СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.

    Каждый год 6 декабря Русская Православная Церковь торжественно вспоминает и прославляет светлое имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
    Тяжелые испытания для всей Русской земли пришлись на годы жизни благоверного князя Александра, но на это время он и родился, на это время огненных искушений Отец Небесный и воздвиг его на камне Веры Православной, Благодатию Своей укрепляя его во всякой немощи человеческого естества. В нем дивным образом сочетались государственная мудрость, воинская доблесть и непоколебимая вера в Господа Иисуса Христа.
    Благоверный князь Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, как пишет летописец, "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III, которого называли Большое Гнездо. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была уже третьей супругой, после смерти двух первых, его отца Ярослава Всеволодовича. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор, преставившийся к Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.
    Надо сказать, что великий князь Ярослав, в крещении Феодор, оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского и отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой князь Александр Невский.
    Княжеский постриг отрока Александра, т.е. обряд посвящения в воины, совершил святитель Симон, Владимирский и Суздальский, один из составителей Киево-Печерского Патерика, память которого совершается Русской Православной Церковью 23 мая по новому стилю. От благодатного старца-иерарха святой Александр получил первое благословение на ратное служение во имя Господа Иисуса Христа, на защиту Русской Церкви и Русской земли.
    С детских лет благоверный князь Александр мужал, участвуя в военных походах под руководством опытных бояр. Сердце же его питалось чтением Евангелия, Псалтири, Житий Святых - теми книгами, на которых воспитывались дети всех сословий его времени - времени, когда Отечество наше именовалось Святая Русь.
    В 1235 году, в возрасте 15 лет, святой Александр уже был участником битвы на реке Эмайыги, на территории нынешней Эстонии, где войска его отца Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году, Ярослав уезжает в Киев, посадив своего сына Александра уже самостоятельно княжить в Новгороде.
    В 1239 году князь Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав Всеволодович, благословил их при венчании древней, по преданию написанной самим евангелистом Лукой, чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской, которая получила такое наименование потому, что отец святого Александра, Ярослав, в крещении носил имя Феодор. Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским, и перенесена им в Кострому.
    Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери, и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями уже начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Божией Матери Феодоровской 27 марта по новому стилю.
    За 6 лет до рождения святого Александра, в 1224 году на южные пределы Руси напали неизвестные дотоле враги, татары, и нанесли русским войскам страшное поражение на реке Калке. "С этого поражения, - говорит летописец, - на 200 лет стала печальной русская земля". Татары наложили на Русь тяжелую дань, но оставили нетронутыми русскую государственность, а главное - Церковь, залог будущего воскресения Руси. Но, в это время Руси стали грозить с Запада другие враги: немцы и шведы. Дело в том, что Римский престол решил, что с татарским нашествием настало благоприятное время для окатоличивания Православной Руси силою меча.
    Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, "крестоносцами", т. е. носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.
    Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы.
    В 1240 году в Новгороде было получено известие, что на Неве появились шведы. У новгородцев и прежде не раз бывали столкновения со шведами из-за Финляндии. Распространяя свое владычество и католическую веру в Финляндии, шведы становились все более и более опасными для Новгорода. Царствовавший в то время в Швеции король Эрих Эрихсон мало занимался делами, и все управление страной находилось в руках знаменитого как своим умом, так и честолюбием, князя Биргера. Который, кстати, с необыкновенной предусмотрительностью угадал место будущей столицы, и основал Стокгольм, а также улучшил законы, исправил судопроизводство, и не оставил без внимания даже нравы и домашний быт шведов. Биргер был женат на сестре короля, и за его бездетностью сам рассчитывал занять престол. Его выдающиеся способности позволяли ему питать столь гордые надежды. Но его ненасытное честолюбие требовало славы. То был век крестовых походов. Совершить славный крестовый поход, приобрести славу героя католической веры, и, в то же время, расширить пределы государства - это было настоящей мечтой князя Биргера.
