РЕЧЬ СВЯТИТЕЛЯ АРСЕНИЯ (СТАДНИЦКОГО), ИСПОВЕДНИКА, МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКОГО И СТАРОРУССКОГО (+1936Г.) В ПСКОВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ПРЕД НОВОГОДНИМ МОЛЕБНОМ.

Об источнике истинного счастья.

Отрадно, прежде всего, возлюбленные братие и сестры, то, что вы собрались в столь великом числе при наступлении нового года в этот святой храм. Хорошо, что и в нашем древнем граде привыкают встречать наступление новолетия молитвой, вместо языческого обычая — начинать новый год песнями, пляскою и вообще бесстыдным торжеством. Несомненно, вас привлекла и должна была привлечь сюда важность настоящего момента. Если мы начинаем и оканчиваем молитвою каждый день, или по крайней мере должны это делать, по заповеди Церкви, то тем более молитвой должны начинать и оканчивать такой продолжительный период времени, как год. Мы должны благодарить Господа за предыдущий год и молиться о христианском благополучии в наступающем.

Что же нам даст следующий год? Таковы, несомненно, ваши мысли. Все оне направлены к раскрытию будущего, всем вам представляется исполнение ваших заветных желаний. Один думает о наградах за свой продолжительный труд, другой — о достижении славы, иной — об избавлении от гнетущей его бедности, и т. д. И люди обычно отвечают на эти мысли своим ближним пожеланием им «нового счастия». Но вот Премудрый еще в древности сказал, что «ничто не ново под луною». Как же согласить с его словами наши современныя пожелания? Без сомнения, весь порядок в природе останется прежним. Новый год не даст ничего нового в этом отношении. По-прежнему за летом будет следовать осень, за осенью зима, за зимой весна, затем снова — лето. По-прежнему будет светить солнце, восходя на востоке и заходя на западе. По-прежнему будут дуть ветры и течь реки. Не прибавится и не убавится ни одной силы в природе. В следующем году, как и в прошлом, будут существовать среди людей несчастия; По-прежнему дети будут рождаться в болезнях; По-прежнему человек тяжелым трудом будет добывать себе пропитание, а земля зачастую рождать терние и волчцы; По-прежнему над землею будут слышны стоны и вопли несчастных страдальцев, а безжалостная смерть, как и прежде, будет похищать людския жизни.

Радостно ли для нас приближение нового года, если он приближает нас к концу нашей жизни? Пусть юноша смотрит на новый год, как на время, когда должны развернуться его молодыя силы; но для достигших преполовения сил — нужно ждать их постепенного упадка, оканчивающегося смертию. Впрочем, хотя законы природы и неизменны, но жизнь каждого отдельного человека претерпевает различныя изменения. Люди рождаются, возрастают, умирают, — все это доказывает, что в человеке происходят изменения, и потому он вправе всегда ожидать изменения своей судьбы в последующее время. Бедняк думает о том, что бедность — временный спутник, которого он, может быть, найдет возможность удалить от себя. Старик утешает себя надеждою на продолжение своей духовной жизни. Пусть, думает он, смерть наступит вскоре, но моя жизнь продолжится за гробом. Все это говорит об изменяемости жизни людской среди неизменных законов природы, а потому мы не без основания желаем своим ближним нового счастья. Правда, людския понятия о счастье весьма различны; человеческия стремления к счастью обусловливаются различными побуждениями, зачастую далеко не невинными. Если бы перед нами раскрылась книга нашей жизни, то сколько увидели бы мы в ней различных желаний, и быть может ни «единого на потребу».

