СЛОВО АРХИМАНДРИТА АВЕЛЯ (МАКЕДОНОВА) (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ.

Прощение

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святые отцы время Великого поста называют духовной весной. Мудро они подметили: действительно, духовная весна. Не в нашем понятии весна, как говорится, «опять весна, опять цветы, опять любовь, опять мечты». Это суета сует, это все бесовское.

А они смотрят на весну духовную как на время труда.

Каждый крестьянин знал, что если он весной не воспользуется, то ему есть будет нечего и кормить семью будет нечем. И никакого оборота у него не будет. Время весны — подготовлять почву, приготовлять семена, очищать их, проверять, заблаговременно сеять и поливать.

Так и духовная весна, время Великого поста, время возделывать почву нашего сердца, черствого сердца, которое уже за это время очерствело. Добрые дела уж мы порастеряли, а приходит время, которое нам напоминает, что раз весна приближается, то скоро и лето.

А лета быстро пройдет и наступит осень, когда будет человек делать подсчет. Так и в духовном смысле. Если мы не воспользуемся этим благоприятным временем Великого поста, если мы не поработаем над своим сердцем, над самим собой, то быстро это время пройдет и мы окажемся не готовыми к встрече Господа.

Вот поэтому святые отцы придавали большое значение наступлению Великого поста и учат нас через свои писания, через свои назидания и предания всеми силами пользоваться этим благоприятным временем и всеми теми пособиями духовными, которые они нам предлагают.

Конечно, людям, которые далеки от Церкви, все это странно и непонятно.

Вот жили в одном селе муж и жена. Жена была благочестивой, часто ходила в храм. А муж раз в год ходил, на Пасху. Когда все шли, и он ходил на крестный ход.

А потом жена и говорит: «Дед, ну что ты сидишь все дома? Делать нечего. Зимой-то работы никакой нет. Ты бы сходил в церковь». — «А что туда идти-то? Туда когда ни приди, все одно и то же».

Вот так люди нецерковные и рассуждают, что в церкви все одно и то же.

Нет, мои дорогие! Кто в церковь ходит часто и кто ходит по настоящему, не просто постоять и с кем-то там поговорить, а чтобы внимательно послушать службу, очень мудро поступает. Церковь нас готовит к Великому посту каждую неделю своими Евангельскими чтениями и канонами.

Сперва нам показываются примеры мытаря и фарисея, лицемерного праведника и грешника смиренного, который понимал, что он грешный.

Потом на следующей неделе мы вспоминаем притчу о блудном сыне, в котором мы узнаем себя, когда отходим от Бога. Хоть сын жестоко согрешил против отца, но все-таки, когда вернулся домой, отец с радостью принял его и забыл все его проступки.

Так и Бог все простит, если только мы оставим свой грех и вернемся к Нему.

Мы встретимся с Ним потом. Нам страшно — как кончится наша земная жизнь? Как Господь будет нас принимать? Вот сегодня Господь и готовит нас к завтрашнему дню, Господь нам напоминает.

Мы постимся, чтобы примириться с Богом, а примириться — значит, получить от Бога прощение в наших грехах.

Господь говорит, что много этих условий, чтобы быть прощенными. 

Если ты не простишь своего обидчика, то и Бог тебя не простит. Прощай всех, и тебе Бог все простит.

В то же время это очень трудно — простить. Тут бес тебе внушает: и как к тебе этот человек плохо относится, и как он тебя кровно обидел, и какай он нанес тебе непоправимый урон. Бес хочет тебя озлобить, ожесточить против человека.

А мы должны в это время себе другое напоминать. Ну хорошо, вот меня человек кровно обидел, он меня лишил всего состояния и доброе мое имя обесчестил. Но и я виноват, и я тоже кого-то обижал и обижаю. Ведь тоже бывает — не разобравшись, какую-то ложь и клевету говорим про человека. Так ведь тоже бывает!

А Бог нам дал все. А мы так жестоко его оскорбляем.

И об этом Церковь нам напоминает, чтобы мы во время Великого поста в полном смирении, в полном сокрушении, в полной вере приступили бы к работе над своей душой, как крестьянин над землей родной. Там нужны трактора да сеялки, а нам что нужно? Чтобы возделать землю души нашей, нам нужны любовь к Богу и терпение, и смирение, и жертвы.

