ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА БОЙКО (+2002Г.) В НЕДЕЛЮ ПО ПРОСВЕЩЕНИИ.


ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА БОЙКО (+2002Г.) В НЕДЕЛЮ ПО ПРОСВЕЩЕНИИ.

О смертных грехах, о покаянии

         Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

         «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Так воскликнул Господь наш Иисус Христос когда пророка Предтечу и Крестителя Иоанна посадили в темницу. И этот возглас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — звучит до сегодняшнего дня.

         К кому Господь обращается этими словами? Он обращается к гордецам, к людям гордым, говорит «покайтесь», ибо гордость низвергла первого ангела денницу с высоты небесной в преисподнюю. Поэтому человек, одержимый этой болезнью, этой страстью — гордостью, должен покаяться, т.е. измениться и заменить гордость смирением.

         Господь обращается к сребролюбцам «покайтесь». Ибо сребролюбие, как вы знаете, довело Иуду-предателя до того, что он покончил жизнь самоубийством. Жадность наживы, жадность приобретения вещей земных. И если смысл жизни своей человек заключает в том, чтобы приобретать как можно больше, то он уготовляет для себя муку вечную. Поэтому, как Господь говорит, покайся, исправься, постарайся поделиться с ближним своим, распорядиться всем тем, что ты имеешь так, как учит вера Православная.

         «Покайтесь» говорит Господь и тем людям, которые обладают страстью чревоугодия, плотоугодия, тем, которые полагают смысл жизни в том, чтобы побольше скушать, побольше выпить, получше одеться, и забывают о том, как некий богач, всю жизнь веселясь, очутился в геенне огненной и просил Авраама послать Лазаря, дабы он омочил свой прокаженный палец в воде и остудил язык этого богача, страждущего в жажде страшной. Поэтому покайтесь, говорит Господь, переменитесь, не служите для своего чрева и для своего тела, ибо оно временно, но заботьтесь больше о душе вечной, бессмертной (Мф. 6, 25).

         «Покайтесь» говорит Господь тем людям, которые занимаются блудом и забывают о том, чем кончилась жизнь людей блудных, которые жили в Содоме и Гоморре. Сени были сожжены огнем небесным в этой жизни и казнятся огнем вселенским в вечности. Поэтому переменись, человек, перестань блудить. Помни, что тело твое является храмом Божиим. Береги его в чистоте!

         «Покайтесь» говорит Господь и тем людям, которые одержимы завистью к ближнему своему. Ибо зависть некогда погубила Каина-братоубийцу, который позавидовал своему брату Авелю, и эта зависть привела его к страшному преступлению — убийству Поэтому изменись, человек, не завидуй никому, будь доволен своим жребием.

         Господь восклицает и гневливым людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Люди, которые одержимы гневом, которые не борются с этим чувством, они забывают, до чего довело это чувство Ирода, так называемого, великого, который, прогневавшись на волхвов, приказал убить всех младенцев от двух лет и ниже. И этот гнев его отразился и на нем самом, ибо он живым был съеден червями и в страшных муках умер, и продолжает мучиться доныне.

         «Покайтесь» говорит Господь и тем людям, которые находятся в праздности, которые не заботятся о своем спасении. Он напоминает этим людям тех допотопных праотцев наших, которым проповедовал Ной о гибели мира и говорил: «Спасайтесь». Но они были беспечны, не заботились о своем спасении и поэтому погибли в водах потопа всей земли. Поэтому, кто из нас беспечный, кто из нас не заботится о своем спасении, кто находится в унынии, покайся, изменись, постарайся потрудиться о своем спасении. Ибо если ты не покаешься в этом грехе, то и тебя постигнет подобная участь наших далеких неразумных праотцев.

         Все эти грехи, о которых только что упоминалось, являются смертными грехами, т.е. грехами, которые ведут человека к смерти духовной и к смерти вечной после Суда Вселенной. Поэтому Господь и к нам с вами обращается ныне, чтобы мы проверили себя, обнаружили в себе хотя бы один из этих грехов и покаялись искренне, т.е. изменили образ своей жизни. Ибо приблизилось к нам Царство Небесное, и мы должны приготовить свое сердце для того, чтобы принять его в себя. Аминь.