БЕСЕДА СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (АМФИТЕАТРОВА), МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (+1857Г.) В НЕДЕЛЮ 3-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся (Мф. 6, 25).

После того как Спаситель показал суетность земных сокровищ и открыл опасные для души нашей следствия страсти любостяжания их, как слышали мы в прошедшей беседе, любовь Его хощет истребить из сердец наших самый корень сей страсти, которая рождается от того маловерия и малодушия, с каковым самая большая часть людей с утра до ночи о том только и пекутся, что есть и пить и чем и как одеваться. Пекутся с такою суетливою заботливостию, что оставляют важнейшие и свойственные христианину попечения о спасении души своей. Сия многопопечительная заботливость тем для нас опаснее, что представляется совершенно необходимою, ибо, в самом деле, без пищи и одежды нельзя жить. Но необходимость в простой пище и одежде, свойственная всем человекам, не исключая и самых величайших святых, в сердце маловерном людей плотских так легко перерождается во многое множество поддельных нужд в излишних яствах и питиях и суетных украшениях тленного тела нашего! Как часто сии не естественные, но прихотями человеческими изобретенные нужды до того обременяют душу неосторожного, что он принуждён бывает на удовлетворение их посвящать все свое время, а нередка, при недостатке честных способов удовлетворить сим мнимым нуждам, решается жертвовать чистотою и правотою своей совести! Давно замечено любомудрыми, что природа наша малым довольствуется, а для удовлетворения прихотей наших не достало бы сокровищей целого мира. Не многом требуется прозорливости на то, дабы видеть, коликое множество слабых христиан, уловлены будучи обольстительными обычаями мира сего, делаются рабами как своих, так и его прихотей: и чувствуют свои оковы, но не имеют силы расторгнуть их. Милосердый Господь Иисус для избавления нас от сих тяжких оков, желая исторгнуть из сердец наших прихотливую привязанность и страсть к столь тленным вещам в самом ее корне, дает нам спасительную сию заповедь: не пецытеся душею вашею, что яств, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся.

Не сказал Господь, не трудиться снискивать себе пищу и одежду, ибо с тех пор, как правда Божия произнесла суд на прародителя нашего, преступившего заповедь Его: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19), труд сей для всех сынов Адама соделался необходимым. Апостол Павел, который добровольно своими руками трудился в снискании себе пропитания, с таким убеждением предлагает верующим сей труд, что даже лишает права на пищу тех, которые не хотят трудиться: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2 Сол. 3, 10).

Единородный Сын Божий, искупивший нас кровию Своею от клятвы закона, оставил естество наше при своих нуждах и немощах и не восхотел освободить нас от труда удовлетворять им, но, открыв нам неистощимое сокровище любви и милосердия отца Небесного, хощет, чтоб сердце наше, утвердившись несомненною верою и упованием на Его щедродаровитый Промысл, и в самом труде о удовлетворении нужд наших не разсевалось суетливою и безвременного об них заботливостию. Любовь Его хощет избавить нас от малодушной попечительности не только об излишестве в пище и одежде, но и о самом необходимом не для того, чтоб мы не трудились, но чтобы, трудясь, сохраняли внутреннее безмолвие и покой сердца, толико нужный для всегдашнего обращения его к Богу и толико свойственный верным сынам Отца Небесного, всегда готового даровать им нужное. 

Не душа ли больши есть пищи, и тело одежды? — продолжает Спаситель (Мф. 6, 25).

