Архимандрит Тихон (Шевкунов). ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ.


Архимандрит Тихон (Шевкунов).
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ.

    Христос Воскресе!
    Быть может, именно для нас, для нашего поколения особенно важно сегодняшнее повествование об исцелении слепорожденного. Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, не спрашивая даже о его вере, "проходя" (Иоан. 9:1) - исцелил его. Слепой сделался зрячим, а слепые фарисеи стали пытать его, кто же сотворил над ним это великое благо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить.
       Они стали придираться, обвиняя Спасителя, что это великое дело Божие сотворено в день Божий, в субботу. Не находя ни одного слова, чтобы противостать Истине, Которая блистала пред ними невиданным чудом, фарисеи все же не удержались и в зависти и злобе извергли хулу на Бога и на Духа Святого.
       Иногда спрашивают: что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный грех: фарисеи видят силу Божию, явленную в исцелении слепорожденного, и все равно упорно отрицают ее. Они издевательски призывают: "воздай славу Богу; мы знаем, что Человек (Который исцелил тебя) … грешник" (Иоан. 9:24). А исцеленный говорит: "Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Иоан. 9:31-33). И тогда фарисеи изгнали его вон, т. е. отлучили от синагоги, отлучили от всего общества израильского.
       Он лишен всех прав. Отныне никто по иудейским законам не может с ним ни общаться, ни помогать ему, ни жить вместе с ним. Отец и мать отказались от него.
       "Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня…" (Пс. 26:10). Именно тогда Спаситель Сам находит его и говорит: "Ты веруешь ли в Сына Божия?" (Иоан. 9:35). Прозревший спросил: "А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?" (Иоан. 9:36). И тогда Спаситель говорит ему, почти как и самарянке в евангельском чтении на прошлой неделе: "И видел ты Его, и Он говорит с тобою" (Иоан. 9:37). И никаких больше доказательств не нужно было слепорожденному. Он поклонился Ему как Богу и сказал: "Верую, Господи" (Иоан. 9:38).
       Не случайно неделю назад Святая Церковь представила нам такое же откровение Спасителя грешной, но чистой сердцем женщине-самарянке. Оба этих евангельских человека узрели Бога.
       Мы все - поколение слепорожденных. Мы были рождены по большей части своей вне веры в Господа. Но чудо Божие совершилось над нами. Господь, не спрашивая, веруем ли мы, а, напротив, зная, что этой веры в нас нет, скорбями помазал нас, как святым миром, и миллионы, миллионы людей в нашей стране исцелились. Отверзлись их духовные очи.
       Наши современники, исцеленные слепые, как и этот слепорожденный, были подвергнуты тяжким испытаниям, допросам, издевательствам от фарисеев века сего, и многие из нас отлучены были от общества своих друзей, близких и родных. То, что произошло с евангельским слепорожденным, произошло со многими из нас.
       Но почему Спаситель исцелил именно его? Почему чудо Божие явилось именно над этим человеком, а не над целою толпой таких же несчастных, увечных, больных, которые стоят рядом с ним? Две недели назад мы читали в Евангелии, как Спаситель исцелил расслабленного. Но тот хоть жаждал исцеления и надеялся на него - уже в течение 38 лет. А слепорожденный даже не имел веры, потому что не знал, в кого верить - он просто не видел Господа, не видел Того, Кто сказал ему: "Пойди, умойся в купальне Силоам" (Иоан. 9:7). Именно ему Спаситель, видя его мужественное исповедание перед врагами Истины, врагами Божиими, открыл Свое Божество.
       Но все же, почему исцелялись одни и не исцелялись другие? Почему Спаситель, проходя мимо толпы убогих, нищих, инвалидов, расслабленных, выхватывал одного и исцелял? Почему из миллионов и миллиардов слепорожденных только малое стадо становится зрячими духовно, почему из сотен народов, живущих в мире, только немногие исповедуют спасительную Православную веру?
