Протоиерей Игорь Аксёнов. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


С ПАСХОЙ ХРИСТОВОЙ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, дорогие братья и сестры!!

Милостью Божией мы снова достигли радости и торжества Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней. Позади пост, который называется Великим не по нашему воздержанию, а по тем искушениям, в которые Господь попускает нам войти в его дни для испытания нашей веры, исправления путей нашей жизни и утверждения нас в заповедях Божиих терпением Христовым. И ныне мы целых сорок дней будем радоваться, и лико¬вать о Воскресшем Господе, и избавлении всех верных Ему от власти ада и вечной смерти.

Добро восторжествовало над злом, Истина над ложью, Жизнь одержала победу над смертью, и это так естественно находит светлый радостный отклик в наших сердцах, угнетаемых неправдою, господствующей в этом мире, и трепещущих перед смертью.

Вот почему так торжественно и радост¬но наше пасхальное богослужение, вот почему мы так ликуем, и сердца наши как бы сами поют хвалу Христу Воскресшему. Вот почему Пасха Господня является поистине «праздников Праздником и Торжеством из торжеств».

В Воскресении Христовом заключено и торжество, и смысл, и основание нашей христианской веры. Ибо, как пишет Апостол Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша… По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1Кор. 15:14,32). Если бы Христос не воскрес, то не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального. Но, Воскрес Христос, - и остался поруган и бессилен «отец лжи, человекоубийца от начала - диавол» (Иоан. 8:44).

И наша радость о Воскресшем Господе - это не плод самовнушения. Мы празднуем действительное историческое событие, - историческое, а не мифологическое, - и даже более того, мы празднуем событие всемирно-исторического значения, которое определило не только судьбы этого мира, но и непосредственно относится к самому важному для каждого из нас: к нашей жизни и нашей смерти. Ибо, с тех пор, как люди стали смертны, все наши горести и радости стали временными. А перед фактом личной смерти каждого из нас и все дела человеческие уже предстают в ином свете, как о том сказал премудрый Екклесиаст: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа» (Еккл. 1:14).

А ПАСХА ХРИСТОВА – это и есть праздник победы над смертью.

Радость, ни с чем не сравнимая радость Пасхи Господней озаряет в эти дни наши сердца, и рассеивает всю скорбь прошедшего времени Поста. И эта наша пасхальная радость - есть прообраз той великой будущей радости воскресших праведников, победителей мира сего с ложью, похотью и гордостью его, когда для них наступит время воздаяния им по их стоянию в Вере и Правде Божией. Как об этом прекрасно говорится в паремии из Премудростей Соломоновых в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских:

«Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире.

Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.

И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.

Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.

Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.

Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки.

Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.

Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа…

Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания.

Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!

Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми?

Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас.

Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали.

Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием?

Все это прошло как тень и как молва быстротечная»…

Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте.

А праведники живут вовеки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего.

Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею» (Прем. Сол. 3:1-10, 5:1-16).

Православная Церковь, воспоминая Воскресение Христово, одновременно пророчествует и свое будущее торжество во Второе Пришествие Его, которое для верных Господу христиан, является не концом света, а концом тьмы века сего преходящего и пришествием Света Истины - Спасителя мира Господа Иисуса Христа. И мы, исходя из дверей храма в ночь перед Пасхой в белых облачениях праведности и чистоты, символизируем святых Жен-мироносиц, которые еще затемно в утро Воскресения Христова поспешили ко гробу своего Божественного Учителя и сделались провозвестницами Его Воскресения, то, уже исходя пасхальным крестным ходом во все дни Светлой седмицы в пасхальных, царского цвета облачениях, мы уже пророчествуем наше будущее воскресение в Пришествие Его, когда, по слову пророка Даниила, "царство и власть и величие царственное во всей поднебесной будет дано народу святых Всевышнего"(Дан. 7:27).

Так и Церковь, - собрание народа Божия, - пребывает ныне от мира сокрытой стенами храма. Но, при наступлении Дня Господнего, который уже не имеет конца, станет явной всему миру во всем великолепии славы сынов Божиих. И тогда все скорби, которые претерпели верные Христу Спасителю, покроются преизбыточной радостью торжества Пасхи Божией, как о том говорит Откровение Божие: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр. 21:4).

Ни с чем не сравнимая радость Пасхи Господней озаряет в эти дни наши сердца, и рассеивает всю скорбь прошедшего времени Поста. И эта наша пасхальная радость - есть прообраз той великой будущей радости победителей мира сего с похотью его, о которых говорит Откровение Божие: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:7).

«Радуйтесь», - так приветствовал Воскресший Господь жен-мироносиц по Воскресении Своем. «Что ты унываешь, радость моя?» - так нередко говорил приходившим к нему с печальными лицами весь осиянный светлой пасхальной радостью великий молитвенник и подвижник земли русской - преподобный Серафим Саровский, - «Нет причины унывать - Христос Воскресе!»

Чего же нам бояться, чего устрашаться в этом мире, если Господь победил смерть? Одно только должно быть для нас страшным: как бы нас не обольстил враг нашего спасения, и как бы мы, обольщенные им, сами не изменили Христу Воскресшему. Воображая, что служим Господу, не перешли на службу врагу нашего спасения.

А чтобы избежать этого, мы всегда должны помнить, что нет Воскресения без Голгофы, что нет истинной Пасхальной радости без Креста. «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Иоан. 14:6) - сказано Господом, и только путем Христовым, путем крестоношения в этом мире можно достигнуть воскресения в жизнь вечную.

Еще раз, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю Вас с Пасхой Христовой, и от всей души желаю радоваться, и еще раз радоваться о Победе Господней над диаволом, адом и вечной смертью.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, возлюбленные!

Председатель Отдела религиозного образования
и катехизации Выборгской епархии,
протоиерей Игорь Аксёнов.