СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
О ЗАПОВЕДИ, ХРАНЯЩЕЙ ЧИСТОТУ И СВЯТОСТЬ БРАЧНОГО СОЮЗА.


Сегодня Православная Церковь постом и торжественными песнопениями вспоминает печальное и, одновременно, славное событие Священной истории человечества - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Печальное, потому что мы еще раз увидели истинное лицо мира сего, и живущих по духу его; и славное, потому что в этот день пролитием крови запечатлел свое пророческое служение тот, о котором Сам Господь засвидетельствовал, что он не только пророк, но «и больше пророка», и добавил слово, которое выделяет святого Иоанна Предтечу из всего рода человеческого и поставляет его выше апостолов, пророков, мучеников и праведников: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф. 11:9,11).

Среди всех слов, по достоинству сказанных о Крестителе Христове Иоанне, подобает обратить внимание и на само содержание последней пророческой проповеди величайшего из всех пророков. Ибо «не бывает пророк без чести» (Матф.13:57), и, конечно, великий пророк должен и пророчествовать о великом, и кровью засвидетельствовать перед лицом сильных мира сего истинность и значимость возвещаемых им глаголов Божиих. Так, и Иоанн Креститель увенчался мученичеством за обличение нечестия царя Ирода Антипы сына Ирода Великого, избившего 14000 вифлеемских младенцев. Но, обратите внимание, какой грех царя обличил величайший «из рожденных женами».

Святой Пророк и Предтеча Христов Иоанн пролил кровь не за обличение царя, скажем, в жестоком преследовании своих врагов, или какую-либо иную жестокость, обычную для его времени. Или, например, за недостаточную ортодоксальность, ибо Ирод Антипа воспитанный в Риме был, подобно своему отцу, Ироду Великому, еллинистом, и, даже, основал на берегу Геннисаретского озера еллинистический, откровенно языческий в глазах ортодоксальных иудеев город, назвав его, к тому же, в честь Римского императора-язычника Тиберия - Тивериадой. Не обличал Иоанн Креститель Ирода-царя и за предательство национальных интересов - ведь Ирод хоть и получил треть царства по завещанию отца, однако, саму царскую власть получил, как и его отец от Римского императора, завоевателя Иудеи. К тому же, Ирод, как и его отец, не был евреем. Он родился от брака идумея Ирода Великого и самарянки Малфаки и не принадлежал к царскому роду потомков Давида. Однако, величайший из пророков отнюдь не обличал его в незаконной узурпации царской власти.
      И что же поставил проповедник покаяния и Креститель Христов Иоанн в вину царю Ироду? Всего лишь то, что царь страстно и взаимно полюбил замужнюю женщину, - Иродиаду, - которая была женой его брата Филиппа, к тому же не родного, а сводного. Какой ничтожный в глазах людей нашего времени грех. Тем более, что речь идет не о простом человеке, а о царе. Ведь он же не препятствовал иудеям жить по закону Моисееву, более того, его отец - Ирод Великий, - наряду с другими масштабными проектами своего века, также, перестроил, значительно расширив, и Иерусалимский храм, отделав его с таким небывалым великолепием, что один из учеников Христовых, не в силах вместить безразличие Спасителя к делам рук человеческих даже воскликнул: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мар.13:1).

Однако, само достоинство Иоанна Крестителя, как величайшего «из рожденных женами» засвидетельствованное Самим Богом-Словом, побуждает нас с благоговейным вниманием относиться как к первым, так и последним делам Предтечи Христова, которыми он запечатлел все свое служение «друга Жениха» (Иоан. 3:29). И если он увенчал все свое служение Господу в этом мире мученичеством за обличение царя в грехе прелюбодеяния, то это может означать только одно - всю тяжесть в глазах Божиих и онтологическую губительность этого греха для человека.
      Тем более, что и Сам Господь, несмотря на смех фарисеев, неоднократно напоминал современникам Своего Первого Пришествия о заповеди, охраняющей чистоту и святость брачного союза.
      Казалось бы, удивительно, но Господь отнюдь не обличал современников Своего Первого Пришествия в широкой и повсеместной практике применения смертной казни, не только, как наказания, но и как меры устрашения, или в рабовладельчестве, которое было основой хозяйственной деятельности того времени. Но, неоднократно обличает их в лукавстве, прелюбодеяниях, разводах, неверности и развращенности, при этом, часто связывая один порок с другим.
      На требование книжников и фарисеев показать им знамение в подтверждение Своего Божественного посланничества, Господь дважды отвечает им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Матф.12:39 и 16:3), одновременно указывая им и на причину их неверия.
      На просьбу отца исцелить его бесноватого отрока, Господь вопросом: «как давно это сделалось с ним?» (Мар.9:21) обращает внимание слушающих не на бесноватого отрока, а на его отца, и словами: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Матф.17:17), указывает и причину такой необычной власти падшего духа над отроком с самого его «детства» (Мар.9:21), когда он не умел еще «отличить правой руки от левой» (Ион.4:11), и, соответственно, иметь личного греха.
      Уже в Нагорной проповеди Господь словами: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:28), показывает не только иное измерение прежней заповеди о супружеской верности, но, и онтологическую глубину действия греха в нашей природе, и, далее, подчеркивает исключительную единственность брачного союза любви: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:32). Эти же слова Господь снова повторяет, отвечая искушавшим его фарисеям (Матф.19:9), уже восходя в Иерусалим к Своему Кресту.
      Призывая же тех, кто хочет, взяв свой крест, следовать за Ним, к верности Ему и Его слову в этом мире, Господь, называет людей мира сего «родом прелюбодейным и грешным», выделяя прелюбодеяние из всех других грехов, и напоминая, тем самым, о первой неверности людей, бывшей по отношению к Нему еще в раю, и ставшей причиной греха уже как болезненного состояния человеческого духа, отвратившегося от Своего Творца и Жизни Подателя: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мар.8:38). Но, одновременно, таким определением людей мира сего, как «рода прелюбодейного и грешного», Господь показывает и настоящее место этого порока в греховной погибели человеков.
      При этом, то пренебрежение к заповеди о супружеской верности даже в христианском мире, которое с особенной силой проявилось в последние два века, трудно объяснить иначе, как поверхностным, узким пониманием греха, как только вины перед Богом за нарушение Его заповеди. Если же рассматривать грех, как произвольное искажение в себе образа Божия, то, по глубине повреждения нашей природы и гибельности его последствий, грех прелюбодеяния может сравниться разве что с чародейством, в котором человек добровольно приходит в единение с падшими духами, и делается не только их служителем, но и подобным им.
      Вот почему, величайшему «из рожденных женами», Пророку и Предтече Христову Иоанну подобало, и промыслом Божиим уготовано было, увенчаться нетленной честью и славой за обличение царя именно в грехе супружеской неверности.
      При этом, представляется, не будет очень смелым утверждение и о том, что сегодняшняя угроза заката христианской цивилизации обусловлена, в частности, и тем, что сдвиг общественного сознания в сторону гедонистической вседозволенности между полами, когда юношеский блуд, прелюбодеяния, разводы стали обычным, «нормальным» делом, привел к тому, что рядовой представитель европейской христианской цивилизации утратил способность верить и любить.

Настоятель Свято-Ильинского
храма в городе Выборге
прот. Игорь Аксёнов
.
2006 г.