СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ДИМИТРИЯ (МУРЕТОВА), ХЕРСОНСКАГО И ОДЕССКАГО (+1883 г.) В ДЕНЬ СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.

Ныне мы празднуем память того незабвеннаго для отечества нашего великаго князя, котораго наши предки называли не иначе, как солнцем земли русской, а св. Церковь наименовала равноапостольным. Он просветил всю землю русскую светом веры Христовой, извел ее из тьмы идолослужения в чудный свет благодати Божией и возродил ее св. крещением; он утвердил в отечестве нашем православную Церковь — столп и утверждение истины, и таким образом водворил в царстве русском царство Христово — источник жизни, силы и могущества России.

Неисчислимое множество благодатных плодов принесла отечеству нашему св. вера, насажденная в нем св. князем Владимиром. Все, что ни видим добраго, великаго и славнаго в нашем отечестве, все, чем ни красуются наши города и веси, все, что ни есть доблестнаго, знаменитаго, приснопамятнаго в истории царства русскаго, — есть плод св. веры, ея благодатныя действия и ея драгоценный дар. Она собрала во едино народ русский, разделенный прежде по племенам, и расширила пределы России до концев земли. Она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядок жизни общественной и семейной, освятила взаимныя отношения и связи, которыми связуются все члены великаго семейства народа русскаго во едино живое и крепкое тело государства русскаго. Она воспитала великих и мудрых царей, знаменитых военачальников и градоправителей, мудрых мужей совета и руководителей народа. Она возрастила, возвела на небо и прославила вечною славою у Бога целые лики святых соотечественников и сродников наших и соделала их молитвенниками, хранителями и заступниками земли русской. Она вдохновляла праотцев и отцев наших мужеством, единомыслием и самоотвержением, с которыми они защищали и отстояли достояние предков от множества врагов своих. И теперь, если осталось что добраго в наших нравах и обычаях, в наших обществах и семействах, во всей нашей жизни общественной и частной, — все это есть плод св. веры, которая одна учит и наставляет людей всему, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп. 4, 8).

Но, брат. мои, кому много дано, с того много и взыщется. Св. вера есть живоносное семя, которое должно приносить и в каждом из нас благие плоды, — есть вверенный нам Господом талант, который мы обязаны возделывать и умножать. Спросим же самих себя: так же ли животворна и плодоносна св. вера и в нас, как жива и плодоносна она в нашем отечестве? И на живом и плодоносном дереве бывают увядшия и безплодныя ветви, и в здоровом и красивом теле бывают омертвевшие и безжизненные члены. Не оказаться бы и нам такими же безплодными ветвями на величественном древе православнаго царства русскаго! Не явиться бы и нам такими же мертвыми членами в благодатном и живоносном теле Церкви Христовой, насажденной и процветшей в отечестве нашем! Для сего-то и советует св. Апостол: себе искушайте, аще в вере есте, себе искушайте. Как искушать? От плода познается древо, говорит Господь: всяко древо добро плоды добры творит. Плод же духовный, говорит Апостол, есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Итак, есть ли в нас эти благодатные плоды веры Христовой, которых ныне долготерпеливо ожидает, но которых строго востребует от нас всеправедный Судия мира на страшном суде Своем?

Возрастает и зреет ли в сердце нашем св. любовь к Господу, — та крепкая, аки смерть, любовь, которая ничего не предпочитала бы паче Бога, ничего так не желала бы, как исполнения во всем воли Божией, ничего так не страшилась бы, как преступления заповеди Божией; которая не попускала бы возрастать и укореняться в сердце нашем ничему злому, нечистому, противному воле Божией; которая, вменяя в уметы все земное, искала бы единаго на потребу — вечной жизни со Христом в Боге, алкала и жаждала бы общения с Господом в молитве и св. таинствах; которая бы готова была положить душу свою за славу имени Божия, за целость св. веры, за сокровище Евангелия Христова? Одушевлено ли сердце наше тою искреннею любовию к ближнему, которая не только не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своих си, не мыслит зла, но промышляет добрая ко всем (1 Кор. 13, 4-5), всех благословляет, всем благодетельствует, за всех молится, всякому желает всего, чего желает себе?

Живет ли в сердце нашем св. радость о Господе, т. е. радость о том, что Господь Бог просветил нас светом истиннаго богопознания, очистил и оправдал нас благодатию св. крещения, открыл нам св. волю Свою, даровал нам св. таинства к освящению и спасению нашему, усыновил нас Себе во Христе Иисусе в наследие жизни вечной, заповедал св. ангелам Своим охранять нас во всех путех наших, долготерпит о нас согрешающих пред Ним, не погубляя нас со беззакониями нашими, но милостиво ожидая нашего покаяния и обращения на путь правды и добродетели, на дела благия и богоугодныя? Живет ли в нас та неизглаголанная радость о будущем обетованном нам блаженстве в дому Отца небеснаго, которая заставляет забывать и ни во что вменять все скорби настоящей жизни, все огорчения, досады, озлобления, все недостатки, лишения, страдания за превосходящую любовь Божию?

