ПОУЧЕНИЕ ЕПИСКОПА ИЕРЕМИИ (СОЛОВЬЕВА), НИЖЕГОРОДСКОГО И АРЗАМАССКОГО (+1884Г.) В ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ДАМАСКИНА.

         Ублажаем, ублажаем Тя, преподобный Отче Иоанне.

         Св. Иоанн, Ангел сего храма, под священною сенью которого вы, Боголюбезные юноши и дети благодатью Божию уготовляетесь к служению Церкви Христовой, многими титлами ублажается и величается. Он именуется Преподобным потому, что святыми качествами души своей и святым житием своим уподобился не только бесплотным Святым Духам — Ангелам, но самому, Творцу и Владыке духов — Сыну Божию, Господу Иисусу Христу. Он величается Отцем потому, что отечески любит не только братию сего, имени его посвященного храма — вас т.е., но и всех земнородных, всех чад воинствующей Церкви, и о всех молит Христа Бога. Он есть доблестный Исповедник, ибо доброе исповедал исповедание пред многими свидетелями против свирепствовавшей в его время ереси иконоборцев и до готовности положить душу свою подвизался в защиту поклонения Святым Иконам Христа Спасителя нашего, Преблагословенной Его Матери Приснодевы Марии, Св. Апостолов и прочих Святых Божиих прославленных. Достойно именовать Иоанна Дамаскина и Мучеником, ибо неповинно и мученически отсечена у него была десная рука, но, как известно Чудодейственною силою воссоединена с телом, уврачевана и мгновенно соделалась способною начертать сию песнь: Твоя победительная десница Боголепно в крепости прославися.

         Но Св. Иоанн Дамаскин, достойно и праведно ублажаясь днесь нами, яко Преподобный, яко Отец и Исповедник и Мученик, столь же достойно ублажается и величается, яко великий Учитель и Наставник. И не проходит ни одного дня, нет во дни ни одного Богослужения, в которые бы Св. Иоанн Дамаскин не учил нас Божественным догматам Святейшей веры Иисус Христовой. Так приступающих к совершению Божественной Литургии, и к Св. Тайнам Христовым, Он в известной своей молитве вразумляет, с каким расположением и чувством подобает священнослужителю и всякому Христианину приступать к Святому алтарю и жертвеннику. На утренних и вечерних Богослужениях Св. Иоанн Дамаскин ежедневно учит, наставляет и просвещает внимательные Христианские души своими канонами и разными Богодохновенными песнопениями.

         В честь и славу Св. Иоанна Дамаскина прилично нам ныне оживить в памяти, каким именно догматам Св. веры поучает он нас в своих песнопениях и канонах?

         Каким же? Всем, всем, ни одного не исключая.

         Веруем мы во Св. Животворящую, Единосущную Троицу — Отца и Сына и Св. Духа. И сие неизглаголанное Таинство исповедуемой нами веры в октоих Св. Иоанна Дамаскина, и особенно в осьми канонах ко Святей и Живоначальной Троице, чтомых в недели на полунощнице излагается в таком свете, в такой определенности и полноте, в каких едва ли найдем где-либо в самой полной главе Богословского учения. Едино триипостасное начало, — воспевает Св. Иоанн, — Серафими немолчно славят: Безначальное, Присносущное, Творительное всех, Непостижимое, Отца и Сына и Духа Святаго едино естество и Божество верою славим, деятельное, Нераздельное, Единого Бога. Троице Святей и Нераздельному естеству, в трех лицех секомый несечено, и пребывающей Нераздельней по существу Божества, поклонимся земнороднии со страхом.

         Веруем, что второе лицо Пресвятой Троицы — Единородный и Единосущный Сын Божий, нашего ради спасения и нас ради человек сшел с небес и воплотился от Пресвятой Девы: слово плоть бысть. И сей член Святейшей веры Христианской Св. Иоанн Дамаскин со всех возможных для разумения сторон изъясняет, раскрывает и против лжеименного разума защищает и в ирмосах, и в канонах, и в стихирах, составленных им на разные времена и случаи. Напр. Седяй в славе, — восклицает Св. Иоанн, — на престоле Божества, на облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию. Пришел еси от Девы ни ходатай, ни Ангел, но Сам Господь воплощся... Или! Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, Той же от Тебе, Чистая, пройде, неизреченно воплощся, естеством Бог сый и естеством быв человек не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый.

         Веруем, что Преблагословенная и Пречистая Мария, матерь Господа нашего Иисуса Христа в рождестве и по рождестве Господнем пребысть Приснодева. Истину сию памятуете? Как выразительно и как сладко воспел Св. Иоанн в Богородичном гласа пятого: В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася. Тамо Моисей разделитель воды; здесь же Гавриил Служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа ради безсеменно Дева. Море, по происшествии Израилеве, пребысть непроходно; Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна...

         Далее, и веруем мы и живо чувствуем, что, происходя от поврежденного корня, все мы всем существом своим повреждены так, что не было и нет никого из человеков (кроме Богочеловека), кто бы с сокрушенным сердцем не должен был взывать купно с Давидом: в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. И в какой же книге, в каком трактате найдем изображение поврежденного, падшего и растленного естества человеческого — столь живое, столь точное, глубокое, всестороннее, как в ирмосах и особенно в тех канонах, коими Св. Иоанн научает кающуюся Христианскую душу обращаться к Милосердной Царице Небесной и Ее призывать в помощь и утешение? Обыде нас последняя бездна, несть избавляяй, вменихомся, яко овцы заколения, — Св. Иоанн взывает от лица падшего человеческого рода. Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Господи, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго. Спаси мя, Всечистая, от бед лютых; воздвигни от страстей гнойных, и избави мя пленения и озлобления лукавых бесов, о Пресвятая Госпоже и Владычице.

         Еще во что веровать и что исповедать учит нас Божие Слово и Св. Православная Церковь Матерь наша? Еще, по учению Божия Слова и Св. Церкви веруем мы и исповедуем, что воплотившийся Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, для искупления и спасения нас грешных, благоволил пострадать и умереть на кресте; что в то время, как пречистою плотью Своею, Он пребывал во гробе, душою Своею снисходил во ад, дабы извести отселе ветхозаветные души ожидавшие спасительного Его пришествия; что по трех днех Он воскрес, и по четыредесяти днех после славного воскресения Своего вознесся на небо ко Отцу Своему, что Он, Спаситель наш, паки приидет на землю воскресить всех умерших в жизнь вечную.

         Слушайте же, возл., стихиры и каноны воскресные, Св. Иоанном Дамаскиным составленные, читайте их разумно и внятно; внимайте при чтении их, и вы увидите и почувствуете, как ясно, просто, кратко и обстоятельно Дух Св. изложил все сии истины Христианского учения устами Св. Иоанна Дамаскина!

         Ублажаем убо, ублажаем Тя, величаем и благодарим Тебя, Православия Наставниче, вселенныя светильниче, Иоанне Премудре; ученьми Твоими вся просветил еси, Цевнице духовная; ублажаем Тя и смиренно просим, моли Христа Бога о храме сем, Твоему имени посвященном, и о братии сего храма — юношах и детях, под сенью Его уготовляемых на служение Церкви святой во граде сем и пастве сей, с ними же буди благодать и милость Господня, Твоим предстательством во веки. Аминь.