СЛОВО ИЕРОМОНАХА ГАВРИИЛА (БАГЛАЯ) В НЕДЕЛЮ 22-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Есть у нас в народе пословица: «Ум за разум зашел». Чтобы прояснить ее смысл, вернее будет сказать так: разум — интеллект наш — предметом деятельности коего является рассуждение, а потому называют его также рассудком, встал в нашей с вами, братья и сестры, духовной жизни на место ума — созерцательного начала в человеке, посредством которого человек приобщается нетварным Божественным энергиям. Согласно церковному преданию, ум, который призван быть средством общения нашего с Богом,  есть око нашей души и имеет местом своего пребывания сердце; поэтому в писаниях святых отцов он часто именуется сердцем, потому как должен являться средоточием всех наших духовных стремлений. Рассудок же находится у человека в голове; его призвание — быть стражем, охраняющим наш душевный дом от наветов невидимых врагов. По замыслу Творца он должен был быть верным слугой у своего господина — ума, который в свою очередь имел Владыкой всеблагого Бога.

Но после того, как Адам ослушался Бога, всё извратилось в человеческом естестве. Ум наш обнищал, его покрыли греховные струпья; вместо того, чтобы царствовать, он подобно нищему Лазарю лежит у врат души взывая: «Душе моя, почто грехами богатееши? почто волю диаволю твориши? В чесом надежду полагаеши, престани от сих  и обратися к Богу с плачем, зовущи: Милосерде Господи, помилуй мя грешного».

Рассудок же, напротив, выйдя из подчинения своему господину, обогатился разными познаниями и с помощью пяти своих братьев — наших телесных чувств — стал предаваться чувственным удовольствиям: зрение услаждать красотой природы, слух — приятной музыкой, гортань — вкусными брашнами, обоняние — приятными запахами, тело нежить различными ощущениями; совершенно пренебрегая о духовном. Более того, то, что  отнюдь не является духовным: будь то творчество или научная деятельность, этот кичливый разум провозгласил духовностью, совершенно позабыв, что духовность есть наше приобщение к Духу Божию через посредство нашего ума. 

Когда мы взываем к Богу: Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50, 13), мы просим, чтобы наш Владыка соединил наш дух, наш ум, наше сердечное око со Своим Духом, потому как Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством священнотайне.

Приводя нам на память притчу Спасителя о богаче и Лазаре, заботливая мать наша — Церковь — желает, с одной стороны, уберечь нас от жестокосердия, потому как богатый был брошен в геенну не за то, что был богат; а за то, что был немилосерд по отношению к ближнему своему, совершенно забывая, что ждет нас за гробом нелицеприятный Судия, Который каждому воздаст по делом его. С другой стороны, раскрывая духовный смысл притчи, Церковь призывает нас к покаянию. По-гречески покаяние — «метанола» — что дословно значит изменение ума, который призван быть соработником у Бога. И недаром Христос Спаситель, не называя имени богатого, открывает нам имя нищего. Лазарь — в переводе с еврейского означает — «помощник Бога». Христос, видя нищету и безобразие нашего ума (который уже и позабыл свое царское достоинство), пришел спасти и взыскать погибшего. Облёк его покровом Своего Божества. [Елицы во Христа крестистеся — во Христа облекостеся — свидетельствует святая Церковь о своих чадах]. И питает нас Своим Телом и Кровию. Ибо как говорит Сам Христос: Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55). И, приступая каждый раз к сей Страшной Трапезе, будем вспоминать какой ценой мы искуплены от суетной жизни: не тленным серебром или золотом, но драгоценною Крови Христа (1 Петр. 1, 18). И тогда ум наш воспрянув от сна духовного веселыми ногами последует в след Господа своего путем делания заповедей Божиих, ведущим в Жизнь вечную, идеже Ангелы со святыми воспевают в Троице славимого Бога Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.