СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АНАТОЛИЯ (КУЗНЕЦОВА), КЕРЧЕНСКОГО В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
На повествование о чудесном насыщении пяти тысяч человек.

Сегодня за богослужением мы слышали евангельское чтение, в котором говорилось о том, как Господь Иисус Христос проповедовал, как Он удалился в пустыню и как за Ним пошли люди, которые всегда за Ним следовали, где бы Он ни был. И вот, Господь проповедовал в этой пустыне, где, как мы слышали в Евангелии от Матфея, собралось около пяти тысяч человек — и это одних только мужчин, не считая женщин и детей. Это показывает, каким вниманием был окружен всегда Христос. Люди слушали Его слово, которое они принимали в свое сердце. Проповедь Христа не была похожа на проповедь тех, кто проповедовал в то время, — фарисеев, книжников, законоучителей иудейских. Он учил о самом главном — о Царстве Божием.

И вот целый день прошел. Наступает вечер, а люди не расходятся и слушают Его. Апостолы говорят Христу: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14, 15). И Христос, как описывает это событие евангелист Матфей, сжалился над ними (Мф. 14, 14). Что Христос отвечает им? «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 16.). Эти слова — «вы дайте им есть» — несколько удивили апостолов, ведь у них ничего не было с собой. И апостолы говорят Христу: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14, 17). И Христос велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики — народу (Мф. 14, 19). И Он преломлял, преломлял и преломлял...

Нам трудно обнять своим умом это чудо Божие. Пять хлебов и две рыбы превратились в такое количество хлебов и рыбы, которые накормили не только пять тысяч мужчин, но и женщин, и детей, и, как говорит евангелист Матфей, «остатков собрали двенадцать коробов». Это все — чудесное, непонятное явление и для нас, и для тех первых последователей Христа, которые прежде всего были насыщены Его благодатным словом, а затем Господь насытил их и насущным хлебом земным.

О чем это нам говорит? Это — чудо, объяснить его невозможно, но Христос есть Бог и Спаситель наш, Он творил и творит чудеса, Он все может сделать, но Он не творил чудеса там, где это не было нужно, где люди лишь искали зрелищ или повода обязательно что-нибудь осмеять. Для хитрых лжеучителей, которые следили за Ним, для книжников, фарисеев, Христос не творил чудес.

А чем же было вызвано чудо преломления хлеба и насыщения проголодавшихся людей? В Евангелии об этом сказано несколько слов: Господь сжалился над ними. Как глубоко могут быть поняты каждым из нас эти слова! Люди ослабли уже за день, слушая Его. И Он как Творец мира, как Бог — Бог, ставший человеком, — насыщает их после слова Божественного хлебом земным, пищей земной, в которой они нуждаются. Вот это для нас тоже назидательно. Наша жизнь человеческая полна забот, всяких хлопот и всяких нужд человеческих, и Каждый из нас в этой жизни, сейчас, в наше время особенно, окруженный заботами — как прожить, что приобрести, как заработать деньги, как выжить и иметь все необходимое — часто забывает самое главное, забывает Бога. Ведь если мы читаем Евангелие, то в нем Господь говорит нам: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31, 33). Потому что Бог никогда не оставит человека, который знает Бога, который верит в Него, который любит Его и который всей душой стремится знать и исполнять Его волю. А Его воля Божественная выражена в святом Евангелии. Потому-то мы и слушаем Евангелие каждый воскресный день в церкви, потому-то она и читается за утренним богослужением — ведь там сказано, что человеку нужно делать, чтобы спастись. Весь закон Божий там изложен Христом кратко, просто, простыми словами.

Но теперь вернемся к ранее описанному событию. Были фарисеи, книжники, блюстители закона иудейского, и они наблюдали за Христом, наблюдали, где Он нарушит их законы человеческие, ибо они по букве жили, а не по духу. По букве они исполняли ветхозаветные иудейские законы, регламентирующие их жизнь, но истинные заповеди Божии нарушали. Первой заповедью, о которой говорил Христос в Евангелии, была следующая: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). То есть обрати свою мысль к Нему, обрати свое чувство живое к Нему, обратись к Нему в молитве и простыми словами попроси помощи, чтобы Господь тебе открыл все необходимое, что тебе нужно в жизни, чтобы Он волю Свою исполнил на тебе и чтобы Он помог тебе в жизни. И Господь услышит тебя.

Другая заповедь — возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22, 39). Себя мы любим и знаем, это естественная любовь человеческая, любовь в защиту самих себя. Но любим ли мы ближних? А ведь жизнь человеческая складывается из взаимных отношений друг ко другу. Но часто вражда и ненависть разрушают наши человеческие отношения. Можно ли молиться и обращаться к Отцу Небесному во вражде и ненависти? В Евангелии говорится, что нельзя: если ты принесешь молитвенный дар твои и вспомнишь, кто брат твой имеет кто-нибудь против тебя... пойди прежде примирись с братом твоим (Мф. 5, 23, 24). А ведь мы часто забываем это и порой не замечаем, кого мы обидели. Мы, может быть, вызвали своими словами или поступками недовольство и злобу и страдаем от этого. А жить нужно по любви. Эта заповедь самая главная, и на ней Господь и останавливает внимание. Легко ли жить по любви? Очень нелегко. Любовь — это подвиг. Ради любви человек готов на смерть идти, если это истинная, подлинная любовь, а не слова только или внешние выражения. Поэтому подлинная любовь человека к человеку всегда жертвенна. Мы знаем это из жизни людей, мы знаем это из Священного Писания и из примера Самого Христа Спасителя, Который жизнь Свою отдал за нас из любви к человеку, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. Он взошел на крест, чтобы простить наши грехи.

