СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АЛИПИЯ (ГАМАНОВИЧА), ЧИКАГСКОГО И СРЕДНЕ-АМЕРИКАНСКОГО (+2019Г.) В НЕДЕЛЮ 20-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. 

Мы слышали сегодня Евангельское чтение, в котором повествуется о том, как Господь приближаясь к вратам города Наина, увидев несущих умершего единственного сына бедной вдовы. Милосердовав о ней, Господь сказал: «Не плачи». И подошедши к остановившемуся одру, воскресил ее сына.

Смерть является обычным уделом для всех живущих на земле. Никто не избежит ее участи: будет ли то царь или простой человек, раб или свободный, как об этом воспевается в заупокойных стихирах, всех в определенное время она восхищает из среды живущих. Все боятся этой определенной минуты и хотели бы чтобы она была отдалена от нас, как можно на более позднее время. Человек создан для жизни, а потому он отталкивается от смерти, как явления противоестественного, вошедшего в нашу плоть после грехопадения. Если у умершего есть знакомые или родственники, то они сопровождают его с большой скорбью, плачем и рыданием.

У бедной вдовицы умер единственный ее сын, на которого она надеялась, как на опору своей старости. И вот она с плачем сопровождает его на погребение. Господь же видя ея скорбь и, милосердовав о ней, сказал: «Не плачи», а затем воскресил ее сына. Этот утешительный глас Господа относится и ко всем тем, у кого умер сын или дочь, отец или мать, или кто-нибудь из близких. Пусть не предаются безмерной печали по умершим «яко не имущии упования», но все свое упование возложат на Господа, хотя, конечно, печаль является естественным выражением любви при разлуке с ближними. Св. Иоанн Златоуст в одном из своих писем (ко святой диакониссе Олимпиаде) писал, что нет большего горя для человека, как разлука с ближайшими людьми.

Очень часто, когда мы сопровождаем наших близких умерших или родственников, нам приходят недоуменные вопросы: почему умирают так рано юные, только лишь вступив на жизненный путь, когда у них еще все впереди и они могли бы принести много пользы людям? Или, почему умирают преждевременно люди доброжелательные? Ведь прожив еще десяток лет или больше, сколько добра они могли бы принести людям? Между тем нечестивые живут часто гораздо дольше. Но не в нашей власти разрешать эти вопросы, ибо «времена и лета» находятся во власти Божией, и Господь каждому полагает предел жизни. Судьбы Божии не исповедимы, и мы не можем вникнуть в смысл их по недостаточности нашего разумения. Впрочем, священное Писание приоткрывает нам отчасти эту тайну. «Восхищен бысть», говорит священное Писание о преждевременной кончине праведника: «да не злоба изменит разума его или лесть прельстит душу его: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия».

Смерть не является для нас чем-то безизвестным, мы знаем, что каждому надлежит «единою умрети»; мы на земле здесь странники, а потому должны заботиться не об удобствах страннического пристанища, а об истинном нашем отечестве. Было бы весьма странным, если бы кто-нибудь, остановившись в гостиннице на одну ночь, стал бы украшать свою комнату так, как будто бы он собирался в ней жить несколько лет; а между тем с нами так и случается: мы забываем, что наше постоянное жилище — на небе. Если мы будем жить о Господе, то и смерть наша будет о Господе; она не будет для нас внезапностью, подобной татю, приходящему в нощи — она будет лишь переходом из одной жизни к другой; из страннического скитальчества — к жизни настоящей, вечной и блаженной. «Аще живем — Господеви живем; аще ли умираем — Господеви умираем; аще живем, аще умираем — Господни есмы», говорит святой апостол Павел.

Вдовица еще имела право предаватся воплям и рыданиям по умершем ее сыне, так как в Ветхом Завете, до крестной смерти и воскресения Господа, все души умерших сходили в какую-то мрачную неизвестность — во ад. Христианам же не подобает предаваться безутешной скорби и печали по умершим подобно неимущим упования; ибо мы упование имеем, мы надеемся, что наших близких умерших приимет в Свои обители Господь, как обещал: «Поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз и вы будете». Только о нерадивых и безпечных подобает плакать, ибо не известна их участь в будущем.

Величайшим даром для наших умерших является только молитва и милостыня, совершаемая в их память. И если мы действительно любим наших близких умерших, то эта любовь должна выражаться прежде всего в усердной молитве. Молитва же имеет такое свойство, что не только доставляет умершим пользу, но и молящихся по ним утешает и умиротворяет. Аминь.

г. Чикаго, шт. Иллинойс, США. 2012 г.