Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь торжественно празднует удивительное по своей богословской емкости евангельское событие Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на горе Фавор. Событие, которое кратко, как свет молнии, открыло нам образ грядущего уже в силе Царства Божия в будущее Пришествие Христово.
В этом божественном и величественном действии, Господь, как сказал прп. Ефрем Сирин, показал Своим Ученикам каким образом Он придет в последний День во славе Своего Божества и в теле Своего человечества.
Возвел же их на гору, чтобы показать им, кто есть Сын Человеческий, и Чей Он есть Сын. Ибо когда спросил их: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? они отвечали Ему: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Посему возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илии, и также не Иеремия, но освятивший Иеремию еще во чреве его матери; и не один из Пророков, но Господь Пророков, Пославший их.
Показывает им, что Он - Творец неба и земли, что Он - Господь живых и мертвых, потому что по повелению Его предстали Ему и Моисей, в свое время плотью своей легший в землю, и Илия, который не видел смерти и во плоти был вознесен до времени в Небесные обители.
Господь возвел Апостолов на гору и преобразился перед ними, чтобы показать им славу Своего Божества прежде Своего Распятия, и дать им воочию убедиться в том, что они уже познали своими верующими сердцами, - что Он и есть обетованный через пророков Мессия – Спаситель мира.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. И взирали друг на друга, Пророки на Апостолов, Апостолы на Пророков… Так, гора стала образом Вселенской Церкви, и Господь соединил на ней два Своих Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам и есть Податель обоих этих Заветов.
Но событие Преображения Господа Иисуса Христа говорит нам и о другом, несравненно большем, оно раскрывает перед нами истинную славу Божественного творения. Мы видим, что не только Христос в этот день явился перед Своими учениками в славе Отчей, Евангелисты повествуют нам, что Божественный нетварный свет струился как из Его физического тела, так и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.
Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Здесь открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей, не только земных и временных, но и вечных, Божественных.
В день Преображения Господнего мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой нетленной славой он призван вечно сиять в Царстве Божием.
Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть воспринято в эту славу и воссиять этой славой, как говорит об этом Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам: «Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).
Или, как сказано об этом же в Откровении Господнем, - Апокалипсисе, - где в последних двух главах повествуется о граде святых Божиих - Небесном Иерусалиме, в котором будет «престол Бога и Агнца. . . И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:3,5).
Тайнозритель Откровения Господнего, - Апокалипсиса, - Апостол Иоанн Богослов описывает Небесный Иерусалим световидным, говоря, что «город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21:18).
В свое время, во Вселенской Церкви было много богословских споров о природе Фаворского света. Что это за свет? Какова его природа?
Православное богословие, утверждаясь на святоотеческой традиции, говорит о нетварной, т. е. несотворенной, Божественной природе Фаворского света.
Так называемый «Агиоритический томос», - апология, составленная афонскими монахами во время богословских споров о Фаворском свете, - различает свет чувственный, свет умный и свет нетварный, несравненно превосходящий оба первые, ибо этот свет не есть что-либо из сотворенного Богом, но есть Сам Бог,энергийно проявляющий Себя в Своем творении.
«Иной свет, - говорят афонские монахи, - свойственно воспринимать уму, и иной чувству; чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждое из них действует сообразно со своей природой и в пределах ее».
«Свет, который Апостолы видели на Фаворе, - говорит, обобщая опыт святых отцов, православный богослов Владимир Николаевич Лосский в своей книге под названием «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», - свойственен Богу по природе. Превечный, бесконечный, существующий вне времени и пространства, он являлся в Ветхом Завете как слава Божия - явление страшное и невыносимое для твари, ибо оно было внешним, чуждым человеческой природе до Христа и вне Церкви.
Вот почему, по святому Симеону Новому Богослову, апостол Павел по дороге в Дамаск был ослеплен и повержен на землю явлением Божественного света, так как он не имел еще веры во Христа. Наоборот, Мария Магдалина, по святому Григорию Паламе, могла видеть свет воскресения, который наполнял гроб Господень и делал видимым, несмотря на ночной мрак, все, что там находилось, тогда, когда «чувственный день» еще не осветил землю; этот свет дал силу ее очам видеть Ангелов и беседовать с ними»[1].
В Рождестве Христовом,в Единой Личности Единородного Сына Божия, Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, произошло подлинное соединение двух природ - Божественной, нетварной, Которой Сын всегда обладает вместе с Отцом и Святым Духом, и человеческой, сотворенной, которую Он воспринял во чреве Пресвятой Девы Марии. И в этом соединении двух природ в Единой Ипостаси Богочеловека Иисуса Христа произошло и происходит общение свойств обеих природ, результатом которого стало обожение человеческой природы Христа, а в Нем и каждого действительно верующего в Него. Это означает, что человечество Воплотившегося Бога, Господа ИисусаХриста всегда было озарено Божественным нетварным светом, остававшимся невидимым для большинства людей.
«Преображение Господне не было явлением, заключенным во времени и пространстве; для Христа никакого изменения в этот момент не произошло, даже и в Его человеческой природе, но изменение произошло в сознании Апостолов, получивших на некоторое время способность видеть своего Учителя таким, каким Он был, блистающим в превечном свете Своего Божества. Это было для Апостолов выходом из истории, восприятием вечных реальностей.
Святой Григорий Палама говорит в своей беседе на Преображение: «Свет Преображения Господня не начался и не закончился; он остался не включенным во время и пространство, и неподдающимся внешним чувствам, хотя и был созерцаем телесными очами. . . По особому претворению своих чувств, ученики Господни перешли от плоти к Духу».
