, так и для государства... Подобные отношения нечестивы, богопротивны и... позорнее всего позорного... Кто же из людей решится все это возвести в закон?»

Исследователи античности неоднократно приходили к выводу, что кризис и гибель этой культуры были тесно связаны с духовно-нравственным вырождением, которое не в последнюю очередь определялось типом сексуальных отношений.

Почему? Потому что, в каком нравственно-духовном состоянии находятся люди, такими будут и отношения между ними в любой сфере бытия. Половая развращенность постепенно приводит к тому, что человек становится неспособным к порядочности не только в семейных отношениях, но и в отношении к своим ближним в круге своего общения, т.е. сотрудникам, подчиненным, компаньонам, согражданам и т.д.

При этом для любого человека, имеющего духовное рассуждение, очевидно, что человек развращенный становится неспособным к восприятию даров Духа Святого. Он не может быть носителем талантов Божиих, но при определенных способностях становится носителем талантов демонических, которыми и других за собой увлекает во всевозможное зло.

Г. К. Честертон справедливо утверждал, что «христианство явилось в мир, чтобы исцелить его, и лечило единственно возможным способом — аскезой»

Это исцеление и было первой сексуальной революцией в европейской истории. Г. Миллер в исследовании «Половая жизнь человечества» констатирует: «Прямо поразительно, сколько было сделано в этот период церковью для упорядочивания половой жизни, а через это — к оздоровлению общественного организма... Именно здесь сидела глубже всего и была всего упорнее болезнь века». Содержание сексуальной революции, которую на протяжении нескольких столетий осуществляло христианство, заключалось и в утверждении принципа моногамии, и в одухотворении отношений между мужчиной и женщиной, и в утверждении аскетизма как формы духовной свободы человека.

Вторую сексуальную революцию, вернее контрреволюцию, европейская цивилизация переживает с середины ХХ века. Для нее характерен негативизм по отношению к моральным ценностям христианства и обращение к язычеству как эталону понимания сексуальности.

В русле второй сексуальной революции широкое распространение получили различные сексуальные извращения и, в частности, гомосексуализм.

С января 1993 года вступил в силу 10-й Пересмотр Международной классификации болезней. Впервые за все время существования периодических пересмотров гомосексуализм был выведен из категории «болезни» и определен как «сексуальная ориентация», которая, согласно Примечанию, сама по себе не рассматривается даже в качестве расстройства.

Еще в 1990 году медики квалифицировали гомосексуализм «как наиболее распространенное половое извращение». В чем же причины столь резких перемен? Определяющим основанием становится зависимость медицинского знания от морально-мировоззренческих представлений, или, конкретнее, от светской этики, которая отличается крайним релятивизмом, т.е. зависимостью от переменчивого духа времени.

Поставив вопрос о причинах гомосексуализма, медицинское знание отвечает на него, исходя из семи позиций. Первая — генетическая, согласно которой гомосексуализм — это наследственная патология; вторая — неврогенная, связывающая гомосексуализм с церебральными поражениями. С точки зрения эндокринного подхода, в основе гомосексуализма лежат эндокринные нарушения (например, опухоли коры надпочечников). Нейроэндокринная и внутриутробная модель объяснения выходит на уровень изменений гормональных процессов у формирующегося плода. Шестой, психоаналитический подход, объясняет гомосексуализм как следствие ранней фиксации на матери. Патологичность, или инверсивность, гомосексуализма у Фрейда не вызывала сомнения. «Клинический портрет гомосексуализма» до сих пор не могут ему простить многие современные сексуальные либералы.

Седьмая позиция до последнего времени доминировала в отечественной психиатрии. Это условно-рефлекторная концепция гомосексуализма, согласно которой «извращение психосексуальных ориентаций формируется в постнатальном периоде под влиянием средовых (психосексуальных) факторов на патологически измененной почве или вследствие неблагоприятных воздействий». У большинства людей до наступления половой зрелости половое влечение отличается большой неустойчивостью, особенно в отношении цели и объекта влечения. Случайные впечатления, соблазны со стороны товарищей, наконец, прямое совращение со стороны пожилых гомосексуалистов фиксируют у еще не нашедшего себя в половом отношении неустойчивого психопатичного юноши ту форму удовлетворения полового влечения, в которой он испытывал свои первые, наиболее яркие половые переживания. Повторение создает привычку... Параллельно с этим элементы нормального полового чувства постепенно атрофируются и замирают.

Практически все исследователи различают два вида гомосексуализма — активный (врожденный, «истинный») и пассивный (приобретенный, «средовой» или «культоральный»). Активный гомосексуализм составляет «стержневую группу», представленную от 1 до 4% у мужчин и от 1 до 3% у женщин.

Степень же распространения гомосексуализма, т. е. рост показателей «приобретенных» гомосексуальных отклонений, напрямую зависит от культурных влияний, к которым относятся либеральные этико-правовые установки общества, «мода», негативизм по отношению к традиционной морали, основанной на Ветхом и Новом Завете, и т. п.

Согласно данным исследований, проводившихся в Берлине в 1962 году, хотя бы единичный опыт гомосексуальных контактов имели 12% опрошенных, а в 1998 году этот показатель составил уже 46%. Таким образом, налицо факт распространения этой модели сексуального поведения за счет приобретенного гомосексуализма.

Отношение к гомосексуализму в современной европейской культуре прошло три стадии. На первой, он воспринимался как вид извращения; на второй, в результате медикализации проблемы, как болезнь; и на третьей, современной, как норма. Причем одним из способов перехода со второй стадии на третью является отрицание норм и ценностей традиционной морали.