Обитает ли в душе нашей благодатный мир, — мир помыслов и желаний, мир совести и сердца, внутреннее ощущение того, что мы воистину чада Божия и находимся в Его Отеческой любви и благоволении? Является ли этот внутренний мир души во внешних наших действиях и отношениях друг ко другу, во взаимном снисхождении друг к другу, в незлобии, кротости и смирении друг пред другом, во взаимном прощении друг другу оскорблений и огорчений, в готовности пожертвовать всем, чтоб сохранить согласие, мир и любовь со всеми ближними?

Обучена ли душа наша долготерпению, так чтобы никакая потеря земная не огорчила ее безмерно, никакая скорбь и печаль временная не ввергала ее в уныние и безнадежность, никакая неприятность не возмущала ея внутренняго мира, никакое оскорбление не раздражало ее и не погашало в ней любви к своим собратиям; чтобы вся она жила и дышала преданностию Богу, Ему поверяла все чувства свои, в Нем искала своего утешения, Ему предавала всю судьбу свою, на Него возлагала все упование свое, от Него ожидала избавления и спасения своего от всякой скорби и напасти?

Растворено ли сердце наше благостию, — тою благостию, которая не различает друга и недруга между собратиями своими, но всех равно объемлет братнею любовию, не отвергая никого, ко всем относится с одинаково благим расположением сердца: подает просящему, уступает и отъемлющему, хвалит доброжелающаго, благословляет и кленущаго ее, благодарна к благодеющему, молится и за творящих ей напасть, не помнит и не поминает зла и благим побеждает злое? Дышет ли сердце наше тем милосердием, которое радуется с радующимся, плачет с плачущим, скорбит со скорбящим, страждет с страждущим, воздыхает и молится о согрешающем, — которое разделяет хлеб свой с алчущим и питие свое с жаждущим, упокоевает странника, призревает сиротствующаго, облегчает страдания болящаго, утешает узника в темнице?

Жива ли в сердце нашем вера, т. е. искреннее, твердое и непоколебимое убеждение в истине Божией, для котораго всякое слово св. Евангелия есть ей и аминь, которое видит невидимое, наслаждается уповаемым, предзрит Господа пред собою выну, живет со Христом в Бозе, — то живое и крепкое убеждение, котораго не могут поколебать ни соблазны и искушения, ни мучения и смерть, для котораго стократно лучше умереть телом, нежели отступить от веры, или преступить св. заповедь Божию и умереть духом, которое, аще и пойдет посреде сени смертныя, не убоится зла?

Украшается-ль душа наша кротостию, которой обещал Господь в наследие новую землю, — тем, т. е., незлобием младенческим, в котором нет ни недоверия, ни подозрения, ни зависти, ни зложелательства, ни ропота и недовольства, которое ударившему в ланиту обращает другую и хотящему с ним судитися и ризу его взяти отдает и срачицу; тем смиренномудрием, которое всякаго человека творит больша себе честию, не ищет славы от человек, но славы яже от Бога, не судит и не осуждает никого, но разсуждает самого себя, не высокая мудрствует, но смиренными ведется.

Искушалась ли душа и тело наше в воздержании? Привыкли-ль мы довольствоваться малым, не угождать своей плоти, отказывать себе во всем, погашать всякое плотское вожделение, обуздывать и умерщвлять всякую нечистую похоть и страсть, утешаться не пищею и питием, не одеждами и украшениями, а благодатию Духа Святаго и глаголом Божиим? Иже бо Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми.

Сих-то, брат. мои, духовных плодов ожидает от нас проливший за нас кровь Свою на кресте Господь наш Иисус Христос. По этим только плодам можно узнавать: жива ли в нас вера Христова, корень всех благих, и живем ли мы верою, — живы ли мы или мертвы пред Богом? Живы, если сердце наше утвердилось любовию в Господе — Спасителе нашем, если воля наша покорена всесовершенно владычествующей над всеми воле Божией, если разум наш пленен в послушание веры Христовой, если мы всею своею жизнию тщимся вообразить в себе Христа, подражая Его любви и милосердию, Его благости и состраданию, Его кротости и смирению, Его незлобию и долготерпению, Его высочайшему самоотвержению. Живы, если душа наша ограждается отвсюду страхом Божиим, если совесть наша не дремлет на страже души нашей, бодрствует в охранении чистоты сердца, издает болезненные вопли и стоны, когда злые помыслы и похоти закрадываются в душу, как тати духовные, чтобы окрасть ея чистоту и непорочность и внести в нее скверну греховную. Живы, если живы в нас желание вечной жизни со Христом Господом и страх вечнаго отлучения от Бога и осуждения в геенну; если, и после вольных или невольных грехопадений, не остаемся в безпечности, но тотчас возстаем от падения, возсозидаем и обновляем себя покаянием и сокрушением сердечным, омываем грехи свои слезами умиления. Живы, если, не привязываясь ни к чему земному и временному, не останавливаемся в своем течении к горнему и, хотя слабыми, колеблющимися стопами, постоянно стремимся к небесному отечеству нашему, туда устремляя ум и сердце свое, там сосредоточивая все желания и надежды свои, единаго прося у Господа — еже жити в дому Отца небеснаго во веки.

Блажен, кто сохранит в себе хотя начатки этой жизни духовной! Тем паче блажен и преблажен, кто может сказать о себе с Апостолом: живу не ктому аз, но живет во мне Христос; а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне (Гал. 2, 20). Кто живет со Христом здесь, будет жить с Ним и на небе во веки веков. Аминь.

Произнесено в Житомирском кафедральном соборе.