СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АНАТОЛИЯ (КУЗНЕЦОВА), КЕРЧЕНСКОГО В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АНАТОЛИЯ (КУЗНЕЦОВА), КЕРЧЕНСКОГО В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ.

 

Сегодня, в первое воскресение после праздника Воздвижения Креста Христова, Святая Церковь напомнила нам слова Евангелия о нашем человеческом крестоношении: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Господь Иисус Христос прошел со Своим тяжким Крестом от Вифлеема до Голгофы и дал нам образ хрестоношения. Но, благоговея перед делом Его Божественной любви, совершенным на Кресте ради нас, грешных, мы призываемся взять и свой жизненный крест и нести его без ропота через всю свою жизнь. По-человечески мы неспособны это сделать и, неся свой крест, ропщем и изнемогаем. Поэтому одних из нас крест приводит к победе, других — к поражению.

Когда мы несем свой крест по примеру Христа и с Его помощью, с терпением и любовью, он бывает для нас славой. Когда же мы несем его, надеясь только на себя, с ропотом и отчаянием, то это приводит нас только к бесчестию. Устами Христа Спасителя Церковь призывает нас взять свой крест и идти уверенно по указанному Им пути, который приводит к вечной славе.

Верующие люди берут свой крест в момент святого крещения. Крестом христиане освящают свои мысли и чувства, крестом освящаются движения ума и сердца, крестом освящаются вся наша жизнь, наши труды, победы и неудачи, наши радости и скорби, наши болезни и земное благополучие. Если наш жизненный крест бывает слишком тяжелым, если мы изнемогаем, то в силе Креста Христова — наша помощь. Каким бы Крест земной у человека ни был, учат святые отцы, нужно помнить, что его несет прежде всего Сам Спаситель, а потом уже человек. «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, который для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14), — говорит святой апостол Павел.

Но чтобы взять свой крест и нести его спасительно, необходимо отвергнуться себя, и это, может быть, самое трудное для человека, потому что мы привыкли жить по своей греховной человеческой воле, противопоставляя ее воле Божией о нас. Христос не пришел, чтобы дать нам жизнь веры, защищенную от всех трудностей и всех страданий и сомнений. Такая жизнь не была бы следованием за Христом. Он пришел, чтобы дать нам крест, на котором умирают наши грехи. Тайна смерти наших грехов сокрыта в тайне смерти Христа на кресте и в Его Божественном воскресении.

Любовь Божия терпела поношения, издевательства, гонения, страдания и, наконец, пригвождена была к кресту на Голгофе. Через воскресение она победоносно воссияла на вечные времена и для всех людей. Это учит и нас любви Христовой, без которой отвергнуться себя невозможно. Отвергнуться себя — это преодолеть в себе все, что удаляет нас от любви Божией, или, по слову святого апостола Павла, распять себя для мира, который лежит во зле. Это не мир Божий, не космос, а собрание всех наших греховных страстей и злых дел. Нужно отсечь самолюбие и все скверное в нас самих. Для чего? Чтобы дать место Х р и с т у  в своей душе и, взирая на Него, нести свой крест в надежде и терпении. Отвергнуться себя, взять свой Крест — это значит осознать, что Крест Христов есть знак предельного самоотречения и очищения, с Которым христианин идет на служение людям. Крест — всегда крест, и силу духа нести свой Крест по жизни дает только сознание, что Крест этот Богом возложен и с помощью Божией мы несем его и, даст Бог, донесем до конца своей жизни.

Победа дается тем, кто не боится смерти, потому что она — не конец пути, а только начало новой жизни для тех, кто распинается и совоскресает со Христом.