ПРОПОВЕДЬ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВИТАЛИЯ БОРОВОГО (+2008 Г.) В НЕДЕЛЮ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ.
О похвале плотью и похвале крестом в современной церковной жизни.

 

Скоро будет праздник Воздвижения честного животворящего Креста Господня. Это очень древний праздник — и сам праздник Воздвижения, и обычай по-особому отмечать субботу и воскресенье перед Воздвижением.

Как мы знаем, в жизни христианской церкви все связано, все сконцентрировано, все объединено около Креста Господня, ибо Крест есть символ всего дела Господа нашего Иисуса Христа, символ всей нашей христианской Церкви, символ жизни каждого из нас. Ибо как в жизни и спасительном деле Господа Иисуса Христа, так и в жизни каждого из нас все дается через борьбу, все проходит через смену страданий и торжества, уничижения и побед, смерти и воскресения. Небывает ничего, в жизни хорошего, выдающегося (и это мы знаем па нашему личному опыту), чего бы мы могли достигнуть без усилий, без страданий, без борьбы, без того, чтобы мы шли к этому своего рода крестным путем, страдальческим путем. И только тогда наш успех, наша радость, наша победа вполне осознанна, вполне для нас глубока и значима, если мы ее выстрадали, завоевали через борьбу, через страдания, через всякого рода препятствия. Поэтому с самого начала христианства Крест, на котором страдал и умер Господь наш Иисус Христос, был для всех христиан символом не только страдания, не только жертвенной смерти Господа Иисуса Христа для искупления грехов человеческих и для спасения рода человеческого, но был также и символам победы, воскресения и торжества Господа нашего Иисуса Христа и с Ним — торжества истины, торжества жизни, торжества добра и любви над злом, над мраком, над заблуждением, над смертью.

Праздник Воздвижения связан с двумя большими эпохами, большими событиями в истории христианской церкви. Первое — мы вспоминаем в этот праздник обретение честного животворящего креста царицей Еленой при Константине, первом христианском императоре, в 326 году в Иерусалиме. Так как обретение это случилось тогда на второй день Пасхи, то праздник и был тогда установлен на этот день. Десять лет спустя император Константин построил в Иерусалиме великолепный храм Воскресения Господня, крест Господень был поставлен там, и в 336 году был созван специальный собор отпраздновать это торжественное и радостное событие. И вот, так как освящение этого храма во имя Воскресения Христова было совершена тогда 11 сентября, то по постановлению этого собора праздник Воздвижения и стал отмечаться в этот день. И так как это был храм во имя Воскресения, тогда же возникло это чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение: соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества, победы.

Потом, уже в VII веке, персидский царь Хозрой, язычник, огнепоклонник и враг христиан, воевал с Византией (христианским государством, в обладании которого находился Иерусалим в то время) и завоевал Ближний Восток, Сирию, Палестину, Египет, Малую Азию. В 614 году он завоевал также Иерусалим, его христианское население во главе с патриархом Захарией пленил и переселил в глубину Персии, а пречистое древо животворящего креста Господня отвез в столицу Персии, Ктесифон. Для христиан это был большой удар, большое горе. И вот византийский император Ираклий после целого ряда многочисленных походов, после многих лет борьбы, в 628 году не только победил персидского царя, не только разгромил персидскую державу, но и освободил из плена христиан, патриарха Иерусалимского и честное древо креста Господня, и сам, с одной стороны, радостно и торжественно, а с другой стороны, смиренно взял на свои плечи крест Господень и внес его в Иерусалим, где он был водворен на прежнее свое место 14 сентября. И с того времени, с VII века празднуют Воздвижение в этот именно день. А так как освящение храма во имя Воскресения при Константине в 336 году и собор, который установил этот праздник, былисовершены в субботу, накануне воскресенья, то было решено отмечать перед Воздвижением особый праздник — субботу и неделю перед Воздвижением.

Дорогие братья и сестры, вот такова история и предыстория этого праздника, события которого мы сейчас с вами вспоминаем. Но для нас с вами, в условиях жизни церкви в настоящее время, этот праздник — суббота и воскресенье перед Воздвижением — имеет еще особо важное значение. Ибо в Евангелии от Иоанна, которое сегодня читалось во время литургии (Ин 3:13-17), сказано, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах», — то есть Господь наш Иисус Христос. Таким образом, взойти на небо, то есть достигнуть высшей степени счастья и блаженства в вечной жизни, человек сам по себе не в состоянии из-за своей ограниченности, и только Господь наш Иисус Христос, сущий на небесах, он сошел на землю, чтобы нас, людей, возвести на неба. Только при помощи благодати Божией, при содействии милости и любви Божией мы можем достичь вечного спасения, вечной жизни и блаженства на небесах.

