Слово архиепископа Марка (Арндта), Берлинского и Германского в неделю 2-ю по Пятидесятнице в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших.


Слово архиепископа Марка (Арндта), Берлинского и Германского в неделю
2-ю по Пятидесятнице в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших.


    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братия и сестры! Святой Дух привел нас сегодня в храм, чтобы мы прославили всех святых, в земле Российской просиявших. Кто они, эти святые? Бесчисленный сонм святых, светила на небе русской святости, которых мы сегодня прославляем, именованные и неименованные, суть наши братия и сестры, уверовавшие во Христа всем своим существом, это наши братия и сестры, полюбившие Христа всем духом, всей душой и всем сердцем. В ком растет вера, в том растет и любовь, ибо вера открывает во Христе все новые и новые пространства, все новые совершенства, богатство, красоту. Больше и больше любим и больше и больше верим. Как нет границ нашей вере во Христа, так нет границ и нашей любви ко Христу. Человек, который развивается в вере и любви, растет возрастомъ Божiимъ, по слову апостола Павла, въ человека совершенна, въ меру возраста (Еф. 4, 13) высоты Христовой. Такой человек естественным образом станет живым храмом Святой Троицы, ибо Христос обитает в сердцах верующих и не колеблющихся в этой вере, утверждающихся в ней изо дня в день.

Сегодня по Божией милости рядом с иконой Всех святых в земле Российской просиявших у нас находится икона сто лет тому назад прославленного преподобного отца нашего Серафима Саровского, с его мощами. Святой Серафим, как никто иной, вобрал в себя, можно сказать, всю святость русскую. Церковь так воспевает его:«Отъ юности Христа возлюбилъ еси, блаженне, и тому Христу единому работати пламенне вожделевъ,... подвизался еси»... Вот образ любви, образ веры, образ кротости. Убогий Серафим, убогий потому, что он — у Бога, и не ценит никаких богатств мирских, но одно богатство духовное, богатство Христово, убожество. Как никто в наше время, преподобный Серафим сказал нам, в чем состоит сущность христианства. Он сказал нам о ней, потому что знал, как мы испорчены в своем восприятии Церкви Христовой и христианства. Наше восприятие испорчено западным влиянием — римокатолическим, протестантским, сводящим христианство на сделку с Богом. О чем они учат? Они учат, как пишет русский писатель Лопухин, что ты как бы заключаешь страховку с Богом, и платишь ему ежемесячно, а Он тебе воздаст, когда ты попадешь в беду. Не таково христианство истинное, православное, серафимово, русское, всеправославное. Не таково оно и не может быть таким. Это не христианство, это извращение. И это увидел Серафим преподобный и молился за нас с вами, чтобы мы могли сопротивостать разврату: духовному, телесному и душевному.

Христианство, о котором учит святой Серафим, и которое он воплотил в своей жизни, есть вера, вера в существование мира Христова, мира Божиего, вера в существование новой, благодатной жизни, которую Господь нам дал. Христианство это вера, это любовь, это жизнь. Это жизнь в Церкви, жизнь в Духе Святом, Которого мы можем стяжать как истинные чада истинной единой Церкви Православной.

Преподобный Серафим вобрал в себя всю святость русскую, начиная от святой книги Ольги, святого князя Владимира, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Нила Сорского, Иосифа Волоколамского, великих святителей: Димитрия Ростовского, Филарета Московского, и новых святителей нашего времени, Новомучеников Российских, и не в последнюю очередь — нашего новомученика, Александра Шмореля, близ которого построен наш собор по благословению Господа, знавшего заранее, что мы примем этот храм из рук чужих и превратим его в истинный православный храм. Как в древности созидали храмы на мощах или неподалеку от мощей мучеников, так и наш храм созидается вблизи мучениченических мощей члена нашего прихода, Александра Шмореля. Весь этот сонм видел святой Серафим и воплотил в себе всю святость их.

Как он мог это сделать? Любовью, одной любовью ко Христу. В этой любви он совершил страшнейший подвиг стояния тысячу дней и ночей на камне. Что в нем происходило в эту тысячу дней, что он видел, что он чувствовал — никто, никакой художник не может этого изобразить. Непременно он видел и падение Православной Руси, и революцию, видел и нас с вами, здесь стоящих, воплощающих обновленную Православную Русь, в молитвах наших видел он слезы отцов и матерей, которые ныне стараются противостоять безумному кощунству над человеком, когда прославляются мужеложники, когда развратники устраивают демонстрации. Все это видел непременно святой Серафим. Но видел он так же и радость небесную. Видел он сонм святых, с которыми вместе он молился и молится. Сонм святых, всех святых, в Земле Российской просиявших, в который мы с вами сегодня вливаемся своими молитвами, своей любовью, своим почитанием.

Верующий и любящий Христа никогда не остается один. Он всегда со всеми святыми (2 Кор. 1,1), он со всеми святыми молится, он со всеми святыми причащается, со всеми святыми мыслит, чувствует, воспринимает весь мир со всеми святыми, ибо вера во Христа делает нас со-телесниками тела Христова, Церкви Христовой. И живем мы соборной молитвой, соборной жизнью, во Христе и со всеми святыми. Так Церковь нас учит. Так преподобный Серафим, сто лет назад прославленный, по усердному ходатайству другого святого, святого царя-мученика Николая, молится о нас и мы молимся с ним. И так мы низводим в наши сознательно убогие души все богатства небесные, все богатства Божественные, всего Христа.

Преподобный Серафим почитал в человеке печать Духа Святаго, ту печать, которую каждый из нас принял в Таинстве миропомазания после крещения. Эта печать делает каждого из нас самым драгоценным сосудом — сосудом благодати Божией, сосудом Духа Святаго.

Каждый из многочисленных, ведомых и неведомых, знаемых и незнаемых святых земли Русской имеет свои особенности. Не каждому дано жить отшельником, как преподобному Серафиму, и не только затворники спасаются. Спасался и многих спасал святой и праведный Иоанн Кронштадский, подвизавшийся в многолюдном городе, среди народной толпы. Но цель у всех святых одна: единое на потребу — стяжать Духа Святаго, найти Божественный мир, мир Божественной любви, Божественной жизни и природниться ему. Все остальное само по себе становится нам доступным, а Христос — прежде всего и выше всего.

Так и радость наша, дорогие братия и сестры, в жизни со всеми святыми, в прославлении святых, всех святых, в земле Российской просиявших, наших сродников по крови и духу, по Церкви нашей, единой, святой и непобедимой. Аминь.

2003г.