Желая своим ближним нового счастья, мы разумеем обыкновенно под счастьем облегчение их внешнего материального положения, земныя блага. Богатый желает бoльших богатств, небогатый хочет разбогатеть, бедняк — достигнуть обезпеченного положения. Вокруг этого основного группируются все побочныя желания человека. Стремление к обезпечению своего материального положения не греховно, тем более, когда оно вызывается благими побуждениями, — например, желанием помогать бедным. Церковь не ставит в вину своим членам приобретение имущества, а, напротив, сопровождает молитвой всякое предприятие, имеющее целью улучшение личного и общественного благосостояния. Она возносит молитвы, как вы услышите на молебне, об избавлении от землетрясений, потопа, огня, нашествия иноплеменников, о благорастворении воздуха, о изобилии плодов земных. Все это доказывает, что человеческое стремление к приобретению не греховно само по себе, а бывает греховным в том случае, если человек заботится о нем одном и забывает удовлетворять потребностям духа, которыя имеют бoльшее значение и без удовлетворения которых человек глубоко несчастен. Кому неизвестно, что слезы льются и при роскошной обстановке, и богатый человек бывает несчастным, чувствуя нечистоту своей совести? Все это происходит потому, что богатство удовлетворяет только тело наше, а в душе оставляет тоскливое чувство. Внешния блага не составляют цели жизни человеческой, а являются средством к достижению ея. Они — рамка для духовной жизни. Пусть рамка будет блестяща, но она не придаст картине красоты. Напротив, если картина плоха, а рамка хороша, то такой контраст еще более усилит безобразие картины. Такое же отношение — между духом и телом. «Какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душу свою погубит?» Какая польза — ходить в бархате, шелках, когда чувствуется внутренний червь, который гложет наше сердце. Может ли нас насытить удовольствие телесное, если душа наша покрыта язвами и нет на ней ни одного здорового места?! К тому же богатство — скоропреходяще. Душа не возьмет его с собой после смерти тела; достаточно злой воли вора, чтобы похитить его. Спаситель, указывая на сокровище, которое ни червь и ржа не поедают и воры не подкапывают и не крадут, разумеет душу. Сокровище ваше, говорит он, в сердце вашем, а счастье — в любви, соединенной с добрыми делами, в создании вокруг себя святой атмосферы. Это счастье, внутреннее, дороже золота и бриллиантов. Если бы оно водворилось в сердцах людских, то земля сделалась бы раем.

Источник этого счастья заключается в вере в Бога-Спасителя. Обладающему верой открывается доступ к истине, в которой находит удовлетворение его душа. Вера отвечает на все вопросы человека о мире, о своем назначении земном; обладая верою, он не боится стропотного пути, который предстоит ему, и смело плывет по житейскому морю. Вера побуждает человека раздавать свое имение бедным, больным, в надежде на загробную награду.

Возлюбленные братие! Когда я говорю вам о счастии, так понимаемом, то не высказываю вам какую-либо новую истину. Эту истину вы найдете в учении Спасителя и Его апостолов; но долг любви побуждает меня повторять вам ее возможно чаще. Как вы сами знаете, у нас внутренние духовные интересы заглушаются материальными, и в результате получается спутанность мысли. Последняя особенно заметна в душах современных молодых людей, которые мечутся то туда, то сюда, стараясь отыскать истину собственным умом и забывая, что есть единственный путь, указанный Христом. Некоторые мечтают о коренном преобразовании существующего строя, и эти мечты, при своем осуществлении, являются опасными для общественного спокойствия, когда, всецело охваченныя ими, и невинныя дети становятся убийцами и преступниками, заглушившими в себе интересы духовного характера. Я должен сказать, что если люди будут искать разрешения всех жизненных вопросов только в своем уме, если будут заботиться исключительно об удовлетворении своих чувственных потребностей, то они никогда не будут счастливыми, потому что всегда будет чувствоваться неполнота жизни при одностороннем ея развитии. Разве мы не видим и теперь, что чем больше современный человек гоняется за счастьем, забывая об идеальном стремлении своей духовной природы, тем дальше и дальше будет оно от него? Жалобы на жизнь, как на бессмыслицу, как на проявление роковой злой силы, часто слышатся и притом среди таких людей, внешняя жизнь которых обезпечена и, повидимому, обставлена хорошо. Ужас охватывает душу, когда смотришь на все, что совершается вокруг: жизнь человеческая потеряла всякую ценность; убийства и самоубийства сделались обычным явлением; партийная вражда доходит до ожесточения; и стонет, и воет в нужде и страдании несчастный мир, не зная, где найти ту регулируюшую силу, которая предохранила бы от блужданий мысли и безпорядочности воли. Такую силу представляет одна религия христианская в православном понимании ея. И я желаю, чтобы новый год ознаменовался возвратом к забываемому нами святому Православию, чтобы основы религии проникли в недра сердца людского. Если люди будут руководствоваться ея святейшими истинами, то обретут счастье, какового счастья я и желаю вам в наступающем году!