И дальше говорится: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т.е. Господа Иисусу Христу быть вознесену на кресте), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». И дальше сказано в сегодняшнем Евангелии: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:14-18).

Дорогие братья и сестры, это не только наша великая радость, не только основание нашей надежды на спасение, но вместе с тем это очень важное утверждение для нашей с вами жизни. Ибо мы, верующие, мы, ревностные чада Церкви Христовой, мы, которые посещаем церковь, молимся, стараемся соблюдать все церковные узаконения, обычаи, обряды, посты, — мы очень часто подвержены опасности, соблазну считать, что только мы, соблюдающие эти правила церковные, только мы будем или можем быть спасены, а те, кто вне церкви, те, кто не знает этого, отвергает и не соблюдает этого, — все погибнут. И мы даже молимся (очень часто я сам читаю эти записки) о погибших, о заблудших, между тем как Евангелие нам говорит, что «так возлюбил Бог мир, не насс вами, не тех только, кто верует в Него, а мир, — что Сына Своего Единородного отдал», и Он пришел не с тем, чтобы судить мир, а чтобы спасти мир. Спасение Божие возвещено и доступно, и даровано всем людям. От них зависит — принять это спасение или отвергнуть, но к спасению призваны все люди, все люди искуплены бесценной кровью Господа нашего Иисуса Христа, пролитой на кресте. За всех Он был распят, за всех Он умер, для всех Он воскрес. Он естествочеловеческое — всех людей — вознес с Собою на небо и сел одесную Бога Отца. И вот это, дорогие братья и сестры, нам не надо забывать.

Апостол Павел в Послании к галатам (6:11-18) — этот отрывок тоже сегодня читался — говорит: «Видите, как много написал я вам своею рукою». Дело в том, что в древности письма писали специальные писцы, а автор письма диктовал. Так и апостолы делали: они диктовали, а писец писал. Но когда приходит момент очень важный, когда апостол хотел подчеркнуть тем, кому он пишет, что дальше будет самое важное, он тогда писал своею собственной рукой, что бы они отметили это как самое важное в его послании. И вот он здесь пишет: «видите, как много написал я вам своею рукою», что значит: смотрите, следующее — самое главное в этом послании, обратите на это внимание. И дальше он говорит: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться» (Гал. 6:12).

Дело в том, что христианство возникло в среде богоизбранного народа израильского, у людей обрезанных, но христианство было Новым Заветом Бога с людьми, благовестием истины Божьей и спасения всем людям, а не только богоизбранному народу израильскому. Этого не могли, не хотели понять обрезанные люди того времени, еврейский народ. Они думали, что только чрез них, только у них спасение, и всякий, кто хочет спастись, должен достигать этого спасения через них — обрезаться, принять все правила ветхозаветной религии и только тогда он может быть спасен, только тогда благая весть и дело Господа Иисуса Христа будут по отношению к этому человеку действительны. И вот возникло внутри первохристианской общины страшнейшее напряжение, страшнейший спор: касается благая весть христианства, дело Господа Иисуса Христа всех людей или в первую очередь касается народа богоизбранного, ветхозаветного, и значит все, кто хочет спастись, должны принять обрезание, принять Ветхий Завет и только тогда становиться христианами?

Апостол говорит: я пишу вам собственной рукой (а он писал тем, которые из других народностей стали христианами, но не были обрезанными, не соблюдали закон Моисеев): те кто принуждают вас обрезываться — т.е. принимать эти обычаи, этот ветхозаветный уклад жизни — те желают похвалиться вашей плотью, т.е. по человеческой слабости, по человеческой гордыне желают польстить себе, желают похвалиться тем, что все стали такими, как они, и только тогда может быть достигнуто спасение. Они хотели испытать эту радость, что весь род человеческий должен стать в точности как они, соблюдать те же самые обряды, те же самые обычаи, жить так, как они живут, и только тогда, мол, спасетесь, только тогда истина воссияет, только тогда спасительное дело Господа Иисуса Хрисга для вас будет спасительным. Но, — говорит дальше апостол, — они сами не соблюдают закона, они только требуют этого от вас, а сами его не в состоянии соблюдать.

Дорогие братья и сестры? Разве не случается этого с нами, когда мы заставляем как бы обрезываться всех людей, которые приходят к нам и не знают ни обрядов, ни обычаев, ни молитв, ни уставов наших, не знают уклада нашей жизни и не живут так, как мы, и не могут даже жить, как мы, потому что они живут в совершенно другой, мирской среде, где просто нельзя соблюдать эти уставы и обряды, но они стараются верить в Господа Иисуса Христа, ибо Дух Святой пробуждает у них интерес. Как тогда заставляли обрезываться, соблюдать все старые обычаи и обряды ветхозаветной религии, так и мы их сейчас заставляем соблюдать все наши обычаи, все обряды, установления, и если они их не знают и не соблюдают, мы их попрекаем, мы их гоним вон, мы им говорим: вы не так молитесь, не так стоите, не так креститесь, вы не так одеты, вы не соблюдаете ни наши обычаи, ни посты, ни молитвы, и потому вы — идолослужители, вы плохие.