       По-человечески сказать, это несправедливо. По-человечески сказать - чем другие слепые были хуже этого слепца? А другие расслабленные, лежащие при купели Силоамской, хуже этого расслабленного? И чем мы с вами (а каждый из нас знает сам себе цену - очень невысокую) лучше, чем миллионы наших братьев и сестер в этом мире, которые не просвещены светом веры?
       Спаситель и в дни Своей земной жизни, ходя по земле, избрал из многих лишь тех… кого Он избирал. И ныне происходит то же самое. И среди народов в целом тоже Господь избирает только тех, кого Он избирает.
       Так кто же наконец те, кого избирает Спаситель?
       Перед Своими страданиями, на Тайной вечере, Он говорит ученикам: "Я избрал вас от мира" (Иоан. 15:16). А потом в Первосвященнической молитве обращается к Отцу: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал" (Иоан. 17:11). Кто же они? Богатые и великие люди? - Нет, конечно. Только одни нищие? - Тоже нет. Среди избранных Богом были люди всех состояний. Или это были люди, богатые другим - разумом и мудростью? - Ничего подобного. Были люди мудрые, которые признавали свою немощь ума, и были люди совсем неученые, а то и просто юродивые, которым вдруг ниспосылались особые откровения. А может быть, это были люди, богатые грехами, потому что Господь "грешников пришел спасти"? - Но мы знаем, что все грешны перед Богом. Или, может быть, это были люди, богатые верой? - Да, Господь требовал веры от людей. Но вот слепорожденного Он исцелил без его веры. Расслабленного, которого, раскрыв кровлю здания, спустили пред Ним, Он исцелил лишь по вере принесших его. А еще мы знаем, что и бесы веруют и трепещут… Так кого же Господь избирает в наследие Себе?
       Апостол говорит в одном из посланий: "Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20). Вот кого избирает Спаситель: тех, кто может отвергнуть себя и стать жилищем Бога.
       По неизреченному Божественному смотрению избираются лишь такие люди. Пусть этот человек будет малодушным, как этот расслабленный, две недели назад предавший Спасителя, но и он мог сказать, хотя бы в какое-то время своей жизни, что вот, во мне живет Христос. Он смог стать Его храмом. И Иуда какое-то время был храмом Божиим! Но кто растлит храм Божий, того растлит Бог...
       "Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос". То же самое могут сказать и все, кого избирает Бог. Упраздняется ветхий человек, и созидается Христос в новом человеке.
       Но Христос живет в человеке совсем не умозрительно, совсем не только в уме нашем. В уме Христос у многих верующих людей: и у протестантов, и у католиков, и просто у тех, которые говорят: да, я верую во Христа, но я вне Церкви. Есть те, кто мудрствует о Христе, предается мечтательствам о Нем, хочет о нем слышать, - но жизни Христа в них нет. Они вне Тела Христова, вне Христовой Церкви. Поэтому-то и выходит, что многие народы, узнавшие о Христе, живут вне Его Тела, вне Его Божества.
       Конечно, мы говорим это не для того, чтобы возгордиться. Святая Церковь говорит об избранных как о величайшей милости Божией к грешному человеку, но и как о величайшей ответственности. Потому что и избранные, к несчастью, могут уподобиться Иуде, стать отступниками, в которых когда-то жил Христос, а потом они своего Спасителя предали и распяли.
       Наше прозрение в том и заключается, что мы начинаем видеть себя исполненными грехов и способными к любому злу и любому предательству. Наше прозрение - в том, что мы начинаем видеть мир таким, как он есть - лежащим во зле. Наше прозрение - в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего лишь великое милосердие Божие к нам и ко всему слепому человечеству. А если мы всего этого не видим, значит, нам только кажется, что мы прозрели, а на самом деле мы остались по-прежнему слепы, от чего избави нас Господь!
       
       Христос Воскресе!


        www.pravoslavie.ru