ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ БЕЛОЦВЕТОВА (+1876Г.) В НЕДЕЛЮ 2-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА.

 

Порядок самоиспытания.

«Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям…» (Пс. 118, 105)

В деле благоустроения душевного самое первое, — это: «познай себя», или, что тоже, самоиспытание, как видели мы прошедший раз. Как оно устрояется? Вернейшее к тому средство — сопоставить свою жизнь с требованиями закона Божия и при свете его осмотреть свою внутреннюю храмину. Для сего возьми начертание заповедей Божиих ветхо- и ново-заветных и, уединясь, разбирай по ним дела твои; не то, просто размышляй: всегда ли ты держал себя как должно в отношении к Господу Богу и в отношении к ближним; любил ли ты Бога, старался ли угождать Ему и служить верой и правдой; со страхом ли служил Ему, праздники и посты в богослужении ли проводил и т. д.; к родителям всегда ли был почтителен, к начальникам, пастырям, учителям и т. д.; не обидел ли когда кого, не осквернил ли себя плотскими грехами, не соблазнил ли кого, не обокрал ли, не оболгал ли, с завистью и злорадством не отнесся ли к кому и т. п.? И во все это вдумайся не спеша, и не раз, не два, а ежедневно уделяй по нескольку часов на такое размышление. При этом, особенно если ты грамотен, каждую заповедь, каждый грех старайся разобрать до тонкости. Так читаешь первую заповедь: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози uнии разве Мене. И размышляй: иных богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты и не любишь никого и ничего столько, как Бога, никого более Бога не чтишь н не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда на Бога и пр.? Вторая заповедь не велит поклоняться идолам. Ты и не кланяешься идолам. Но не служишь ли ты более мамоне, чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, сильным мира сего до забвения Бога и т. д.? Третья заповедь гласить: нe приемли имене Господа Бога твоего всуе, т. е. напрасно. А ты, не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще без всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестным знаменишем безо всякой мысли о Распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? — Четвертая заповедь повелевает чтить праздничные дни. Их как ты проводишь? Не имеешь привычки работать по праздникам, — хорошее дело. Но в празднике мало того, что не надо работать, а и проводить их во святости следует, в богомыслии, в молитве, в творении милостыни и т. п. Наблюдаешь ли ты за этим? — Пятая заповедь, чти отца твоего и матерь твою... Здесь всю твою семейную жизнь подними: с родителями, братьями, детьми, прислугой как ты обращался и обращаешься; за тем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты исправен в отбывании государственных повинностей, начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестным отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности? Широка есть заповедь сия. — Шестую заповедь: не убий, ты готов пройти, не задумавшись. «Не виновен я против нее», говоришь ты себе. Да, ты не зарезал никого. Но разве только делом можно убить человека? Бываешь и слово хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек истаевает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и больной даже идет на работу. Ты бы мог помочь ему, но не помог. А он от натуга помер. Кто его убийца? По божескому закону — ты виновен в его смерти. Ты должен был если не сам, то людьми помочь ему — и он жил бы еще. — Седьмая заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры, и шутки нескромные, песни, страсть к нарядам, подкрашивание волос, лица, объядение, пьянство и пр. — Восьмая заповедь: не укради. Ты не вор: это так. Но и всякий обман, подлог, утайка — тоже воровство. Знаешь ли ты это? Скажу более: к разряду воров должны быть отчислены и все, кто так или иначе живет на чужой счет, нищее по ремеслу, тунеядцы, люди, промышляющие разной легкой наживой, немилосердые ростовщики, скупцы всех родов и видов, расточительные домохозяева, раззоряющие чрез то свои семьи и т. д. А против девятой заповеди и тем более кто из нас безответен? Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, говорит Господь. А из нас кто не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? сплетни? пересуды? Кто чист от этих пороков? — И против 10-й заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? — Но положим, вы и воздерживались от грехов, запрещенных десятью заповедями закона ветхозаветного. А исполняете ли вы Евангельские заповеди? Заботитесь ли украсить себя евангельскими добродетелями? Стараетесь ли воспитать в себе чувства смирения, сознания собственного недостоинства? Скорбите ли слезно о своих грехах и слабостях? В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими? Жаждете ли высшей праведности? К нуждам своих ближних внимательны ли? Считаете ли Себя обязанными нуждающимся помогать, неразумных вразумлять и т. д.? О чистоте сердца прилагаете ли старание? Об умиротворены враждующих? Готовы ли за правду претерпеть хотя бы то и гонение? И настолько ли вы любите Господа Иисуса чтобы за Него даже на смерть быть готовым идти? До всех этих вопросов можете вы дойти, бр., читая изречения Господни о блаженствах, или, что тоже, евангельские заповеди. Полезно скажу, и вообще с указанною целью читать св. Евангелие и особенно нагорную беседу Спасители, изложенную в Евангелии от Мф. c 5 гл. и до 8-й. 

Так, други мои, надо рассмотреть каждому из нас жизнь свою, чтобы выразуметь: что ты? насколько здоровыми болен душею? Дело понятное, что вдруг сделать такого самоисследования нельзя, а нужно поприглядеться и приглядеться к своему внутреннему человеку. От того св. Церковью и назначено готовящимся к исповеди по крайней мере неделю употреблять на подготовку себя к этому. Мы же помним ли и наблюдаем ли это? Что же удивительного, если дело душевного благоустроения так трудно дается нам? Аминь.