ПРОПОВЕДЬ АРХИМАНДРИТА МЕЛХИСЕДЕКА (АРТЮХИНА) В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ.

 

(Послание св. ап. Павла к Евреям, зач. 333-е от полу, 12, 28 —13, 1-2, 5-8)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Недалеко от Старого Иерусалима, на северо-восточном склоне Елеонской горы, в местечке Вифания есть пещера, в которой был погребен праведный Лазарь, четверодневный мертвец. Паломники, приезжающие в Иерусалим, имеют возможность видеть эту пещеру, войти в нее и помолиться в этом святом месте. Из Предания нашей Святой Церкви мы знаем, что после своего воскрешения Лазарь прожил еще тридцать лет, стал священником, и не только священником, но и епископом, и семнадцать лет нес проповедь Евангелия на острове Кипр.

До сих пар в городе Ларнака есть храм Святого праведного Лазаря, где есть его гробница и где покоится честная глава праведного Лазаря, к которой могут прикладываться все паломники, богомольцы. Она окована в золотой ковчег. На этой гробнице есть надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Это истина — истина бессмертия человеческой души, которая для нас для всех является краеугольным камнем и тем якорем, который удерживает нас здесь, в этом бушующем мире. Якорь надежды, якорь нашего с вами упования на то, что наша жизнь — это не бессмысленное путешествие, плавание с бессмысленньм концом. У нас есть путь к тихой пристани, путешествие, о котором нам святые отцы сказали, что Бог не обещал безбедного плавания, но каждому обещал тихую пристань.

Тихая пристань — это и есть та вечность, которая уже реально может начаться и должна начаться здесь, потому что только вера в бессмертие человеческой души дает человеку возможность совсем иначе, по-другому смотреть на болезни, скорби, испытания и страдания. И наоборот, в какой-то момент времени, в какой-то момент жизни дает человеку силы и возможность не жалеть себя ради Бога, ради Церкви, ради ближнего, потому что такой человек знает, что жалей себя или не жалей — жизнь все равно закончится «двумя метрами», но лучше, чтобы она закончилась ради Бога и во имя Бога. А на такую жизнь подвигает человека только вера в то, что жизнь — она не кончается, а будет продолжена там, в вечности. И мало того, о человеке, который живет здесь верой, духом и Евангелием, о таком человеке Христос сказал: «Кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 8, 51; 6, 56).

Сегодня мы слышали очень важное по своему содержанию апостольское чтение: 13-ю главу Послания к Евреям: «Братолюбие между вами да пребывает» (Евр. 13, 1). Приближается конец поста. Сегодняшняя неделя считается завершением поста, сегодня вкушается икра, завтра вкушается рыба. И этим завершается Четыредесятница, а к ней присоединяется Страстная седмица. И оказывается, что в богослужебном чтении конца постовых дней нет речи ни о слезах, ни о чем-то другом, а на первое место ставится братолюбие, потому что оно и является сущностью нашей с вами христианской жизни — братолюбие.

Очень странно, что нигде в Священном Писании и в нашем христианском обиходе нет такого понятия, как «сестролюбие», а есть только «братолюбие». Вот об этом стоит задуматься, что нет этого слова. То ли нет этой любви, то ли таких слов не хватает в нашем обиходе? Почему-то все время есть только «братолюбие». Задумаемся об этом и привнесем в нашу жизнь «сестролюбие». Это чрезвычайно важно и необходимо в нашей жизни.

«Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13, 2).

Кто это такие «некоторые», которые «оказали гостеприимство Ангелам»? Это Авраам и Сарра, которые гостеприимно встретили трех путников, а оказалось, что это есть три Ангела. Поэтому всякого человека, который оказывается на нашем пути, мы должны воспринимать как человека, не случайно посланного нам Богом, потому что есть такие русские пословицы: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», «Сегодня князь, а завтра грязь». И если человек попал в какое-то положение, где важно наше соучастие, то надо подумать о том, что не дай Бог нам самим в таком положении оказаться. Поэтому если у тебя есть силы, возможность и средства, то ты помоги этому человеку, который находится рядом с тобой. Потому что «страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Все, что мы делаем по отношению к нашему ближнему, Бог принимает это на Свой счет.