Чтобы видеть Божественный свет телесными очами, как видели его Ученики на Фаворе, - говорит далее Владимир Николаевич Лосский, - нужно быть причастником этого света, нужно быть измененным им в большей или меньшей мере. . .
Тело, по выражению Апостола Павла, должно стать телом духовным. Наша конечная цель - не только созерцание Бога умом; если бы это было так, то не нужно было бы воскресение из мертвых. Удостоенные блаженства в полноте своей тварной природы узрят Бога лицом к Лицу…»[2].
Священное Писание называет Господа Иисуса Христа - новым Адамом. И на Фаворе Он показал славу первозданного Адама, одетого светом Божественной благодати, лишившись которой он увидел свою наготу.
Ибо первоначально, как написано в книге Бытия, оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились (Бытие 2:25).
А после грехопадения, мы читаем: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
До грехопадения: «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25). Спрашивается, почему же не стыдились, а после грехопадения стали стыдиться?
По слову прп. Макария Великого, до грехопадения «Адам пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами, и блаженствовал, покрываемый Божественной славой. . . И со вне пребывала в первозданных слава так, что они не видели наготы своей»[3].
Но, как только Адам согрешил, «мгновенно отступило от него сияние Солнца солнцев, и Адам стал тьмою»[4]. Адам пал в собственную тварность, отвергнув Бога, возжелав сам стать богом, без Бога и против Бога. До грехопадения же Адам был светлым, от него исходило сияние Божественного света и, облеченные в свет, люди не видели свою наготу.
Где мы можем увидеть пример подобного одеяния Божественным светом? Прежде всего в Преображении Господнем. Когда Господь Иисус Христос, Которого апостол Павел называет Новым Адамом, преобразился на горе Фавор перед Своими Учениками, то, воспринятая Им в Боговоплощении человеческая природа, просияла славою Божества. Также, и некоторые святые покрывались Божественной славой видимым образом. Например, пророк Моисей, «лице которого стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29) при даровании Завета на горе Синай, и прп. Серафим Саровский,лицо которого в беседе с Мотовиловым Н. А. о цели христианской жизни преобразилось и «сделалось светлее солнца».
«Божественный свет, - как пишет православный богослов Владимир Николаевич Лосский, - является здесь, на земле, во времени. Он открывается в истории, но он не от мира сего, он вечен и знаменует выход из исторического существования. Это - тайна «восьмого дня», тайна истинного познания…, полнота которого не может быть вмещена этим миром прежде его конца. Это начало… Второго Пришествия в душах святых, начаток конечного откровения, когда Бог явится всем в свете Своем неприступном.
Вот почему, по святому Симеону Новому Богослову, для тех, «которые соделались чадами света и сынами будущего Дня и могут всегда как во дни ходить благообразно, для тех никогда не придет День Господень, потому что они всегда с ним и в нем находятся. Ибо День Господень явится не для тех, которые уже осияваются Божественным светом, но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей. . . Для них он явится внезапно и покажется им страшным, как огонь нестерпимый и невыносимый».
Полное сознание появится у всех в Божественном свете, при Втором Пришествии Христовом. Но это не будет сознанием, свободно раскрывающимся в благодати, в согласии с волей Божией; это будет сознание, пришедшее, так сказать, извне, открывающееся в личности помимо ее воли, свет, соединяющийся с человеческими существами внешним образом, то есть, по святому Максиму Исповеднику, «вне благодати».
Само воскресение из мертвых будет откровением внутреннего состояния человеческих существ, ибо сквозь тела будут просвечивать тайны душ. В своем эсхатологическом провидении святой Макарий Египетский следующим образом выражает эту мысль: «Тот небесный огнь Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовать со вне, и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов». Тогда все, что душа собрала в своей внутренней сокровищнице, появится вовне, в теле. Все станет светом, все будет проникнуто светом несозданным. Тела святых станут подобными преславному телу Спасителя, каким оно явилось Апостолам в День Преображения. Бог будет «все во всем», и благодать Божия, свет Пресвятой Троицы воссияет во множестве человеческих ипостасей, во всех тех, кто стяжал ее и которые, как новые солнца в Царстве Отца станут подобными Сыну, преображенные Святым Духом, Подателем Света.
«Благодать Его Пресвятого Духа, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - воссияет как Светило над праведниками, и среди них Ты будешь блистать, Ты - Солнце неприступное. Тогда они все будут просвещены по мере их веры и их дел, их надежды и их любви, по мере очищения и озарения Твоим Духом, о Боже - бесконечный в Своей благости»»[5].
Поэтому, потщимся, дорогие братья и сестры, к жизни по слову Божию, не преступая Его спасительные для нас заповеди. Да будем причастниками и сынами Света, который путеводной звездой воссиял нам от Вифлеемских яслей и небесным пожаром преобразит наш мир в Его славное, будущее Пришествие.
Ему же, возлюбившему нас, и омывшему нас кровью Своею, и соделавшему нас причастниками Его божественного Света и сынами Дня Его грядущего, слава, держава, честь и поклонение ныне и в веки вечные! Аминь.
Прот. Игорь Аксёнов,
2017 г.
[1]Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, гл. 11 «Божественный свет».
[2]Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, гл. 11 «Божественный свет».
[3]Добротолюбие. Т.1, с. 160-162.
[4] Прп. Нил Афонский. Посмертные вещания, 1912, с. 3.
[5]Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, гл. 11 «Божественный свет».