    В то время, на восточных границах Финляндии происходили смуты по случаю насильственных поступков Абоского епископа Томаса. Назначенный главою новообращенных финнов, родом англичанин, он довел финский народ до крайней степени озлобления своей алчностью и жестокостью. Подстрекаемые вольными новгородцами, финны - язычники вступили в истребительную борьбу против епископа Томаса и латинских миссионеров. Тогда Римский папа повелел архиепископу Упсальскому буллою от 9 декабря ст. ст. 1237 года возвестить крестовый поход против язычников - финнов и русских. Закипели сборы в давно желанный поход. Папа Григорий IХ именем Бога обещал прощение грехов всем участникам похода, а павшим в бою - вечное блаженство. В храмах раздавались горячие проповеди, призывавшие к участию в походе. Католические священники указывали народу на яркую комету, явившуюся на востоке от Швеции, как на указание свыше. "Туда спешите, братья! Вот вам небесная путеводительница к славе и вечному блаженству!" - призывали они в проповедях.
    Призыв не пропал даром. Собралось многочисленное воинство, к которому присоединилось множество искателей приключений и легкой добычи. Шведы захватили с собой норвежцев и подчинившихся им финнов. Войско сопровождало множество католического духовенства, а во главе крестового похода стал знаменитый князь Биргер. С пением священных гимнов, и с крестом впереди войска взошли на корабли. Переход через Балтийское море до Або и от Або к устью Невы совершился вполне благополучно. Надеясь на многочисленность войска, Биргер рассчитывал прежде всего напасть на Ладогу и, закрепившись там, двинуться на Новгород. Покорение новгородской земли и обращение русских в латинство было конечной целью крестового похода.
    Остановившись при устье Ижоры, гордый швед не удержался, и прислал в Новгород к святому Александру гонцов с известием: "Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь, и пленяю твою землю". Но этот надменный вызов не смутил юного князя.
    Святой Александр, которому не было тогда еще и 20 лет, долго молился в Новгородском соборе Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давида, просил Господа: "Суди, Господи, обидящым мя, и возбрани борющимся со мною. Приими оружие и щит, стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты еси Бог наш, и на Тя уповахом!". Принеся теплую молитву к Богу, благоверный князь Александр принял благословение от архиепископа Спиридона, и выйдя воодушевленным из храма, укрепил свою дружину всем нам ныне известными, исполненными глубокой веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". И, возложив все свое упование на Господа, не посрамился. С небольшой дружиной, уповая на Небесное заступление, князь поспешил на врагов, ибо ждать помощи от отца из Киева, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было никакого времени.
    Но было чудное предзнаменование. Стоявший в морском дозоре воин Пелгусий, в крещении Филипп, видел на рассвете плывущую ладью, и на ней святых братьев, - страстотерпцев Бориса и Глеба, - в багряных одеждах. И сказал Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру". Когда Пелгусий сообщил о видении прибывшему благоверному князю, Александр повелел никому не говорить о чуде, но сам, ободренный этим видением, мужественно повел с молитвой войска на шведов. "И была, - как нам повествует летописец, - сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копием".
    И Ангел Божий незримо помогал православному воинству, ибо когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, было обнаружено множество перебитых врагов.
    За эту победу на реке Неве, одержанную благоверным князем над шведским полководцем Биргером летом 1240 года, народ назвал святого Александра - Невским.
    Вернувшись в Новгород в сиянии славы князя-победителя, он, вскоре, из-за возникших, по обычному своеволию новгородцев, недоразумений, в справедливом гневе оставляет неблагодарный Новгород, и уезжает вместе со всем своим домом в Переяславль. Но, обстоятельства вскоре вынудили новгородцев просить святого князя Александра Ярославовича вернуться и возглавить освободительную борьбу против ливонских немцев.