И вот эта толпа, пришедшая за Ним в пустыню, за чем она пришла? Христос влек ее Своей любовью, Своими словами любви, отверженностью Своей от мира сего и поучением о том, как нужно любить Бога и как нужно любить ближнего. Господь сжалился над этими людьми. Он совершает чудо Божественной любви, ведь у Бога все есть, и Он дает им этот чудесный хлеб, преломляет его и делит на тысячи кусочков или, может быть, даже больших кусков, которые люди уже и не могли съесть, и рыбу, также разделенную чудесным образом. Это нашим человеческим умом понять невозможно, это — Божественная любовь, изливаемая на каждого, кто ищет Бога, кто идет за Богом и кто следует за Ним, повинуясь Его Божественным заповедям.

Вот если бы в наших сердцах такая любовь была, если бы мы могли преодолеть нашу человеческую гордость, наши слабости человеческие, Господь по любви Своей помог бы нам начать жить по-другому и делать добро даже тем, кто нам не делает добра, а ведь это — заповедь Божия. За исполнение ее благодать Божия обильно изливается на тех, кто к этому приходит, кто осознает такой путь и кто начинает любить даже врагов своих.

Чему еще учит нас это евангельское событие? Эта вечеря соединила тех, кто пришел за Христом, в единое стадо; тысячи людей стали одним целым, слушая своего Пастыря — Христа. Они не уходили от Него, они остались здесь, забыв и про голод, про желудок, про то, что домой им надо возвращаться. Они не хотели уходить. Поэтому Христос, сжалившись, и совершает это чудо единения всех в любви друг к другу, в любви и молитве к Богу. Это напоминает нам уже о той тайне, которую Христос определил на Тайной вечере, когда совершил Евхаристию и преподал святое Причастие, преломив хлеб и сказав: «Примите и ешьте. Это — Тело Мое». А затем преподал чашу с виноградным вином со словами: «Пейте, это Кровь Моя, за вас изливаемая, чтобы вы имели жизнь вечную».

Святая Церковь за каждой службой повторяет это вечное таинство, оно неповторимо, оно остается единым, но мы — в этом единстве, единстве молитвы общей, объединяющей всех во Христе Спасителе, совершающем или, лучше сказать, совершившим Тайную вечерю, которая теперь приобщает нас каждый раз, когда мы вспоминаем эту вечерю. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

То событие в пустыне и было как бы прообразом Тайной вечери, предварением грядущего спасения человеческого. Вспоминая сегодня чудесное насыщение Христом пяти тысяч человек, Его чудесное благословение, Его общение с народом, вспомним и о нашей бедности духовной. Ведь и сейчас Христос жив. И сейчас Он преподает нам таинство Причащения — Свои Тело и Кровь. Но живем ли мы этими Телом и Кровью, приобщаясь ко Христу? Ведь само слово «приобщение» означает причастность, становление частью Христа в духовном общении с Ним. Как велико это таинство и как велики дела Христа Спасителя, которыми Он вел и воспитывал людей и призывал их ко спасению?

Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам и о любви ко Христу, и о нашей греховности человеческой, и о том, что в душе нашей мы должны всегда сожалеть о своих грехах. Мы часто впадаем в грехи, мы — грешные люди, мы не можем себя ничем оправдать, наше оправдание только в любви Христовой. Но чтобы это оправдание имело силу в нас, если мы еще не полюбили Христа, мы должны Его полюбить, должны прочитать Евангелие. Когда человека спрашивают: «А Вы читали Евангелие?», — то многие часто отвечают: «Ну, брал в руки, немного читал», а некоторые и просто откровенно говорят: «Нет, не читал». А потом задают вопросы: как спастись? что для этого нужно делать? Да ведь слово Божие и есть та главная духовная пища, которую Господь в пустыне предлагал людям прежде пищи материальной — вот что важно понять.

В жизненных трудностях, трудах своих нужно простирать искреннюю молитву ко Христу, обращаться к Нему как к Самому близкому другу — ведь Он Бог, который стал Человеком. Христос именно для того стал Человеком, чтобы открыть людям Свое учение и Божественные тайны, призывая их к Себе Своей любовью.

Вспоминая все это, читая Евангелие, отрешаясь от наших земных забот, направим же из глубины души свои очищенные, трезвые молитвы к Богу: «Господи, я слабый человек, я немощный, я не могу даже сам понять себя, я не могу многого понять в жизни, я во многом заблуждаюсь даже, но если Ты меня вразумишь и если Ты мне поможешь, если мысль благую вложишь в меня, а любовью Своей Божественной коснешься моего сердца, чтобы оно растаяло от греховного льда и заразы и полюбило Тебя, то с Твоей помощью я могу встать, как блудный сын встал и пошел к своему отцу, который вышел ему навстречу и ввел вновь в свой дом».

Жизнь наша проходит, и не нужно забывать, что есть Небесный Отец, Который ждет каждого из нас, и нужен подвиг, чтобы наше чувство любви первым делам было направлено к Богу: «Господи, научи меня любить, научи меня любить Тебя всем сердцем и всем помышлением, и научи меня любить другого человека, как и Ты возлюбил всех».