Дорогие братья и сестры! А разве это не то, что было, когда апостол писал: «Они желают похвалиться в вашей плоти?» Ведь это мы с вами желаем испытать эту гордость, что вот мы знаем, мы все умеем, а вот вы, приходящие со стороны, вы не умеете, вы не знаете, мы, мол, для вас учители — мы желаем хвалиться в плоти вашей.

А между тем, апостол дальше говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал 6:14). Таким образом, единственная наша похвала и радость — это не наши обычаи, не наши обряды, не наш уклад жизни, а единственная наша радость, похвала и гордость — это Крест Господа нашего Иисуса Христа, т.е. Его крестные страдания, Его Воскресение, Его победа над смертью. Вот для нас похвала, единственная похвала — Крест Господа нашего Иисуса Христа, которым, — апостол говорит, — я распят для мира, и мир для меня распят. Что это значит? Это значит, что мир я воспринимаю чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа, что мир я воспринимаю крестным путем, так что иду через страдание к победе. И мир распят для меня, мир тоже идет своего рода крестным путем от зла к добру, от смерти — к жизни вечной, от страдания — к радости и победе. Вот только этим можно и нужно хвалиться!

И дальше апостол говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Что это значит? Во Христе Иисусе не важно — такой обряд или другой обряд, будешь ли соблюдать то, что раньше было, или будешь соблюдать что-то новое. Во Христе Иисусе важна только новая тварь. Мы должны быть новыми людьми — вот это важно! Христианство — это благовестие новой жизни, не новых обрядов, не какого-то нового уклада жизни и обычаев, но новой, нравственной, святой, совершенной жизни. Человек должен в христианстве как бы заново родиться. Вот это обновление человека во Христе Иисусе — единственное, что важно. И апостол говорит: вот, кто так живет, — тому милость и мир от Бога.

И дальше самое важное и последнее, дорогие братья и сестры. Апостол здесь говорит:«Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Это значит, что я жизнью своей участвую в страдании Господа Иисуса Христа. Я тоже страдаю, поэтому пусть меня никто не упрекает, не утруждает в том или в другом. Самое важное, что я жизнью своей участвую в страдании Господа нашего Иисуса Христа, а значит, буду участвовать и в воскресении Его, и в победе Его.

Это очень важно в двух отношениях. Те, кто к нам приходит, хотя и не являются такими истовыми, традиционными, уставными православными христианами, те, чья душа тянется к Богу, но они не знают и не соблюдают предписаний церковных, те очень часто могут сказать нам (и перед Богом это истинно): вы что нас упрекаете? Мы язвы Господа нашего Иисуса Христа на теле нашем носим. Они так не скажут, потому что слов этих не знают, но оно так и есть, ибо они за свою веру в Господа Иисуса Христа идут на риск. Они часто страдают за это, не так как мы. Мы что? — Пришли, помолились и ушли. Какой нам риск от этого? Никакого. Только облегчение, только радость на душе у нас. Ибо мы уже здесь двадцать, тридцать и пятьдесят лет. Весь мир привык, что мы здесь, мы своего рода профессионалы от религии. А ведь они только приходят, они приходят оттуда, и они подвержены всякого рода... присмотру, всякого рода возможным последствиям. Вот они могут сказать: что вы затрудняете нас — мы язвы Господа нашего Иисуса Христа на теле носим, мы страдаем за Него, не так, как вы.

И последнее, дорогие братья и сестры. Это может сказать вся наша святая Православная церковь, которая на протяжении всей истории, от Господа Иисуса Христа до конца мира, до второго Пришествия, идет и будет идти крестным путем, путем лишений, путем страданий от мира сего, путем всевозможного рода борьбы. Мы, верующие, мы, народ Божий, народ святой, мы, тело Церкви, мы можем сказать о себе всем, кто нас упрекает, всем, кто говорит, что мы слабые, что мы ничего не делаем, что другие лучше делают, другие энергичнее, сильнее борются с грехом, там, на Западе, там, на Севере, там, на Востоке, — мы можем им сказать смело: «Впрочем, кто нас упрекает? Мы язвы Господа нашего Иисуса Христа на теле нашем носим? Да — на теле организма Церкви язвы Господа Иисуса Христа!»

И вот это, дорогие братья и сестры, есть залог нашей победы. Как Господь победил на кресте — через жертву, через смерть — к Воскресению и прославлению, так и Церковь Христова, так и мы с вами вместе со Христом и Церковью через страдание, через язвы — победим, ибо победа, победившая мир, есть вера наша! Аминь.

    25.09.1977 г.