    На восточном побережье Балтийского моря с незапамятных времен жили финские и латышские племена. Этот край, известный тогда под общим названием Ливонии, находился в зависимости от русских - от Новгорода и полоцких князей. Там находились издавна русские владения. Ярослав Мудрый построил здесь город Юрьев. По берегам Двины полоцким князьям принадлежали две волости с городами Кукейнос и Герсик. Благодаря сношениям с русскими, туземцы постепенно знакомились с Православной Верой. И, можно было надеяться, что весь край постепенно сделается русским и православным. Но, в ХIII веке здесь появились немцы, и стали силой принуждать ливонцев креститься. Папа объявил против них крестовый поход, обещая отпущение грехов всем его участникам. Второй немецкий епископ Бартольд прибыл в Ливонию со значительным отрядом.
    "Отпусти войско домой, - говорили ему туземцы, - убеждай словами, а не палками". Но, немцы не послушали ливонцев. На место убитого в бою Бартольда явился, также во главе крестоносного воинства, новый епископ Альберт, который отличался железной волей и необыкновенно проницательным умом. Его вполне справедливо считают главным основателем немецкого владычества в Прибалтийском крае. В 1200 году Альберт основал в устье Двины город Ригу и населил его вызванными из Германии жителями, но скоро он придумал другое более верное и быстрое средство овладеть краем - это основание ордена воинствующих монахов. Папа Иннокентий III благословил предприятие епископа Альберта, и в 1202 году был основан Орден меченосцев. Иноки-воины должны были носить белый плащ с красным мечом и крестом.
    С того времени разгорелась беспощадная кровавая борьба между немцами и ливонцами. Рыцари оружием обращали туземцев в католицизм, захватывали их земли, а их самих обращали в рабство, упрочивая свое владычество крепкими замками. Ливонцы ожесточились, и не раз поднимали восстания, причем жестоко расправлялись с рыцарями, попадавшимся им в руки. Ненависть к немцам они перенесли на само христианство так, что бросались в Двину, чтобы смыть с себя крещение, которое казалось им символом рабства.
    Римские папы всеми силами старались ускорить завоевание Ливонии. В промежуток между 1216 - 1240 гг. можно насчитать до 40 папских посланий по этому вопросу. Но, конечной целью всех стремлений Римского престола было порабощение Русской Православной Церкви. Завоевание Ливонии было лишь первым шагом на этом пути. В своих посланиях римские папы называли русских нарушителями католической веры, повелевали не заключать мира с язычниками и русскими, требовали, чтобы русские в Ливонии принуждаемы были к латинству и, наконец, объявляли всю Русскую землю на вечные времена собственностью Апостола Петра и предписывали рыцарям искоренять, по слову этих посланий, "проклятый греческий закон, и присоединять Русь к Римской церкви".
    Можно было предвидеть, что после покорения Ливонии немцы устремятся далее на восток. Так оно и случилось. Римский папа неотложно требовал дальнейшего распространения власти Римского престола над Русью. Дерптский епископ Герман первый начал организовывать военный поход. Собралось множество рыцарей. Без объявления войны немцы двинулись на Изборск и взяли его приступом. Современный немецкий летописец записал: "Из русских никто не был оставлен в покое. Убивали или забирали в плен всех, кто только осмеливался защищаться. Вопль и стоны раздавались по всей земле".
    В самую годовщину Невской победы псковичи поспешили было выступить против неприятелей, но потерпели поражение. По пятам бежавших немцы устремились к Пскову. Измученные псковичи не могли защищаться, и, после недельной осады, Псков был сдан. Ливонские немцы вступили в обладание всеми землями, принадлежавшими псковичам. Весть о громкой победе над русскими быстро распространилась, и новые потоки рыцарей и искателей военной славы и трофеев потекли из западной Европы для продолжения столь успешно начатых завоеваний Римского престола.
