Яна Сенькина. ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ «ЕВАНГЕЛИУМ».

Яна Сенькина.
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ «ЕВАНГЕЛИУМ»

Что нового может открыть школьник в прикладной экономике? Сумеет ли он получить алмаз? И как заставить старшеклассника вместо подготовки к ЕГЭ ставить астрономические эксперименты? Ответы на эти вопросы стоит поискать в приходе Свято-Ильинского храма города Выборга.

При храме на горе

В приходском доме стоящего на высоком холме храма пророка Божия Илии идет напряженная работа мысли: «Нет, ну как же, здесь совсем другая картина: пластина изогнута в другую сторону и получается эффект обратной кумуляции…» Споры, потирание висков, учитель Вадим Харченко, в прошлом научный сотрудник ядерного центра, снимает очки… Идет занятие в классе научно-технического творчества «Красное смещение». Здесь школьники изучают в теории и на практике разные науки, от физики до экономики, готовят собственные работы, выступают с ними на региональных и международных конференциях.

Директор духовно-просветительского центра «Евангелиум» при Ильинском храме священник Владимир Маслов поясняет:

— У нас город специфический, с уклоном в спорт. Градообразующим предприятием был судостроительный завод, его спортивно-общественная деятельность уже в постсоветские годы, когда  предприятия потихоньку разрушались, осталась в наследство новым поколениям. Даже в 2000-х было совсем мало кружков или классов интеллектуальных и творческих занятий. И для детей, у которых есть талант и интерес к науке и творчеству, — не было мест! А у нас в Ильинском храме как раз начинала развиваться приходская жизнь, все направления нашего центра были в «начальном состоянии», шло строительство помещений.

На первое занятие к Вадиму Вальтеровичу пришло просто множество детей. Потом оказалось, что «Красное смещение» — это не репетиторство, здесь нет цели «подтянуть с тройки на четверку». Часть ребят отсеялась, их и сейчас иногда меньше, иногда больше, но этот класс можно назвать большим достижением для Выборга. Ведь курс авторский, педагог — настоящий ученый, развитие учеников идет по нескольким отраслям, достижения — не только научные, но и прямо практические. Ребята твердо определяются с областью своих интересов, по окончании курса все поступают в выбранные вузы.

Система Харченко

Вадим Вальтерович — классический физик-«шестидесятник», глубоко и профессионально интересующийся огромным количеством научных сфер. Кажется, вот-вот появится гитара, и под Визбора мы начнем спор «физиков и лириков». Но такой человек способен заинтересовать и гуманитария хоть физикой, хоть экономикой. Через минуту после знакомства я уже увлеченно слушаю, как смещение света звезды в сторону красного спектра свидетельствует о расширении Вселенной. Что тогда говорить о протоиерее Владимире Маслове, выпускнике Политехнического института, и главе епархиального отдела образования настоятеле Ильинского храма протоиерее Игоре Аксёнове, закончившем Финансово-экономический институт (тогда еще не университет). Неудивительно, что знакомство физика-конструктора с такими священниками семь лет назад и завершилось возникновением юношеского научного центра Выборга.

Отдельно стоит рассказать о том, как произошло это знакомство. Когда-то Вадим Харченко возглавлял испытательную лабораторию в Федеральном ядерном центре в Снежинске, работал конструктором в области прикладной газовой динамики, физики взрыва, отработки специзделий, тогда же параллельно занимался физикой с детьми. Но обстоятельства сложились так, что ему пришлось перебраться в Выборг, на родину супруги. Здесь он устроился на предприятие с потрясающим названием «Возрождение-Взрывпром»:

— Я чувствовал себя в информационном вакууме, не хватало интеллектуального хорошего общения. А по дороге от дома до работы как раз находился Свято-Ильинский храм. Я знал, что в храме должны быть интересные люди — стал ходить на службы, познакомился с отцом Владимиром, потом и с отцом Игорем.

— Да, я просто по-дружески общался с интересным, ищущим человеком, — вставляет отец Владимир. — Потом отец Игорь был назначен настоятелем Свято-Ильинского храма, меня рукоположили и перевели сюда же. Стал приходить на Ильину горку и Вадим Вальтерович. Он часто сетовал, что не может заниматься преподаванием, как в Снежинске. Его технические и прикладные знания и опыт оказались здесь востребованы, а вот педагогические оказались не нужны. Даже в школах кружки физики были неинтересны руководству.

Зато при Ильинском храме создавался духовно-просветительский центр, где каждый класс был необычным и каждый предлагающий свои знания педагог — интересным. Сотрудник предприятия со специализацией на взрывных работах, храм «в шаговой доступности», мысль о том, что в храме должны быть интересные люди — всё в этой истории достойно писательского пера.

— В моей лаборатории много сотрудников-аспирантов, — говорит Вадим Харченко. — Я бы хотел сделать целый центр, чтобы мои аспиранты, например, вели прикладную химию, английский, сам бы я взял физику и математику. Есть, действительно есть молодежь и подростки, которым интересна наука, эксперименты и изобретения — а мне интересны такие ребята, мы находим общий язык. Курс теории и практики изобретательских задач — не только углубленное изучение физики, математики, прикладной экономики и других сфер, не только подготовка ребят к поступлению в технические вузы. Это разрушение косности мышления, обучение определенному инструментарию, ведь и в вузах обучение зачастую неэффективно! Конструктор, исследователь решает задачу и ищет для ее решения существующие механизмы, устройства, пути, наконец. А изобретатель ищет решение без введения в систему новых механизмов и устройств.

