СЛОВО АРХИМАНДРИТА ФЕОФИЛАКТА (БЕЗУКЛАДНИКОВА) В НЕДЕЛЮ 29-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Сегодня мы услышали повествование о том, что Господь вошел в некоторое селение при входе в которое Его встретили десять прокаженных  людей. 

Проказа — страшная болезнь, особенно распространенная на рубеже Ветхого и Нового Заветов. В то время медицина не могла  лечить эту тяжелую болезнь. Да и по сей день она трудно поддается лечению. Человек заживо сгнивал, и ему практически невозможно было помочь. Так как болезнь эта очень заразная, то люди, страдавшие таким недугом, изгонялись из общества. Им запрещалось заходить в села, города, они стояли вдалеке от дороги, прося милостыню и помощи у людей. 

Вот и в этот раз, больные увидев идущего  Христа, возопили к нему  громким голосом: «Иисусе, Наставниче, помилуй нас!» Они называют Его Иисусом, Наставником. Видно болезнь, которая была им дана, не прошла напрасно. Говорит это о том, что у них уже было глубокое осознание того, Кто предстоял перед ними, Кого они видят. Они просят от Него не хлеба, не денег, они просят Христа о помиловании. Господь сжалился над ними по Своему милосердию, как Он это делал всегда, когда к Нему обращался кто-то с мольбой, просьбой, являя нам пример любви и милосердия к ближнему. Сжалился и сказал: «Идите и покажитесь священнику». 

Дело в том, что в Ветхом Завете священники имели еще особый род служения — это освидетельствование больных. По определенным признакам они могли подтвердить, что этот человек исцелился от проказы, что он теперь может жить со всеми людьми в обществе. Иисус направляет этих десять прокаженных людей к священнику, показывая тем самым, что ветхозаветное священство, то служение, которое они совершали, было установлено Богом. Что это служение было важно и необходимо. 

И вот эти  больные люди по дороге к священнику внезапно обнаруживают  себя исцеленными. А дальше мы видим интересное расслоение. Девять человек продолжают идти, чтобы поскорее освидетельствоваться, чтобы поскорее вернуться в свои дома. Наверное, к своим семьям, к своим женам, детям. К прежнему образу жизни, заботам, работе. И только один из исцелившихся решился идти с самого того места, где исцелился, обратно, чтобы поблагодарить Христа. Возвратясь, он падает в ноги  Господу. И Христос с удивлением, даже Он с удивлением, говорит: «А где же девять?» Десять же очистилось. Где девять? Почему вернулся только один, и то этот человек был не еврей, а самарянин, иноплеменник, чужестранец. Почему он оказался одним, у кого хватило достоинства, величия и сил души, благодарности, воздать славу Богу? Христос говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя». То есть, помимо исцеления телесного, как получили те девять, этот человек  получил исцеление души — залог своего грядущего вечного спасения.

И вот здесь, братья и сестры, для нас важно чувство благодарности за все те милости, за все те благодеяния, которые мы получаем от Господа. Запомните эту пропорцию и соотношение. Один к девяти. Так и в нашей жизни бывает. И нам приходится порой  делать добрые дела, но хорошо, если один из десяти добром сможет оплатить. Поэтому, если мы в ответ не слышим благодарности — не надо удивляться. Относиться к такому надо как реалиям нашей жизни. Кроме того, посмотрите, это евангельское зачало читается в конце года, когда он заканчивается. Еще и для того это читается по уставу церкви, чтобы все оглянулись назад на этот год. Оглянулись на те милости Божии, которые исходят на нас, и воздали бы Ему  благодарность. За те богатства и щедроты, которые Он на нас излил в уходящем году. Год прошел. Поблагодарим, давайте, Господа! Поэтому Церковь в новогоднюю ночь, или в самый первый день новолетия, после литургии установила совершать молебен новогодний, в основе которого  благодарение. 

И я вас всех приглашаю придти на этот молебен в храм и поблагодарить Господа и попросить в Новолетие милости Божией. Ведь посмотрите как получается в нашей жизни. Мы видим определенный ажиотаж вокруг праздника, все ставят елки, покупают игрушки, подарки, думают, как они красиво встретят замечательный Новый год. Покупают  самые различные напитки, в том числе горячительные. Но как мало в этой суете, когда и друг дружку не забывают поздравить с Новым Годом, как мало при этом мы вспоминаем о Боге. Богу надо сказать спасибо, воздать благодарность. 

И вот сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, нам напоминает об этом. Мы забываем о благодарении. Вот посмотрите, идет богослужение, идет ектенья просительная. Сколько раз мы говорим: «Подай, Господи»? И только один раз мы говорим: «Тебе, Господи». Значительно чаще мы чего-то просим.  И только изредка  — «Слава Тебе, Господи». Нам Святая Церковь напоминает о том, чтобы мы были достойными детьми Отца нашего Небесного, чтобы мы любили Его искренне, всегда были с Ним. И в радости и в печали. И получая  огромные милости от Бога, не воспринимали это как само собой разумеющееся, будто так оно  должно быть само по себе. Надо видеть во всем милость Божию и за это благодарить Его. Аминь.

20 декабря, 2009г. Ново-Иерусалимский монастырь