    В то время как многие из несчастных псковичей бежали из родного города, и появились в Новгороде, прося крова и защиты, новгородцы с ужасом узнали, что немцы напали уже на новгородские области и жестоко опустошали их. Намерение ливонских немцев овладеть Новгородом было очевидно. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Тогда, новгородцы, обычно занятые своими нескончаемыми внутренними распрями и борьбою различных партий, послали к великому князю Ярославу Всеволодовичу посольство, с архиепископом во главе, просить его вернуть святого Александра Невского на княжение в Новгород. Благоверный князь был великодушен, и не держал обиды на своевольных новгородцев. Возвратившись, он быстро готовится к войне, и вскоре неожиданным походом освобождает Псков, этот древний Дом Святой Троицы. Немецкие наместники были закованы в цепи и отправлены в Новгород. Не медля ни дня, святой князь Александр Невский вторгается в Ливонию и, разгромив немцев там, он, на обратном пути, весной, 5 апреля ст. ст. 1242 года, дает решительное сражение, - так называемое Ледовое побоище, - и наносит немцам страшное поражение на льду Чудского озера, после которого с немцами был заключен мир на новгородских условиях.
    Современники этих событий ясно понимали историческое значение Ледового побоища - западные пределы Русской земли были надежно ограждены. Пришло время оградить Русь с Востока.
    Вскоре, после этих событий, хан Батый захотел увидеть новгородского князя, о котором много слышал. Отказаться было невозможно. В Орде, перед представлением хану, русских князей заставляли исполнять языческие обряды: проходить через огонь, кланяться кусту, теням умерших ханов, совершать другие, подобные им, не приемлемые для христианской совести языческие обряды. Отказ повиноваться стоил жизни. И князь Александр перед отъездом соборовался и приготовился к смерти.
    Приехав в Орду, он сразу же решительно отказался исполнять языческие обряды. "Я - христианин, и мне не подобает кланяться твари", - сказал он. Ко всеобщему удивлению, Батый велел не принуждать его, а скорее привести к нему. "Царь, - сказал, преклоняясь перед ним, благоверный князь, - я кланяюсь тебе потому, что Бог почтил тебя царством, но твари кланяться не стану".
    Так, благоверный князь мудро исполнил слова Апостола: "Всякая власть от Бога", с пониманием того, что если Господь и попустил татарам возыметь власть над Русской землей, сама власть их от этого татарской быть не перестала.
    Батый, после этих слов святого князя, некоторое время любовался героем, о котором столько слышал, а затем, обратившись к своему окружению, произнес: "Правду говорили мне: нет князя, равного этому".
    Неоднократно еще святому князю Александру Невскому приходилось ездить в Орду, для несения своего нового и многотрудного, по требовавшемуся здесь смирению и терпению, служению Отечеству по превращению татар из беспощадных врагов и грабителей в почтительных союзников. Господь увенчал это терпение успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв.
    Отец благоверного князя Александра Невского - великий князь Ярослав Всеволодович отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился.
    Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси, - продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).
    Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, и брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу.
    В 1248 году, папа Иннокентий IV отправил к благоверному князю Александру посольство, и поставил во главе его двух изощреннейших в папской политике кардиналов Галда и Гемонта, которые должны были вручить князю папское послание и употребить все усилия к тому, чтобы склонить его к подчинению Риму. Послание было составлено весьма искусно, и весь его расчет строился на лжи, заключавшейся в том, что, якобы, по свидетельству папского посла в столице Монголии, - Плано Карпини, - отравленный отец благоверного князя Александра, - великий князь Ярослав Всеволодович, - ввиду приближающейся смерти, склонился на увещания папского посла и принял в столице Монголии католичество. А следовательно, по примеру отца, память которого была священной для сына, и Александру Невскому подобает подчиниться Римскому престолу, который тут же обещал военную помощь в борьбе против татаро-монгольского ига. Но, расчет папы Иннокентия IV не удался, и эта ложь вызвала совершенно противоположную реакцию благоверного князя. Он глубоко возмутился столь наглой клевете на его покойного отца. И ответ его был кратким и грозным: "Слушайте, посланники папские и преокаянные обольстители! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения народов, и от разделения народов до призвания Авраама, и от Авраама до исхода Израилева через Красное море, и от начала царства Соломона до Августа царя, и от Августа до Рождества Христова, и до Страсти Его, и до Воскресения, а от Воскресения Его и на Небеса Вознесения, и до царствия Великого Константина, и до Первого Собора, и до Седьмого Собора - сия вся ведаем добре, а от вас учения не приемлем".
