Прп. Иоанн Дамаскин.
О ВОСКРЕСЕНИИ.


Прп. Иоанн Дамаскин.    Мы веруем также и в воскресение мертвых. Ибо будет, истинно будет воскресение мертвых. Говоря же о воскресении, мы разумеем воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное восстановление упавшего. Души же, будучи бессмертны, каким образом воскреснут? Ибо если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале составил его из праха земли, может снова воскресить его, после того как оно, по определению Творца, разрушилось и возвратилось опять в землю, из которой взято.
    Если же нет воскресения, то "станем есть и пить" (1 Кор. 15:32) и устремимся к жизни, полной удовольствия и утех. Если нет воскресения, то чем мы отличаемся от бессловесных? Если нет воскресения, то мы должны считать счастливыми полевых зверей, проводящих беспечальную жизнь. Если нет воскресения, то нет и Бога, нет Промысла, но все управляется и движется случайно. Ибо мы видим, что вот весьма многие праведники терпят нужду и обиды и не получают никакой помощи в настоящей жизни, а грешники и неправедные изобилуют богатством и всякой роскошью. И кто здравомыслящий признал бы это делом правосудия или мудрого Промысла? Итак, будет, будет воскресение. Ибо Бог праведен и уповающим на Него бывает мздовоздаятелем. Поэтому, если бы одна только душа упражнялась в подвигах добродетели, одна бы она и увенчивалась, и если бы одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, одна бы, по справедливости, и наказывалась. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то, по справедливости, вместе они и получают воздаяние.
    И божественное Писание также свидетельствует, что будет воскресение тел. Так говорит Бог Ною после потопа: "как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:3-6). Каким же образом Бог взыщет кровь человеческую от всяких зверей, если не воскресит тел людей умерших? Ибо зверей за человека не предают смерти.
    Еще Моисею: " Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Несть Бог - Бог мертвых, тех, которые умерли и более не будут существовать, но - живых" (Исx. 3:6; Мф. 22:32), души которых живут в "руке Божией" (Прем. 3:1), а тела снова оживут через воскресение. И богоотец Давид говорит к Богу: "отимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся" (Пс. 103:29). Вот речь о телах. Потом добавляет: "послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли" (Пс. 103:30).
    Исайя также говорит: "воскреснут мертвии, и восстанут сущии во гробех" (Ис. 26:19). Очевидно же, что не души полагаются в гробах, но тела.
    И блаженный Иезекииль говорит: "когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху" (Иез. 37:7-8). Потом он учит, как, по повелению Божию, возвратился "в них дух жизни" (Иез. 37:9-10) [1].
    А также и божественный Даниил говорит: "И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда" (Дан. 12:1-3). Ясно, что, говоря: "многие из спящих в прахе земли пробудятся", пророк показывает на воскресение тел, ибо, конечно, никто не скажет, что души спят в персти земной.
    Но также и Господь в святых Евангелиях совершенно ясно передал о воскресении тел: "все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Иоан. 5:28-29). Никто здравомыслящий не скажет, что души находятся во гробах.
    Но Господь не словом только, но и самим делом удостоверил воскресение тела. Прежде всего Он воскресил Лазаря четверодневного, уже предавшегося тлению и смердевшего (Иоан. 11:39-44); воскресил не душу, лишенную тела, но и тело вместе с душею, и не другое тело, но то самое, которое уже предалось тлению. Ибо, каким образом узнали бы или поверили бы воскресению умершего, если бы не доказывали этого характерные признаки? Но Лазаря Он воскресил для доказательства Своей божественности и для уверения в Своем и нашем воскресении, - Лазаря, долженствовавшего снова умереть. Сам же Господь сделался начатком совершенного и уже не подпадающего под власть смерти воскресения. Поэтому-то божественный Апостол Павел говорил: "Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших" (1 Кор.15:16-17), И далее: так как "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15:20), и "перворожден из мертвых" (Кол. 1:18). И еще: "если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес. 4:14), так, говорит Апостол, как воскрес Господь.
    Ясно, что воскресение Господа было соединением нетленного Его тела и души( ибо они были разлучены), ибо Он сказал: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Иоан. 2:19). Святое Евангелие - достоверный свидетель, что Он говорил это о Своем теле (Иоан. 2:21). "Осяжите Меня и рассмотрите, -говорит Господь Своим ученикам, думавшим, что они видят духа,- это Я Сам, -и не изменился,- ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лук. 24:39). И сказавши это, показал им руки и ребро и предлагает Фоме для осязания. Неужели этого недостаточно для уверения в воскресении тел?
    Еще божественный Апостол говорит: "тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15:53). И еще: "сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное,- т. е. грубое и смертное-,восстает тело духовное" (1 Кор. 15:42-44), каково тело Господа по воскресении, проходившее сквозь закрытые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье. Ибо будут, говорит Господь, как "ангели Божии" (Мф. 22:30); не будет уже ни брака, ни деторождения. Действительно, божественный Апостол говорит: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" (Фил. 3:20-21), разумея здесь не превращение в другой образ, нет, - но, вернее, изменение из тленного в нетленное [2].
    "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые" (1 Кор. 15:35)? О неверие! О, безумие! Кто единым хотением превратил прах в тело, Кто малой капле семени в утробе повелел расти и образовать этот многовидный и многообразный организм нашего тела. Тот не скорее ли может одним только хотением воскресить то, что уже было и разрушилось? "В каком теле придут" (1 Кор. 15:35)? "Безрассудный" (ст. 36)! Если ожесточение не позволяет тебе веровать словам Божиим, веруй, по крайней мере, делам! Ибо "ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело" (1 Кор.15:36:38). Смотри, семена зарываются в бороздах, как в могилах. Кто образует им корни, стебель, листья, колосья и тончайшие ости (на колосьях)? Не Творец ли всего? Не повеление ли Того, Кто устроил все? Таким же образом веруй, что и воскресение мертвых будет по божественному желанию и мановению. Ибо Его желанию сопутствует могущество.
    Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, которые станут бессмертными и совлекутся тления, и предстанем пред страшным Христовым судилищем. Дьявол и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, нечестивые и грешники будут преданы во огонь вечный, не вещественный, каков у нас, но такой, какой знает один Бог. А творившие добро просветятся, как солнце, вместе с ангелами в жизни вечной, с Господом нашим Иисусом Христом, вечно созерцая Его и сами будучи Им созерцаемы, и наслаждаясь проистекающей от Него радостью, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков, Аминь.
__________________________________________________________________________
    [1] Григорий Нисский, О душе и воскресении.
    
    [2] Григорий Нисский, О душе и воскресении.
    

       www.orthlib.ru