ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ДОЛИНСКОГО (+1910Г.) В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЕЦ.
«Се же есть живот вечный, да знают Тебе Единаго истинного Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17, 3).
Познание Бога Отца и Единородного Сына Его и Господа нашего Иисуса Христа, вот что нужно нам для того, чтобы получить вечную блаженную жизнь в Царствии Отца Небесного.
Каким же образам мы можем узнать Бога, чтобы вместе с этим знанием получить — блаженную жизнь в Царствии Отца Небесного?
Кто хочет знать Бога, чтобы чрез это знание получить жизнь вечную, тот должен любить Его — «всем сердцем твоим, и всею душею твоею... и всем разумением твоим» (Лк. 10, 27), ибо только любящий Бога знает Его. Кто не любит Бога, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7-8).
В чем же эта любовь наша к Богу должна выражаться? В исполнении воли Божией, начертанной в Его святом законе. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, — говорит Господь, — а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). А потому, слушатели, чтобы получить нам жизнь вечна блаженную в царствии Отца Небесного, мы должны стараться изучать волю Божию, открытую нам в слове Божием, и по мере своих сил жить так, как велит нам слово Божие; ибо если при изучении слова Божия не будем жить так, как оно велит нам, то такое знание наше будет несовершенное, неполное, и не сможет дать нам права на получение жизни вечной.
Ибо в день последнего суда «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2,13), то есть те люди удостоятся вечно блаженной жизни, которые, познавая Бога и веруя в Него, — свою веру оправдывают добрыми делами. «Человек оправдывается делами, а не верою только... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2, 24. 26). Что, действительно, одна вера без дел не оправдывает человека, в том удостоверяют нас следующие слова Иисуса Христа, сказанные Им к иудеям, считавшим себя чадами Авраама — достойными наследниками Царства Божия: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8, 39). Но как вы не творите дел Авраама, то не можете считаться и чадами его. Следовательно, братия моя, каждый из нас, веруя в Бога и называя Его Отцом своим, только тогда может быть Его любимым сыном и удостоиться Его Небесного Царствия, когда будет исполнять Его святую волю, начертанную в Его святом законе. В наше время многие говорят: «Если все дело состоит в добродетельной жизни, то все равно, в какой бы вере кто не жил, только живи честно и спасешься». Нет, слушатели, это неправда; Иисус Христос, проповедуя, говорил не только «покайтеся», но «и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Если бы для нас нужна была только одна добродетельная жизнь, то Господь не считал бы веру в Него необходимой для нашего спасения, а Он сказал: кто уверует и будет крещен, тот спасется; а кто не уверует, тот осужден будет (Мк 16, 16).
Итак, слушатели, несомненно веруя в Бога, будем стараться по мере сил наших изучать волю Божию, начертанную в Его святом законе, и с ней соображаться во всех своих действиях и поступках в жизни нашей. Поступая так, мы можем познать Бога и Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, что доставит нам вечно блаженную жизнь в Царствии Небесном. А так как мы по испорченности природы нашей настолько слабы, что не только сделать, но даже и помыслить угодное Богу не можем без Его помощи (2 Кор. 3, 5), то будем усердно молиться Всевышнему, да подаст Он нам все потребное для жизни и благочестия (2 Петр. 1, 3), дабы мы, подвизаясь здесь, могли. быть достойными наследниками Его небесного Царствия. Аминь.
1900 г.