Ежели Отец Небесный даровал нам душу и тело, которые несравненно превосходнее пищи и одежды, то не даст ли нам он, Всеблагий, того, что нужно для сохранения жизни нашей? Откажет ли Его безпредельное милосердие в таких дарах, которые в неистощимых сокровищах благости Его занимают самое последнее место и которые Он с такою щедростию и Отеческим Промыслом изливает не только на человеков, но и на безсловесных животных? Всех их питает, греет, одевает, веселит, не забывая ни самомалейшей из них, ибо воззрите на птицы небесныя, яхо не сеют, не жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? (Мф. 6, 26)

Спаситель, указуя на птиц, летающих по тверди неба, которых Отец Небесный питает без труда их, хощет, чтобы мы, взирая на сей всегда пред глазами нашими обращающийся пример Его всеблагого о тварях Своих Промысла, не прилепляли сердца нашего к земле земными попечениями, но, возносясь духом в Отечество наше Небесное, преуспевали безпрерывно в вере и уповании на Господа. Ежели Он питает таких малых и ничтожных тварей Своих, то оставит ли без пищи верных Своих, которых Он создал по образу н по подобию Своему, которых искупил Божественною кровию Единородного Сына Своего и которым с такою благостию уготовал небесные сокровища вечных благ? Да и что мы успеем сделать своими безплодными попечениями?

Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? (Мф. 6, 27)

Можем ли мы ускорить возраст тела своего суетливыми попечениями нашими о его питании? можем ли прибавить к естественному росту нашему хотя один вершок? по крайней мере, укрепляют ли силы, умножают ли здоровье тела нашего, продолжают ли жизнь нашу прихотливые яства и пития и роскошные столы, стоющие толиких забот и похищающие у нас столь много драгоценного времени? Напротив, сии-то многопопечительные прихоти, убивая наше время, ослабляют силы не только души, но и тела, и часто сокращают нашу жизнь, и без того очень краткую.

И о одежды что печетеся? Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. Аще же сено сельное днесь суще и утре в пещъ вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловери! (Мф. 6, 28-30)

Сколько безплодны заботы наши о пище, столько же суетны попечения наши об одежде. Спаситель, обличая маловерие наше, от которого они происходят, указует нам на полевые цветы, вещи столь малые и ничтожные, каково есть сено, по негодности своей к употреблению в пещь вметаемое, но которые Бог так прекрасно одевает, как и Соломон, великолепием своим превосходивший всех царей земных, никогда не облачался. Ежели же такие ничтожные вещи Творец так одевает, то откажет ли благость Его в нужной одежде верным Своим, для облечения которых в одежду чистоты, нетления, безсмертия и вечной славы Сам Единородный Сын Божий отложил Божественную славу Свою и благоволил облечься в мертвенную плоть нашу? Так, суетливые попечения наши и о нужном одеянии суть уже знак маловерия нашего, по словам самой Истины. Что ж сказать о тех излишествах и переменах в уборах и украшениях тленного тела, которые у многих, поглощая большую часть времени, занимают большую половину самого сердца их — сердца, которое у христианина должно быть все наполнено попечением о благоугождении Господу и Спасителю своему? Сия безразсудная заботливость об украшении бренной плоти, между тем как безсмертная душа остается в плачевной наготе и лишении христианских добродетелей, не обличает ли нас в неверии, свойственном язычникам? Не от наших уст слышите сие обличение, но от уст Самого Спасителя, Который говорит далее:

Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих языцы ищут; вестъ бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (Мф. 6, 31-32).

Язычники пекутся о пище потому, что не знают Отца Небесного и для взора их закрыта безпредельная любовь и благость Его к человекам, явленная в Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе. Пекутся об одежде и превозносятся великолепием ее потому, что им неизвестно истинное украшение верных. Украшение не в одеждах многоценных, которые при всем своем блеске и великолепии не что иное суть, как печальное следствие грехопадения прародителей наших, в состоянии невинности не имевших нужды ни в каком одеянии, но в облечении в образ святейшей жизни Иисуса Христа, в самую истинную, совершенную и вечную красоту: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит святой Апостол Павел (Гал. 3, 27.). Вот истинное украшение наше, братие, члены Иисуса Христа, о котором надлежит нам пещись, дабы не явиться пред лицем Его в греховной наготе нашей в вечный позор пред Ангелами и человеками. Что ж касается до пищи, для продолжения временной жизни нашей, и одежды, для сохранения тела нашего от разрушительного действия стихии, для приличия занимаемого каждым из нас в обществе звания, и даже для украшения в известных случаях, соединенного с христианскою скромностию, то Отец наш Небесный знает, что мы имеем в сем нужду, и, зная, Промыслом Своим подаст нам без многопопечительного нашего искательства.

Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся Вам (Мф. 6, 33).

Какою Божественною любовию дышит сия заповедь Спасителя, которую Он хощет, чтоб каждый из нас глубоко впечатлел в сердце своем как важнейшее для жизни христианской наставление! Не видим ли мы здесь чадолюбивого Отца, уготовавшего детям Своим сокровище вечных благ и научающего их, где и как его сыскать? Истинное сокровище наше, братие, есть Царствие Божие, стяжанное нам ценою Божественной крови Иисуса Христа. Где оно сокровенно? — Не далече, но в сердце каждого из нас. Царствие бо Божие внутрь вас естъ,говорит негде Спасители (Лк. 17, 21). Так оно есть во внутренних души нашей. Но маловерием нашим и рождающимися от сего суетными земными попечениями, но страстями нашими, но грехами нашими так глубоко закопано, что, конечно, потребен немалый труд и время, чтоб откопать и найти оное. Спаситель говорит: ищите Царствия Божия и правды его, ибо Царствие Божие в сердцах истинно верующих есть светлое Царство правды и всех добродетелей христианских, воздвигаемое в них вместо темного царства неправды, злых страстей и беззаконий в сердцах неверных и нераскаянных грешников.

Ищите же сего святого и блаженного Царствия Божия в вас прежде всего и паче всего. Ищите, выбрасывая из сердец ваших все суетные и безплодные попечения земные, как ищущие в земле сокровищ выбрасывают глыбы земные. Ищите, исторгая из сердец ваших все плевелы страстей и очищая душу и тело от всякой скверны греха. Господь, всегда призирающий милосердым оком на труд ваш, послет вам силы Духа Своего Святаго и в очищенное действием благодати Его сердце ваше приидет и принесет с собою светлое Царствие правды и всех добродетелей христианских, един соделается Царем всего вашего сердца. И в такой близости к Царю царей и всех благ Подателю все нужное вам для временной жизни вашей само собою с преизбытком приложится вам.

А чтоб облегчить труд наш в искании Царствия Божия, любовь Спасителя дает нам еще одно отеческое наставление.

Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется довлеет бо дневи злобы его (Мф. 6, 34).

В страннической на земле жизни нашей всякий день приносит с собою много необходимых забот и неприятностей. На что ж нам умножать их безвременными попечениями о будущем дне, который не в наших, но в Божиих руках? Не безразсуден ли тот странник, который, вместо того, чтобы облегчать шествие свое в отечества, навьючивает себя разными безделицами и тем затрудняет себе путь? Так маловерие наше, обременяя нас многим множеством безплодных забот и попечений, отвращает взор сердца нашего от постоянного и безпреткновенного шествия нашего в Отечество Небесное. Только те израильтяне, вышедшие из Египта, вошли в покой и наследие обетованной земли, которые с полною верою следовали Господу, Водителю своему, а неверных, которым больше нравились котлы, наполненные снедями Египта, нежели манна, на един день посылаемая от Бога, кости пали в пустыне (ср. Евр. 3, 17).

Да не ктои от нас, братие, впадет всию притчу противления, (ср. Евр. 4, 11), утвердившись верою, ищите прежде Царствия Божия и правды его. Ищите без отлагательства до заутра, ибо чем далее откладывается искание, тем труднее делается обретение его и тем большей подвергаетесь опасности потерять истинное сокровище ваше на веки. Ищите убо, и обрящете (Мф. 7, 7). Аминь.