    Умудренный Богом, благоверный князь Александр Невский, не по мудрости века сего лукавого и преходящего, а по ревности о Вере нашей Православной, несмотря на всю опасность, исходившую от Римского престола, и на тяжкий гнет татаро-монгольского ига, своим ответом категорически отверг возможность какого-либо союза с Римом.
    Татарское иго тяжелым бременем давило на тело русского народа, разоряя его землю. Но душе народа, которая хранилась Верой Православной, нисколько не вредило, не препятствуя деятельности Русской Православной Церкви. А если душа Богом жива, то Бог и тело воскресит. Враг же рода человеческого, - древний змей, называемый диаволом и сатаною, - хотел поразить не тело, а душу Русского народа, который и народом-то стал, приняв вместе с Крещением и неповрежденную Святоотеческую Православную Веру.
    "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне" (Матф.10:28), - сказано Господом. Поступи благоверный князь Александр по сиюминутной мудрости мира сего, и под угрозой оказалось бы само существование самобытного Русского народа, хранящего в себе, как драгоценную жемчужину, преемственную Апостольскую Церковь и неповрежденную Святоотеческую Веру. Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни Русского народа и, соответственно, отказ от предназначенного Богом исторического будущего нашего Отечества.
    После сурового и прямого ответа, данного святым князем Александром папским послам, Иннокентий IV посылает в 1253 году епископам и духовенству Ливонии, Эстонии и Пруссии повеление проповедовать крестовый поход против татар, опустошающих Ливонию, презрительно смешивая здесь русских с татарами. Вступивший же в 1255 году на Римский престол папа Александр IV поспешил возобновить борьбу с Православным Русским народом, поднимая против него литовцев, ливонцев и шведов. Но, Господь не дал посрамиться уповающим на него, и не оставил своей помощью благоверного князя Александра Невского. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, а в 1256 году его войска вошли в Финляндию.
    Но это будет после, а тогда, в 1252 году, многие русские города восстали против татарского ига, поддержав брата благоверного князя Александра Невского, - Андрея Ярославича, - который вошел в переговоры с Римским престолом и надеялся на помощь западной Европы. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от Русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий и святой брат.
    Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси - Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи.
    В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, но он нуждался в союзе с Православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
    Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, и в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа русского вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло, - ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в свои пределы почти всё наследие Чингиз-хана до берегов Тихого океана.
    Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, и долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Отечеству, Церкви и народу. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. 14 ноября 1263 года, не доезжая до Владимира, в Городце, постригшись в великую схиму с именем Алексий, великий князь-подвижник предал свой дух Господу, завершив свой многотрудный жизненный путь.
    Митрополит Кирилл, духовный отец святого князя, сказал в своем надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело благоверного князя понесли к Владимиру. Девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении великого князя Александра Невского в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом, как нам повествует летописец, "чудо дивное и памяти достойное". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее разрешительную молитву. Святой князь, как живой, сам простер руку, и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время", - так записал летописец, и так прославил Бог своего угодника - святого благоверного великого князя Александра Невского.
    Вот какой славный образ истинного мужества в Господе мы видим в благоверном князе Александре Ярославиче. Ибо истинное мужество бывает там, где есть мудрость Божия, где нет боязливости перед врагами Божиими, и где есть истинная Вера Божия.
    Господь, по молитвам святого благоверного великого князя Александра Невского да сохранит наш град, и живущих в нем, в милости спасения и благоволения Своего!

www.na-gore.ru