БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КОНСТАНТИНОВА (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ.

 

Страшный суд

Будет ли когда-нибудь конец мира, вернее конец нашей планеты? На этот вопрос современная наука дает утвердительный ответ. Но впервые концепция неизбежности конца мира зародилась не в кабинетах ученых, а в недрах древних религий, жрецы которых совмещали часто служение религии со служением науке. И из глубины времен, из древних Фив в Египте, до нас доносятся голоса, предупреждающие человечество о возможном трагическом конце нашей планеты, в связи с неумеренным, неосторожным и губительным использованием тех страшных и разрушительных сил, которые могут в наши дни быть названы ядерной войной. Древние ориентировочно относили эту опасность к XX и XXI векам после Рождества Христова.

Естественно задать вопрос — как могла седая древность предвосхитить то, что могло появиться только в XX веке? Трудно сказать, но одно хорошо известно, что религия часто предвосхищает то, что потом открывает наука. И не случайно у некоторых Отцов Церкви мы находим замечания, например, о сущности материи, предвосхищающие то, что впоследствии стало научными аксиомами.

Так или иначе, но проблема конца мира, пришедшая к нам как идея религиозная, стала в наше время и научной концепцией, никем еще не опровергнутой.

Трудно сказать, каковы те "естественные причины", какова та "естественная оболочка", в которой прийдет к нам кончина мира? Будет ли это катастрофа, связанная со страшной атомной войной, когда неумеренное употребление всех новейших "достижений" ракетно-ядерной войны приведет к каким-то пертурбациям космического характера, в связи с нашей планетой, будет ли это катастрофа, связанная со столкновением с каким-либо космическим телом или другой планетой, будет ли это, наконец, постепенное уничтожение привычных нам форм жизни по тем или иным причинам, например, по причине остывания Земли, или в связи с изменением состава ее атмосферы — пока неизвестно. Невозможно предусмотреть все возможные варианты. Но ясно одно — конец неизбежен, и едва ли можно рассчитывать на переселение остающегося к этому моменту человечества на иные планеты.

Но это так сказать рациональный или научный аспект проблемы, видящий главным образом физическую сторону данного явления. Религия, в частности христианство, ставит вопрос этот несколько по-иному. И она имеет полное право так делать, ибо сама-то эта проблема вышла, повторяем, из недр религии и в значительной мере предварила в этом вопросе науку.

Грядущие судьбы мира и человечества, иначе — проблема эсхатологии, занимает большое место в вероучении Православной Церкви. В Божьем домостроительстве начертаны планы будущего до конца веков. И если наука сегодня говорит о неизбежности конца нашей планеты, то христианство и, в частности, Православная Церковь, подтверждая это, одновременно свидетельствует не только о конце мира, но и о втором пришествии Господа, воскресении мертвых и о начале царства Славы и вечной жизни. Церковь свидетельствует нам не о бессмысленном конце физического мира, а о его великой кончине, являющейся началом нового бытия.

И если наука утверждает конец мира, видя в этом событии конец в смысле разрушения, то совершенно иначе говорит об этом же Церковь. По учению Церкви кончина мира будет состоять не в разрушении и уничтожении, хотя внешние физические явления и могут прийти в форме кажущегося разрушения, а в его полном изменении и обновлении. Церковь осудила те лжеучения, которые утверждали, что материальный мир будет не преображен в конце веков, а уничтожен, и вынесла об этом соответствующее соборное решение.

Каковы признаки приближения конца мира, пришествия Господа Иисуса и страшного суда?

Этих признаков несколько, хотя мы перечисляем их не все.

1) Распространение и проповедание Евангелия во всем мире. Ни один уголок земного шара, населенный людьми, не может быть обойден евангельским благовестием. Весь род человеческий должен услышать Слово Божие, вкусить тот небесный духовный хлеб, который дал миру Спаситель. И дело человека принять или не принять это благовестие, ибо человек остается совершенно свободным и Господь не допускает насилия над ним.

2) В мире начнут необычайно активно проявляться силы зла, умножится всякое беззаконие, в людях ослабеет любовь, в человеке необычайно усилятся и станут активно проявляться все отрицательные стороны его натуры, начнет иссякать вера, которая будет заменена атеизмом.

3) Начнется активное богоборчество и преследование всех верующих в Господа Иисуса Христа, которые будут продолжаться до самого страшного суда. Потоки крови христианской зальют весь мир. Христианство станет предметом ненависти для многих.

4) В конце века сего произойдут страшные войны, из которых человечество вообще может в своем большинстве не выйти живым. По всей земле пройдут страшные землетрясения, возникнет голод, могут появиться эпидемии.

5) Необычайно понизится духовный уровень большинства людей. Они духовно прильнут к земле и откажутся от всякого духовного развития.

И вот "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе" (Матф. XXIV, 30) и люди увидят Христа, "грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (ст. 30). По мнению Отцов Церкви знамение второго пришествия будет знамением Креста.

Те люди, которые в это время будут жить на земле, мгновенно изменятся. Изменится и весь мир, и одновременно совершится всеобщее воскресение мертвых, причем воскреснут они в преображенном виде. Они будут совершенно особыми, такими, как нам трудно себе представить. Тела праведников будут духовными,  нетленными  и бессмертными. Они будут свободны от всех немощей, которым подвержены наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то степени уподобятся духам. Восстанут в преображенном виде и тела грешников, но, получив нетление, они одновременно будут носить в себе свое духовное состояние. Трудно представить себе все то, о чем мы здесь говорим в каких-то твердо выработанных понятиях нашей привычной психологии. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно ясно. Второе пришествие принесет на землю последний и страшный суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и обновит весь мир. Это будет всеобщий суд, суд над всеми без исключения людьми, это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый во всей правде Божией, суд последний и окончательный, устремленный в вечность. Это будет суд Вечной Справедливости, о которой люди забыли и которую они попирают в течение тысячелетий. И иного пути восстановить эту попранную справедливость нет и быть не может.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда и вечные мучения для злых. Но не надо это понимать примитивно в стиле советской антирелигиозной литературы. Так, например, святитель Иоанн Златоуст, говоря о мучениях грешников, видит эти мучения в том, что они будут лишены славы Царствия Божия. Это лишение благ Царства Божия, эта богооставленность, по мнению святителя, "причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешивших здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души". Эта духовная скорбь по потерянному и утраченному страшнее всего. И мы отлично знаем все из практики своей жизни, сколь тяжелее душевные и духовные скорби по сравнению со скорбями физическими и как они действуют разрушающе на наш организм. Кончатся ли они когда-нибудь? Неизвестно, ибо поэтому существуют различные частные мнения, но согласно христианскому вероучению они должны быть вечными, как естественное следствие того, что человек создал в духовном плане во время своей земной жизни.

"С кончиной века сего, — пишет один из современных богословов, — и преобразованием мира в мир новый, лучший, откроется вечное царство Божие, царство славы. Тогда закончится "царство благодати" — бытие Церкви на земле, Церкви воинствующей; Церковь небесная войдет в это царство славы и сольется с ним.