«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13, 3).

В эти воскресные дни и в эту Страстную седмицу всех вас призываю и прошу вот о чем. К нам поступила обращение и просьба от тюремной миссии, от тех людей, которые помогают заключенным, совершить маленькое дело милосердия. Обращаясь к нашему приходу и к другим приходам, они попросили, чтобы те, у кого дома есть горы золота, чтобы они половиной поделились. У нас дома золота нет, и они, зная об этом, попросили нас с вами поделиться с ними ненужными очками, уже бывшими в употреблении. Нужно только написать на очках диоптрии и межцентровое расстояние. 3а свечным ящиком будет находиться коробка, и туда это все отдавать. Масса людей в этом нуждается, не могут читать Священное Писание и другие святые книги. у них нет родных и близких, кто бы мог им прислать это.

«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет непорочен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13, 3-5).

Апостол Павел в другом Послании говорит: «великое приобретение — быть благочестивым и [всем] довольным» (ср.: 1 Тим. 6, 6). Бедный человек — это не тот, кто мало имеет, а тот, кто не умеет довольствоваться необходимым. И богатый человек — это не тот, у кого много, а тот, кто умеет довольствоваться необходимым. Для одного и миллиона мало, а для другого тысячи много. Как однажды Чубайс сказал, когда повысили налгоги: «Ну как же нам жить, простым людям?», показывая на самого себя. А пенсионерка пенсию получила, а к ней добавку сделали «лужковскую». Человек перекрестился и сказал: «Ничего себе, я целых полгода буду на них жить».

«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 5-8).

Однажды у преподобного Серафима Саровского, великого угодника Божия, спросили: «Батюшка, скажи нам, почему сейчас нет в мире среди христиан таких подвижников веры и благочестия, которые были в прошлом, которые воскрешали мертвых, смирялись до зела, совершали труды и подвиги самоотвержения ради Бога, таких, которых мы сейчас не видим в нашей современной жизни?» (Это про жизнь в XIX веке.) И тогда преподобный Серафим Саровский сказал: «Причина только в одном — нет решимости у человека жить всецело по евангельским заповедям». Потому что «Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» — готовый помогать, готовый утешать, готовый вдохновлять, готовый за нас сделать девять шагов, лишь бы мы один шаг сделали навстречу Ему и нашему ближнему. Девять шагав сделает Он за нас, взяв нас на Свои руки.

Не хватает решимости, и поэтому в нашей жизни так мало духовной радости, потому что Господь через апостола Павла нам сказал: «... кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (2 Кор. 9, 6; Гал. 6, 8).

Поэтому молитвы, Евангелие, чтение святых отцов, добрые дела, пост — это все «сеяние в дух». И тот, кто с усилием, кто с радостью, не жалея себя, это совершает, тот и пожнет духовную радость. Мы с вами за постовыми богослужениями слышали такие слава из Псалтири псалмопевца Давида: «Сеющии слезами, радостию пожнут» (Пс. 125, 5). Сеющие слезами пожнут жатву «присноживотия», то есть пожнут жатву вечной жизни.

Помоги нам, Милосердный Господи, все предлежащие нам страстные дни вместе со Христом немного пострадать, немного поплакать о своих грехах, несовершенствах, постараться иметь возможность и молиться о том, чтобы Господь открыл нам Свою волю, как мы можем и должны послужить нашим ближним. Братолюбия не забывать, потому что пост и молитва — это лично полезное дело, а мы всегда, просыпаясь утром, должны подумать о том, что мы можем совершить общественно полезного. Лично для себя — это понятно, никто себя никогда не забудет... А вот что еще я могу сделать для Церкви, для тех людей, которые находятся рядом со мной?

И именно вера в бессмертие, вера в Воскресение, вера в то, что каждому из нас уготована тихая пристань, только бы мы остались верны заповедям Господним, верны Христу Богу нашему, Который сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Аминь.