СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ БОРИСА БАЛАШОВА В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Пять хлебов.

Сын Божий принес на землю Евангельскую весть о Боге и о Вечной Жизни. И словами и делами он возвещал ее людям.

На пустынном берегу Галилейского озера тысячи лю­дей со своими семьями слушали проповедь Спасителя. Господь насыщал Своих слушателей словами, несущими Божию Любовь. Приближался вечер. Речи Христовы на­столько согревали сердце, что люди забыли даже о пище, да и никто не взял с собой съестных запасов, так как не рассчитывал на столь долгие беседы с галилейским Учи­телем: Господь «сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Мк. 6, 34), «и требовавших исцеления исцелял» (Лк. 9, 11) .

После длинной беседы Спасителя с народом, когда... «настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти на­род, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 15-16). По у апостолов не было денег. Подго­тавливая их к совершению чуда, Иисус «говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин. 6, 5-б). Филипп резонно ответил, что нужна большая сумма денег, чтобы дать каждому хоть немного пищи. Апостолы стали думать, как быть? Тогда Андрей говорит: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества» (Ин. 6, 8-9)?

Апостолы по слову Спасителя, несмотря, казалось бы, на абсурдность поставленной задачи, стали все же искать возможность накормить этих людей. И нашли, но этой еды на двух-трех человек хватит голод утолить, а тут та­кая толпа народа! Однако они сделали, что могли. А даль­ше что?

Про найденные съестные припасы Иисус сказал: «При­несите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф. 14, 18-20). «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, что­бы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6, 12-14).

На Востоке, в частности в Палестине, пекли хлеб тон­кий и хрупкий, напоминающие армянский лаваш. Поэто­му перед вкушением хлеб преломляли — разламывали на куски. Христос велел всем устроиться на траве. По восточ­ной традиции ели полулежа — возлежали. Апостолы посчи­тали, сколько людей они должны были накормить пятью хлебами: «евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин ц детей» (Мф. 14, 21).

Без пищи люди не могут существовать. И душа, и тело созданы Богом для жизни. Верующий человек освящает молитвой всю свою жизнь. Поэтому молитва перед едой, как и перед всяким серьезным делом, совершенно закономерна.

Когда все приготовились к принятию пищи, Христос обратил Свой взор к небу, показывая, что Он совершает дело во имя Божие, благословил пищу и дал ее Своим  ученикам, а те стали раздавать куски пищи народу. Господь благословил хлебы и рыбу, а ученики стали исполнять Его волю вопреки своим рассуждениям. Они поставили ум Христов выше своего. И что же? Все наелись.  Может быть, эта эффект внушения? Ну, а откуда же набралось двенадцать полных коробов кусков от пяти ячменных хлебов? Это чтo — обман зрения или самовнушение? Даже если зрение обманывает, то все же двенадцать полных коробов немалый вес имеют, да к тому же все это произошло под пристальным взором более пяти тысяч человек. Чудо произвело сильнейшее впечатление на всех.

Примечательно, что набраннных коробов с кусками бы­ло по числу апостолов — двенадцать. Кто совершил чудо? Конечно, Христос, но руками Своих учеников. Так посто­янно в Церкви уже два тысячелетия совершаются чудеса. И самые главные из них — это таинства Причащения, Крещения и другие, которые служат важнейшему чуду: спасению и обновлению человеческой души.

Люди оставили свои дома и дела и пошли слушать сло­ва Христовы — насыщать себя духовной пищей. Поэтому Господь Сам позаботился о насыщении их пищей телес­ной. Но Он не ставил целью привлечь этим к Себе но­вых последователей, ведь Спаситель Сам отверг сатанин­ское искушение хлебами. Если люди пойдут за Христом потому, что ели хлеб и насытились, то у них не родится настоящая вера, которая должна быть основана на любви к Богу, а не на материальном интересе. А коли так, то не совершится и их спасение.

«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, ска­зали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6, 14). Чтобы избежать попыток народны вол­нений, «узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 15), а Своим ученикам повелел «войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наеди­не; и вечером оставался там один» (Мф. 14, 22-23).

Иисус Христос не дает возможности людям предавать­ся безудержным фантазиям о скором наступлении блистательного и могущественного царства Мессии и не остав­ляет учеников вместе с толпой народа, которая только что чудесным образом утолила свой голод. Уединение в пус­тынном месте ночью — лучшее условие для молитвы, для личного глубокого общения с Богом Отцом.

Для современного человека быть последовательным христианином нередко означает: получать не самую луч­шую зарплату, не работать там, где сулят большую мате­риальную выгоду. А как же жить тогда, как содержать себя и свою семью?

Люди, о которых мы только что читали в Евангелии, со своими семьями пошли за Христом. Они слушали, что Бог им говорил. А Господь Сам позаботился об их телес­ных нуждах. Правда, деликатесов они от Спасителя не получили: рыба, хлеб, а воды в озере на всех хватало. Но всего этого оказалось достаточно, чтобы укрепить телес­ные силы и не ощущать голода.

Много богатств земных можно приобрести, если по­терять самое великое богатство — живую связь веры со Христом. Да только богатства эти много радости не при­несут, да и скоро отнимутся.

Спаситель говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Если человек старается в первую очередь искать и исполнять волю Божию, то Бог помогает ему и в устроении земной жизни.

2008 год