Если нет этого, нечего тогда и приступать. Допустим, дали тебе землю, а у тебя ни сохи, ни лопаты. Что ты с палочкой сделаешь? Посидишь, поковыряешь, а какой толк? Если нету любви в сердце к Богу, если нет терпения и смирения, то ничего не получится.

Для того чтобы увидеться с Богом, нужно, чтобы Господь на тебя взглянул! Чтобы выхлопотать у какого-нибудь большого начальника квартиру, помилование, награды или еще чего, нужно попасть на прием к этому человеку, а это не всегда возможно. Можно ходить год, два и не попасть: то ему некогда, то он нездоров, то он ушел...

Так ведь и Господь. Он может и не взглянуть на нас, Он может и не услышать нас, хотя мы будем стоять: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Потому что не на всякое слово Господь откликается и не каждому.

Господь сам сказал, что придут времена, когда будут Моим именем чудеса творить, пророчествовать будут и будут говорить, что там Бог придет, там Бог придет. Он говорит: «Не верь, это все обольщение!» Когда Христу прийти, не надо предупреждать, что вот Он там, что Он тогда придет и в такой час, в таком месте.

Как блеск молнии на одном конце небосвода сверкает, а на другом отражается, так и пришествие Господа будет для всех ясно, для всех понятно и торжественно.

И тогда многие будут говорить: «Господи, Господи, вот я Твоим именем пророчествовал, я Твоим именем чудеса творил», а Он скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, Я не знаю вас».

Они думали, что именем Божиим чудеса творили, но Бог не был с ними. Он был от них далеко. А почему? Потому что их сердца были преисполнены гордости. А Бог гордости не приемлет, Он ждет смиренности от вас.

В Священном писании говорится: «На кого Я воззрю? Только на кроткого, смиренного и трепещущего словес Моих».

На того, кто смиренный, кроткий и кто внемлет слову Божию. Вот таких Господь слышит.

А для того, чтобы нам достигнуть такого состояния, нужно много-много трудиться. Всем нам, всем. Потому что у всех у нас еще очень много этого вот сорняка, который мешает обрабатывать поле и сеять добрые семена. Этот терновник, этот чертополох — это наша гордыня, наша заносчивость, наше себялюбие.

Человек может поститься, много молиться, часто в церковь ходить, много милостыни класть, но если очами Божиими взглянуть на этого человека, то Господь может все отвергнуть. Потому что Он видит, что эта вера не ради имени Божия, не ради Его славы, не ради ближнего, а ради того, чтобы покрасоваться: вот я какой хороший. Как бы, по современному теперь сказать, «ты мне — я тебе», вот как получается. Я Тебе, Господи, буду поститься-молиться, вот только Ты мне при встрече радуйся.

Сам Господь добровольно оставил небо и сошел на землю. Творил добрые дела и учил любви. Все делал для людей, но Его распяли. Он добровольно отдал Себя в руки грешников, чтобы через Его крестные страдания многие вошли в Царствие Небесное.

Так же и апостолы — ученики Христа.

Вот апостол Павел проповедовал среди всех народов. Ни дня не знал покоя, был в лишении. Его и гнали, и попирали, и били. Много раз он тонул! И все он мог превозмочь. К этому его понуждала любовь к ближнему. Он не мог смириться с тем, что только он знает Христа и любит Его. Он хотел, чтобы весь мир узнал Христа. Чтобы весь мир пришел ко Христу.

...Продолжатели апостолов — архиереи. К одному епископу пришла женщина и плачет, что у нее сына взяли в плен. Украли, а потом потребовали за него выкуп. А у нее нечем платить. И у епископа ничего не было, он сам все раздал.

Стало ему жалко мать. Тогда он и говорит: «Отведи ты меня к одному человеку и продай как раба. А на эти деньги выкупишь своего сына». Она не соглашалась, он ее уговорил: «Я, мол, старый, мне все равно помирать, а ты позаботишься о своем сыне».

Так вот и поступил, отдал себя в рабство, чтобы сына ее спасти.

Для апостолов и их учеников — все не о себе, не о себе, а о ближнем! А у нас, наоборот, только о себе, только о себе.

И вот благочестить любим для того, чтобы о нас хорошо говорили. Чтобы и тут мне хорошо было и, когда помру, чтобы я в рай попал. А что с другими людьми будет, нам не до того. Мы думаем только о себе, а не о всех.

А Господу нужно наше сердце, преисполненное любовью к ближним! Каждый должен и молиться, и поститься, о прощении своих грехов и грехов всех своих близких, своих знакомых просить. За весь мир! Господи, весь мир погибает во грехах. Сжалься над нами. И Господь услышит молитвы.

