ВАРНАВА: АПОСТОЛ, ОБРАТИВШИЙ КИПР В ХРИСТИАНСТВО.
История Кипрской Церкви неразрывно связана с именем Апостола Варнавы — ее основателя и первого архиепископа. Согласно Священному Преданию, Варнава играл ведущую роль среди 70 Апостолов, к числу которых принадлежал.
Многие годы он проповедовал христианскую веру на своем родном острове, благодаря чему Кипр стал первой страной в мире, управление которой осуществлялось христианином. Именно апостольские истоки оказали решающее значение для получения Кипрской Церковью статуса автокефальной, то есть независимой. И потому вполне закономерно, что по сегодняшний день верховная церковная власть на Кипре именуется престолом Апостола Варнавы.
Источниками той скромной информации о Варнаве, которой мы располагаем, служит, в первую очередь, книга евангелиста Луки "Деяния святых Апостолов", а также два более поздних памятника: апокрифический труд V века "Деяния и страдания Апостола Варнавы на Кипре" и "Похвала Апостолу Варнаве", написанная в VI веке монахом Александром.
Киприот из рода пророков
В "Деяниях Апостолов" прямо указывается на происхождение Варнавы: Левит, рожденный на Кипре. Согласно утверждениям святого Стефания и монаха Александра, в данной характеристике нет ничего противоречивого. Варнава действительно мог принадлежать к прославленному роду Левитов, представителями которого являлись пророки Моисей и Самуил, и одновременно быть киприотом. Исторические реалии таковы, что еврейские предки Апостола, гонимые войнами, оказались на Кипре вынужденными переселенцами. Здесь, на острове, где существовала довольно сильная еврейская община, семья Варнавы жила в мире и достатке. Подтверждением их материального благополучия представляется тот факт, что они обладали землей не только на Кипре, но и в Иерусалиме.
Иерусалимское поместье Варнава продал, а вырученные деньги пошли на поддержку миссионерской деятельности его сподвижников. Благодаря этим пожертвованиям он заслужил право быть нареченным собратьями по вере Варнавой (от рождения его звали Иосифом) — именем, которое переводится как "утешитель".
Проповедовать христианство по миру Варнава стал вместе с двумя другими последователями нового учения — Марком и Павлом. Апостола Павла Варнава знал еще до посвящения, скорее всего, по совместной учебе. Именно Варнава ввел Павла в круг своих единоверцев и убедил их принять Павла, несмотря на то, что тот прежде был известен как противник христианства.
Вступление на апостольскую стезю
Впервые Варнава увидел Христа в Иерусалиме. Неизгладимое впечатление произвели на Варнаву необычные способности Господа Иисуса творить чудеса. Ни капли сомнений не оставалось в душе Варнавы, что он видел того самого Спасителя, ниспосланного человечеству свыше. И, пав перед Христом на колени, Варнава попросил его благословения.
После распятия Господа Иисуса Христа Варнава был среди тех, кто стал продолжателем дела Учителя, посвятив всю свою жизнь обращению людей в христианскую веру. Исходя из Новозаветного повествования, свое первое поручение Варнава получил сразу после мученической кончины святого Стефана. Он должен был отправиться из Иерусалима в Антиохию, чтобы на месте разобраться, приемлемо ли проповедовать христианскую веру среди эллинов. Объясняется это тем, что поначалу у Апостолов не было единства мнений насчет данного вопроса, и свои разъяснительные беседы они вели исключительно с евреями.
В Антиохии Варнава с огромным воодушевлением вел пропаганду христианства, примкнув к эллинистам — сторонникам активного распространения учения среди более широкого круга, а не только евреев. Варнаве и Павлу удалось собрать значительную сумму для укрепления христианской общины в Иерусалиме, после чего и наступил период их совместных трудов по утверждению христианской церкви. Там же в Антиохии Варнава возглавил группу "учителей и пророков", в которой состояли Павел, Нигер, Лука, Киринеос и другие. Вообще, очень часто в "Деяниях" имя Варнавы упоминается первым, что явно свидетельствует о его лидерстве.
