Протоиерей Игорь Аксёнов. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!


С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Возлюбленные в святейшем Боговоплощении нашего Творца и Спасителя, Господа Иисуса Христа, дорогие друзья! Сердечно поздравляю Вас с наступлением светоносного и великого дня Рождества Христова!

Триипостасный Творец мира, ангелов и человека в Лице Единородного Сына Божия становится Сыном Пресвятой Девы Марии и входит в нашу жизнь, в нашу человеческую историю Сыном Человеческим, чтобы нас ввести в жизнь будущего века сынами Божиими!

Всё в нашем мире относительно, всё течёт и меняется, жизнь сменяется смертью, и радость скорбью, и для любого разумного очевидно, что человек не обладает жизнью. Жизнь для каждого живущего в этом мире есть дар, а не собственность. Нам дано участвовать в бытии Того, Кто всегда есть, Того, Кто на вопрос Моисея о Его имени ответил: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Ибо Он «в Самом Себе сосредотачивает всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится» — поясняет святитель Григорий Богослов. А свт. Григорий Нисский добавляет, что называя Себя «Сущим», Бог даёт понять, что Он Один поистине Существующий. Поэтому всё, находящееся вне Его, противопоставляется Ему как «не сущее», как бытие кажущееся, не утверждённое в подлинной реальности Присносущего.

Всякое же творение Божие, включая нас с вами, есть только непрестанно осуществляемая возможность бытия и это осуществление возможности быть происходит от действия в творении бытия Божия, а это действие, в силу богодарованной свободы человека, само возможно в ту меру, в какую данное, сотворённое по образу Божию личным, существо может или хочет воспринять его. Поэтому от свободного выбора человеком ценностей и целей в его жизни зависит сама его жизнь в перспективе не только этого века, но и будущего. И не только его, но и всего вещественного творения, ибо вся «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что… освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19-21).

Но, как сложно сегодня за суетой этого века увидеть Его Творца, хотя «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). «Едва осознав собственное бытие, - справедливо замечает Хосе Ортега-и-Гассет, - человек обнаруживает вокруг себя сказочное число предметов и различных средств, созданных техникой и образующих раскинувшийся перед ним на переднем плане некий искусственный пейзаж, который заслоняет от его взора первозданную природу». И надо заметить, не только природу, но и само бытие, что порождает проблему, которую Мартин Хайдеггер обозначает не только как «забвения бытия», но и забвение уже того, что вопрос о бытии предан забвению.

Очевидно, что всё сущее стремится к собственному благу. И это стремление к благу порождает в сущем движение, которое является характерной особенностью нынешнего века, как века перемен, времени духовного становления человека, сотворённого по образу Божию свободным. Но, как-то незаметно благо человека оказалось неразрывно  связанным с понятием прогресса. Платон, в своем сочинении «Государство» определяет «благо» не просто как нечто, этически положительное, но и обладающее онтологическим совершенством. Благо, по Платону, нельзя определять как удовольствие, потому что удовольствия, как он пишет, бывают и дурными. Также, благом нельзя назвать и то, что только приносит нам пользу, потому что польза одного может быть вредом для другого. В конечной своей глубине, «благо» - это категория онтологическая, которая ставит нас перед реальностью Того, Кто подлинно «благ» (Матф. 19:17) и Который подаёт благо бытия и жизни всему творению в Своей нетварной благодати.

«Всё познаваемое существует и познаётся благодаря благу», - говорит Платон. Благо – это онтологический принцип. Бытие и благо нераздельны, так как Творец мира и податель бытия и жизни - благ. И всякая тварь, стремится к благу для себя. Зло же есть результат личностного промаха мимо блага, источником которого является Триипостасный Творец всего сущего. Такой личностный промах, - на древнегреческом ἁμάρτημα, ἁμαρτία, - и означает «грех». Такой «промах» означает и выход за пределы жизни в Боге, вне которых нет ни жизни, ни реальности, ни бытия.

Поэтому благо есть не только принцип бытия, но и нормативный принцип. Можно даже сказать, что должное для сотворённых по образу Божию свободными ангелов и человека выводится из самого факта их существования, которое не является автономным, самобытийным, а является относительным и зависит от Триипостасного Источника и Подателя жизни и бытия.

Сегодня вопрос о ценностях и смысле жизни оказался погребённым под волнами информационного шума, а те из разумных и добрых, кто поднимаясь над суетой, ставит перед собой главные вопросы собственного бытия, оказывается в тёмном лесу аксиологического плюрализма, где рыщут мысленные волки и сатана, «как рыкающий лев, ищет кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Для многих это становится неразрешимой антиномией между свободой и собственным благом, о которой Апостол Павел сказал: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19). В силу того, что мы начали быть, а не всегда есть, нам необходимо пройти личностное становление и приложить усилие в этом веке, чтобы утвердиться в благе. Не все готовы к этому бескомпромиссному отрицанию своей тварной относительности и соглашаются отдать свою богоподобную свободу ради рабства различным тварным иллюзиям блага. Но, также и никто, сам по себе, не может преодолеть свою тварную относительность и достигнуть присносущного благобытия Триипостасного Творца всего сущего – ибо «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Матф. 19:26).

К счастью, по образному слову Ж.-П. Сартра, «человек осуждён быть свободным» и, добавим, что к счастью в ночи этого века соблазнов человек не «заброшен», не оставлен своим Творцом. Как пишет прп. Максим Исповедник, логос каждого человека предсуществует в Боге и, добавим, опознаётся им в голосе совести, как «логос добродетели». И, «вне всякого сомнения, - как пишет прп. Максим, - если человек и двигаться будет согласно с ним (т.е. логосом), то окажется в Боге, в Котором предсуществует логос его бытия как начало и причина» его тварного бытия и достигнет присносущного благобытия.

Ныне вновь приходит к нам «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан. 1:9-13).

Воплощение Единородного Сына Божия приоткрывает нам бездну благой Премудрости Божией и вечное сияние любви Триипостасного Творца, благоволившего нам открыть Своё Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, и призвать к животворному и боготворному общению с Собой. Благодарение нашему Творцу и Богу во Христе Иисусе, Господе нашем, даровавшем нам не временную иллюзию блага, но реальную возможность соделаться «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:4) в Теле Его Богочеловечества!

Желаю Вам светло радоваться в эти святые зимние дни когда Небо и земля, вечное и тварное соединились в Богомладенце Христе! Неугасающий и спасительный свет Вифлеемской звезды да освещает пути Вашего земного странствия и да введёт Вас в радость и Свет вечного Дня Пасхи Господней!

 

Председатель Отдела религиозного образования
и катехизации Выборгской епархии,
настоятель Свято-Ильинского храма города Выборга,
протоиерей Игорь Аксёнов.

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!