Для сторонников традиционной морали «стержневая группа» гомосексуалистов (пресловутые 4%), не ограниченная ни юридически, ни морально, представляет собой опасность и постоянный фактор риска совращения детей и молодежи, т. е. прогрессирующего роста «приобретенного гомосексуализма».

Библейская мораль на протяжении веков прочно и неизменно стоит на пути этой беды. В Книге «Левит» определяется: «И с мужчиной не ложись, как лежат с женщиной; мерзость это» (Лев. 18, 22).

Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19. 1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее "постыдных страстей" и "непотребств", оскверняющих человеческое тело: "Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим. 1. 26-27). "Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют", - писал апостол жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6. 9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение двенадцати апостолов", творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению.

Основы Социальной концепции РПЦ говорят: «Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии.

В Основах своей социальной концепции Русская Православная Церковь достаточно ясно выражает свое отношение к пропаганде гомосексуализма: «Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма».

Но, то, что очевидно для церковного сознания, отнюдь не является таковым для секулярного сознания. Церковь и мир по-разному смотрят на человека и его благо.

И, как я понимаю, Вы пригласили духовенство на Ваше заседания не для того, чтобы мы приняли участие в обсуждении предлагаемого вопроса с секулярной точки зрения, а как раз наоборот, для того, чтобы услышать библейско-богословскую позицию по данному вопросу. Поэтому позвольте мне обратить Ваше внимание на следующее:

Прежде всего, согласно Свящ. Писанию, Бог, творя человека «по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:27,28). Первое, что мы видим, это то, что благая воля Божия о человеке, сотворенном в двух различных полах – наполнять землю, плодясь и размножаясь. И образ размножения уже недвусмысленно указан в сотворении человека в двух различных образах его ипостасного бытия – мужчины и женщины. И образ Божий существенным образом отображен в творении человека в двух различных ипостасных образах его бытия – мужчины и женщины.

«Различие между мужчиной и женщиной является существенным элементом конституции человеческих существ, сотворенных по образу Божию». Можно сказать, что человек существует только как мужчина или женщина. «Половая принадлежность личности не является культурной или социальной составляющей. Она относится к особому способу проявления образа Божия». К тому же, можно заметить, что Воскресший Господь и по Вознесении остается мужеского рода, а Пресвятая Богородица и по Успении Своем – Приснодевой женского рода.

Участники Международной богословской комиссии, проводившейся в 2000 – 2002 годах в Риме на тему «Человек, сотворенный по образу Божию», в итоговом документе отметили, что «...брак представляет собой возвышенную форму межличностного общения и одну из лучших аналогий Троичной жизни. Когда мужчина и женщина объединяют свои тела и личности в отношениях полной открытости и самоотдачи, они образуют новый образ Божий. Их соединение в «плоть едину» не соответствует просто биологической необходимости, но, по замыслу Творца, приводит их к участию в блаженстве бытия по Его образу. Христианская традиция говорит о браке, как о возвышенном пути святости». «Личности, сотворенные по образу Божию, являются телесными существами, чья принадлежность к мужскому или женскому полу определяет для них особый способ единения друг с другом. ...Брачное значение тел находит свою реализацию в человеческой интимности и любви, которые отражают единство Святой Троицы, Чья взаимная любовь излилась в творении и искуплении».

Позвольте мне еще раз зафиксировать Ваше внимание на изначальном сотворении человека по предвечному замыслу Божию в двух полах – мужском и женском – для исполнения, опять же, предвечного замысла Божия о наполнении размножающимся родом человеческим всей земли.

Очевидно, что однополые брачные отношения не могут пребывать в пределах благословения Божия «плодиться и размножаться и обладать землей».

Гомосексуализм, прежде всего, разрушает супружеские отношения и семью, которая несомненным образом является основой любого общества.

Более того, гомосексуализм уже является, а в перспективе станет главным заказчиком развития и применения новейших репродуктивных технологий, которые сами по себе вызывают целый комплекс проблем, прежде всего этического характера.

Новозаветное Священное Писание предлагает нам рассматривать семью в парадигме отношений нашего Спасителя и Его Церкви.

Апостол Павел в Послании к Ефеской Церкви проводит прямую параллель между отношениями супругов в христианской семье с отношениями Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Ефес. 5:23-25).

Святитель Иоанн Златоуст называет семью «малой церковью». «Скажу еще и то, - пишет он, - что брак есть таинственное изображение Церкви».

Рассматривая семью, как малую церковь, нетрудно заметить, что и болезни семьи имеют те же начала, что и болезни всей Церкви, которые обусловлены духовным состоянием ее членов. Эти причины очевидны: охлаждение любви к нашему Спасителю и Господу и, соответственно, умаление веры, следствием чего является прерывание, по слову проф. В. Н. Лосского, «онтологической связи» (т.е. связи по бытию) с Самим Источником Жизни, Который открывается Ветхозаветной Церкви, как Сущий, нам же, как Сын Человеческий, Новый Адам и Спаситель.

Очевидным признаком такого, извините за антропоморфизм, «развода» человека с Богом является нежелание, да и невозможность пребывать в спасительных пределах жизни в Боге, которые определяются Его заповедями, о чем, собственно говоря, Господь и предупреждал начаток Церкви в лице Своих Учеников, говоря им: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;... нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Иоан. 14:21-24).

В малой церкви, - семье, - именно ослабление, или прекращение, или же первоначальное отсутствие онтологической связи с Богом одного или обоих супругов является истинной первопричиной не только всего спектра проблем внутрисемейных отношений, но и, в своем генезисе, привело к возникновению таких идолов «прогрессивного» секулярного общества, как феминизм и однополые браки.

Благодарю за внимание».

Настоятель Свято-Ильинского
храма в городе Выборге
протоиерей Игорь Аксенов.