Знал я людей духовно благородных, встречался, в основном это люди старого поколения. Они молились: «Господи, ты лучше уж меня накажи, а всех помилуй».

Мы часто судим людей по их поступкам, а своих грехов не замечаем.

Вот, допустим, видели вы мужчину пьяным. У него такое было редко, случайно. Он не пил вино. А был где-то в гостях, его просили — и он выпил, ослаб.

А вы видели, как он качался, может быть и падал, и вы о нем стали плохого мнения. А он никогда и не пил. Он потом, может, сколько ночей плакал и молился, просил у Бога прощения, а мы уж его осудили.

А мы часто пьем, и на нас ничего не действует. И мы уже не считаем это за грех, и мы не считаем, что это порох. Вроде это так и надо, даже в среду и пятницу можем там выпить и закусить. Вроде все обыкновенно, что-ж тут особенного.

А человек, который знает закон Божий, закон Церкви, он уже понимает, что в среду и пятницу нельзя нарушать пост. Он знает, что нельзя сквернословить, говорить неправду. Он знает, что нельзя человека оскорблять; какой бы он ни был — он стоит перед Богом.

Какой вот нам палец ни укуси, скажем, что больно. Так и для Бога: всех жалко. И умного, и глупого, и грешника, и праведника — Господь для всех.

И поэтому наш долг в период поста исполнить еще одно условие — вступить в завтрашний день примиренными.

Почему именно сегодняшний день, Прощеное воскресенье, играет такую важную роль? Господь нам сегодня на литургии говорил в Евангелии, что если вы не прощаете, то и Господь вас не простит. А если вы прощаете, то и Господь вас простит.

Когда поститесь, не принимайте личину человека скорбного. А наоборот, будьте веселыми, жизнерадостными, чтобы никто не догадывался, что вы за целый день много сделали поклонов. Чтобы все было в сердце. А Бог видит все и воздаст.

Вы вот вникните в глубину слов молитвы. Что Господь от нас ждет? 

...Господи и Владыка живота моего, дух праздности...

...Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...

Нам нужно видеть свои грехи и никого не осуждать. Вот тогда нам будет легко поститься, если мы не будем никого осуждать. Для того чтобы в церкви он тебя приветил, для того чтобы Господь тебя простил, мы не должны быть гордыми, но попросить у всех прощение.

Наши предки — деды, отцы и матери — так делали и в миру. Они всегда в церковь ходили в этот день и просили прощения в храме. Потом еще ходили к родным, знакомым, у всех просили прощения. Нам надо это сохранять и продолжать.

В древности монахи-подвижники в этот день собирались, причащались, вместе подкреплялись чем Бог послал. Не забавлялись. У них каждый день был — святой пост. А потом они друг у друга просили прощение, просили молиться. И расходились в разные места пустыни. Только оставались в монастыре самые немощные.

Уходили до Вербного воскресенья. А уж в Вербное воскресенье они все возвращались к празднику Пасхи.

Благодать Святого Духа собирала всех, кто уходил в пустыню. И никто не спрашивал, как ты жил, чем ты питался, как ты молился. Они знали, что всем свидетель — Бог. Они все были друг от друга далеко, чтоб ни с кем не встречаться, чтоб не вступать ни в какую беседу. А для того, чтобы подогревать в себе дух молитвы, они держали на сердце, что будут радоваться и испытают радость Святого Христова Воскресения.

Когда наступает ночь, чтобы человек не боялся, ему говорят, что ночь пройдет и будет ясный день. Это нам бес внушает страх, что будет трудно, что семь недель поститься долго. Нет, пост быстро пройдет.

А чтобы нам не унывать в период поста, давайте помнить, что за это нам будет великая награда в том, что в День Святой почувствуем близость Господа и всю полноту радости.

Я как один из всех, смертный, грешный, который подвержен всем человеческим немощам, прошу у всех вас прощения. Нуждаемся мы в молитвах праведных, чтобы Господь слышал наши молитвы и помогал пройти поприще Великого поста, чтобы это время не прошло даром, чтобы мы плод добрый взрастили бы в своем сердце.

И поэтому я прошу вас: обращайтесь к Нему со своими молитвами, прощайте друг друга, и Бог вас услышит, поймет, простит и полюбит.

(Запись проведена не позднее 1995 года)