Защита Харченко

Программа Вадима Харченко рассчитана на два года. По статистике, повторимся, те, кто просто занимался продолжительное время в «Красном смещении», определились с родом будущей профессиональной деятельности и поступили в выбранные вузы. Недавние старшеклассники и их родители поймут, что это дорогого стоит! При поступлении в вуз наличие собственной защищенной научно-исследовательской работы — большой плюс. В занятиях класса есть не только научная, но и практическая сторона, которую даже не каждый университет и не каждый научный руководитель может сделать достойно: написать работу, поставить эксперимент и обработать его результаты, защитить свой труд. Завершенные проекты Вадим Вальтерович отправляет на серьезные научные конференции: «Харитоновские чтения» (в январе очередного ученика класса пригласили на них), «Шаг в будущее», «Интеллектуальное возрождение» и так далее — каждый год ребята участвуют в одной или нескольких научных встречах.

Вадим Вальтерович разъясняет нюансы выступления, которое на конференции превратится в защиту работы: как ответить, когда не знаешь, что говорить; как отвечать на каверзные вопросы, как психологически подготовиться к защите. Перед отъездом на научные конференции в «Красном смещении» проходят подобные аспирантским «предзащиты» при храме, перед комиссией во главе с настоятелем. Мне как человеку, прошедшему защиту дипломной работы и двух диссертаций, просто по-доброму завидно: каждый раз это был шаг в неизвестность. Верится, что десятки выпускников «Красного смещения», защищая свои работы, поднимают глаза на комиссию и видят там… улыбающихся отца Игоря, Вадима Вальтеровича, лики икон на стенах «Евангелиума»… и блестяще, иногда с юмором, иногда с «научным смирением» отвечают на все сложные вопросы.

Предзащита научной работы в ходе подготовки к конференции
Предзащита научной работы в ходе подготовки к конференции

От экономики до океанологии

Сейчас Вадим Вальтерович специально приезжает из Петербурга в Выборг на занятия по субботам. В прошлом году ребят оставалось совсем немного, но он продолжал занятия, и осенью пришло много новых учеников с серьезными целями в науке, а ребята набора 2014 года очень успешно представили свои работы. Вадим Вальтерович ищет вместе с каждым учеником индивидуальную область интересов, ведь мотивация в науке — главное. Он перечисляет:

— Вот сейчас пришла девочка — Катерина, 10 класс. Очень хорошая — но она гуманитарий, мне с ней сложно. Пришла с папой, глаза горят, хочет заниматься наукой. Перебрали ряд тем: сначала была электоральная инженерия, избирательные системы — но она очень захотела заниматься чем-то, связанным с географией. А я как раз веду совместную работу с институтом океанологии, общаюсь с директором. Посоветовались все, решили с Катериной заниматься исследованием волн, искать, как защищать суда. Работа будет на стыке экологии, физики и географии. Наталья Скрынникова пишет по математике… как вот объяснить вам, гуманитарию? Работа в области искусственного интеллекта. Сережа Антонов пишет по ударным волнам, стойкости инженерных систем, взрывным волнам, их нагрузке и воздействию на человека. Знаете, можно просто сказать: всё у нас плохо в образовании, а можно искать, опять же, пути и методики — как подойти к ребенку.

Меня удивили тезисы доклада 2009 года, размещенного на сайте Ильинского храма: «Управление экономической эффективностью предприятия нефтяной отрасли с применением метода распределения зарплаты на основе принципа «золотого сечения»…» Цель работы — «изучение реальных экономических показателей действующего предприятия ООО "ЛУКойл-Северо-Западнефтепродукт" для определения его экономического состояния». Ничего себе! Да, подтверждает Вадим Харченко, пишем работы по прикладной экономике, автор, Андрей Коптев, уже поступил на бюджетное отделение ФИНЭКА: «Человек хотел конкретного результата и добился его». Возможно, и в больших корпорациях восторжествуют равенство и справедливость благодаря православным воззрениям и научным работам топ-менеджмента?

Вадим Харченко и его подопечный за подготовкой очередной научной работы
Вадим Харченко и его подопечный за подготовкой очередной научной работы

Наша Вселенная расширяется

А одна из первых работ класса так и называлась: «Красное смещение». Ее автор Илья Марков долго алтарничал в Ильинском храме, все были уверены, что мальчик станет семинаристом — но, понимаете, спектры звезд, скорость расширения Вселенной, энергии… И Илья поступил на кафедру ядерной физики.

— Отец Игорь говорит: что делать, Промысл Божий, — размышляет протоиерей Владимир Маслов. — Так уж Бог благословил, чтобы были у нас православные ученые-ядерщики. Этот класс, можно сказать, — миссионерский проект. Ведь Церковь не чуждается общения с наукой и учеными.

Церковь много потеряла бы, если бы действительно чуждалась подобного общения, но, к счастью, это не так. Даже загадочное название класса — «Красное смещение» — предложил не кто иной, как настоятель храма, протоиерей Игорь Аксёнов. У него самого широкие научные интересы: в общецерковной аспирантуре он готовит работу о трансгуманизме, именно он в свое время нашел массу исторических документов о святом Олаве, он же, изучая вопросы биоэтики, комментировал многие спорные ситуации. Вадим Харченко свидетельствует:

— Я был изумлен, когда услышал о круге интересов отца Игоря. Оказывается, он и в физике разбирается, раз предлагает такое название!.. Что такое «красное смещение»? Если есть звезда, вращающаяся вокруг другой, то она либо приближается, либо удаляется от Земли. При удалении спектр ее свечения смещается к красному. Явление «красного смещения» свидетельствует о том, что наша Вселенная расширяется с определенным ускорением. Как и наш «Евангелиум».