ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ БЕЛОЦВЕТОВА (+1876Г.) В НЕДЕЛЮ ПРЕД ПРОСВЕЩЕНИЕМ.

 

О духовной трезвости

«Ты же трезвися о всем» (2 Тим. 4, 5).

К трезвости, братие слышим мы ныне приглашение от апостола, — но к трезвости не в обыкновенном смысле, ибо к слову: «трезвися», он прибавляет, «о всем»: ты же трезвися о всем. И кому говорит он «трезвися?» Ученику своему, епископу Тимофею, о котором известно, что он совершенно не пил вина, почему тот же апостол и писал ему ранее: «впред пей не одну воду, но употребляй немного и вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Такого человека предостерегать от неумеренного употребления крепких напитков, очевидно, не было надобности. О какой же трезвости говорит здесь апостол? — Ты же трезвися о всем. Вот, братие, значение этих слов: знаю, как бы так говорит апостол ученику своему, что ты не пьешь вина и в этом отношении ведешь себя трезво. Смотри, будь так же трезв и во всем, То есть: воздерживайся не одного лишь вина, а и от всего, что может омрачить разум и что делает человека и без вина пьяным. 

Так, други мои, о пьянстве и толк короток. Что нетрезвость или пьянство есть порок крупный, этого кто и сам не в состоянии понять? Кто не знает, что пьяный человек — это самое жалкое и постындейшее существо в мире, что он и Богу и людям противен? И конец пьяной жизни кому не известен? Преждевременная дряхлость, омрачение рассудка, неспособность к труду и нищета (у кого детей нет) и т. д., вот последствия пьяной жизни кому неизвестныя? Почему нетрезвости в этом смысле если и не все избегают, за то почти все совестятся. Самые пьяницы, и те не любят, если их причисляют к разряду людей нетрезвых. Но есть нетрезвость другого рода, происходящая от упоения разными сластями душевными и телесными. О ней вот мало кто и думает. Тогда как, рассудите, что толку, если я вина и не пью, а пьян то и дело бываю? Точно пьяный, и сварлив я, и не сдержан в своих поступках и речах, упиваюсь постоянно гневом, завистью, сладострастием, сластолюбием, корыстолюбием и т. д. Какой я трезвый человек, когда ум мой постоянно омрачен, отуманен, положим, — не винными парами, но все же отуманен, и не в здравом состоянии находится, под влиянием то той, то иной страсти? Вследствие чего я почасту даже и совладать с собою не в силах и делаю то, чего в трезвом, спокойном состоянии никогда бы себе не позволил. Это ли признак трезвости, пусть я и не пью совсем вина? Трезвость — что такое? Состояние духа всегда ясное, спокойное, чуждое увлечений, правильное, господственное. Скажете: но такая трезвость немыслима для нас, при наших немощах. Не спорю. Но не забудем: по немощам для многих из нас потребно подкрепление вином. Но не винопитие предсудительно, а пьянство (Прит. 20, 1). Вся беда в неумеренности употребления вина. Подобно сему должно судить и о других немощах. Так по немощи трудно иной раз удержаться от гнева. Но может быть гнев отнюдь не предосудительный, если он справедлив и благоразумен. О таковом гневе апостол говорит: гневайтеся и не согрешайте (Еф. 4, 2). Притом надобно различать минутное греховное увлечение по немощи от страстей. Пагубна собственно страсть. Поэтому паче всего и надо стараться, чтобы минутное увлечение не обратилось в постоянную страсть. Применяя это к гневу, апостол говорит далее: солнце да не зайдет во гнев вашем. То есть: гневаться — нельзя не гневаться иногда, но блюдитесь, чтобы гнев ваш не взял силы над вами. Вера гневу день, — самый большой срок. До другого дня не давайте ему продолжаться. Иначе это будет уже своего рода пьянство. Встал наутро и опять за гнев, все равно, как пьяница за стакан. Или карточная, например, игра, сама по себе, пустое занятие, и только; но обратилась она в привычку, и ты уже запойный игрок. Так надо рассуждать и о всякой привычке греховной. Ни одной из них не надо давать усиливаться, а стараться всегда подавлять их, хотя бы то были самыя невинныя развлечения. Иначе они обратятся в навык, а там и в страсть. Тогда прощай твоя трезвость и рассудительность. Смотрите на человека трезвого. При случае он и выпьет; но тут же скажет себе: будет! Оттого и пьян не бывает. Так-то вот и во всем нада поступать. Разгневался ты, — сорвалось у тебя слово жестокое с языка. Сейчас и скажи себе: довольно! — мысль твоя занесется иногда и Бог весть куда: сейчас останови ее. Позволил себе развлечение какое — раз, другой; начинает оно нравиться тебе и манить тебя. Не медли оставить его. Подражай апостолу, который говорит: вся ми леть суть, все мне поволено, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Быть рабом своих страстей и привычек самое последнее дело. Сего и блюдитеся, возлюбленные! Трезвитеся. Будьте постоянно на стороже за собою. Ничем и никогда не позволяйте себе увлекаться на продолжительное время и вообще действовать по увлечению. Без рассуждения никогда ничего не говорите и не творите. Сие и есть трезвость — наша охрана от всевозможных сумасбородств и ошибок, житейских и нравственных. Аминь.