Следующим местом для миссионерского путешествия Варнавы был избран Кипр.
Проповедь на земле кипрской
Как сказано в "Деяниях Апостолов", христианство пришло на Кипр уже в 33 году вместе с теми киприотами, что оказались среди 3000 уверовавших во Христа в день Пятидесятницы. Однако христианская проповедь на острове ограничивалась тогда иудейской средой, почему и не была особо популярна. С прибытием на Кипр Апостола Варнавы христианское учение приобрело черты последовательного и целенаправленного, в результате чего все больше жителей Кипра было вовлечено в лоно христианской церкви.
Известно о двух посещениях Варнавой Кипра, первое из которых состоялось в 45 году. Вместе с Апостолом Павлом и Марком Варнава сошел на берег в Саламине. Вероятнее всего, проповедники следовали по проложенным тогда дорогам и исколесили весь остров. В Китионе (Ларнаке) они встретили воскрешенного Христом Лазаря и рукоположили его в сан епископа Китийского. Епископом Тамассоса стал крещенный Варнавой Ираклидий, а епископом Амафунта — Аристоклианос.
В Пафосе, по преданию, Апостол Павел совершил несколько чудес. Одним из них стало наказание колдуна Элима: Павел временно ослепил его, чем заставил римского проконсула Сергия Павла безоговорочно принять христианство. Обратив таким образом в новую веру самого правителя Кипра и образовав на острове христианские общины, Апостолы имели все основания считать свою миссию успешной.
О втором визите Варнавы на остров сведения еще более скудны. Однако мы знаем, что за семь лет своего пребывания на острове (с 50 по 57 год) Варнава, на сей раз сопровождаемый лишь Марком, неустанно шел к своей цели — закладывал прочный фундамент кипрской церкви.
Противодействие Варнава встречал и со стороны своего давнего врага Элима, который постоянно настраивал местных иудеев против Апостола. Не раз такого рода организованные или стихийные возмущения угрожали жизни Варнавы. И однажды Апостол все-таки не избежал печальной участи из-за ненависти тех, кто оказался не способен внять христианскому учению из уст Варнавы.
Посмертное служение
Случилось это в Саламине. Когда Варнава, как обычно, начал свою проповедь в одной из синагог, его схватили, набросили на горло веревку и, выведя за городские стены, зарезали. Чтобы никто из христиан не нашел праха Апостола, убийцы изрезали его тело на части, намереваясь затем бросить их в море.
Но Марку, спасшемуся от разъяренной толпы, удалось выкрасть останки Варнавы и предать их земле. Как принято считать, могила основоположника Кипрской Церкви находится чуть восточнее монастыря, заложенного в его честь в V веке приблизительно в 3 километрах от Саламина. Предание гласит, что на грудь Варнавы Марк кладет святое Евангелие, полученное Варнавой от Матфея.
Позднее то Евангелие было принесено в дар византийскому императору Зинону в знак благодарности. А чтобы понять причину такого поступка со стороны архиепископа Кипра Анфемия, перенесемся совсем ненадолго в год 488 от рождества Христова.
Кипрская Церковь переживала кризис, и ей грозило попадание под зависимость от антиохской. Архиепископу Саламина Анфемию было видение, после чего он обнаружил прах Варнавы вместе с Евангелием от Матфея. Священную книгу отвезли в Константинополь, и она стала бесспорным доказательством того, что Кипрская Церковь не была образована от Антиохийской, а имела собственные апостольские истоки.
Византийский император закрепил за Кипрской Церковью право на самоуправление, а кипрский архиепископ получил три знаменитые императорские привилегии, действительные и поныне: носить пурпурную мантию на торжественных церемониях, держать скипетр вместо посоха и подписывать официальные документы красными чернилами. Нужно отметить, Кипрская Церковь явилась единственной удостоенной подобной чести, и произошло то исторически значимое событие именно благодаря признанию заслуг Варнавы.
День памяти Варнавы празднуется 11(24) июня. Стоит ли говорить, сколь высоко Апостол почитается на Кипре — острове, который его трудами был направлен на путь обретения христианства.
www.cyprusadvertiser.com