БЕСЕДА АРХИЕПИСКОПА ЕВСЕВИЯ (ОРЛИНСКОГО), МОГИЛЕВСКОГО И МСТИСЛАВСКОГО (+1883Г.) В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.

                                                                1 Тим. 1, 15-17

«Чадо Тимофее, верно слово, и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз».

Апостол Павел писал это к Тимофею, епископу Ефесскому, полный чувства признательности и благодарности к Господу Спасителю из тьмы неведения призвавшему его на путь истины и к служению апостольскому. Перед этими словами сказал он: «Благодарю давшаго мне силу, Иисуса Христа Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, — меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик; но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии: благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовию во Христе Иисусе» (1 Тим. 1, 12-14). Непосредственно за этим Апостол говорит:

Верно слово и всякаго приятия дотойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз.

«Верно и всякаго приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».

Верно слово, верно то учение, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Верно это учение, как доказанное неизчислимыми свидетельствами, пророчествами, чудесами Самого Господа Иисуса и учеников Его. Эту истину сам Спаситель многократно возвещал. Господь говорит: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13). Также: прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19, 10).

Всякаго приятия достойно — слово или учение. Апостол хочет показать и собственным примером доказать, что это учение о пришествии в мир Господа Иисуса для спасения грешников достойно приятия с несомненным убеждением в том, что оно есть учение благотворное, утешительное, доставляющее верующему человеку обильную спасительную благодать.

Христос Иисус прииде в мир. Единородный Сын Божий воспринял наше человеческое естество в единение с Своим Божеским Лицем, — воспринял душу и тело, стал истинным человеком, явился и жил между человеками, в этом видимом мире, на этой земле.

Грешники спасти. Это цель, для которой Сын Божий Иисус Христос, пришел в мир, или вочеловечился, — и вместе это показывает, что все люди, чрез падение прародителей, сделались грешниками, чрез грех подверглись проклятию и осуждению, и сами собою не могли освободиться от этого великаго несчастия: необходима была чрезвычайная Божеская помощь. Христос, как учит Апостол, искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3, 13). 

От нихже первый есмь аз. «Из которых, т.-е. грешников, я первый», — говорит Апостол. В каком смысле святый Павел называет себя первым грешником? — Хотя Павел до обращения, как сам свидетельствует был ревнующим по Боге (Деян. 22, 3), и «всею доброю совестию жил пред Богом» (Деян. 23, 1): но он никак не исключал себя из числа грешников; потому что, до того времени, пока Иисус Христос не искупил рода человеческаго от греха и осуждения Своими заслугами, все были во грехе и под клятвою греха (Рим. 3, 9. 23; 5, 6. 10). Когда свет благодати Христовой просветил Павла; тогда он узнал, что грех был причиною того, что долго боролся он с истиною, не веровал в Иисуса Христа, испытывая многократное призывание к обращению; ревновал не по разуму, но по предубеждению, которое ослепляло его разум и долго не давало ему познать истину веры в Иисуса Христа. Все это было облако греха, покрывавшее душу Павла.

Первым грешником называет себя Апостол по собственному сознанию и чувству, а не по сравнению с другими. Это есть свойство истинно смиреннаго и кающагося грешника. Он сознает свои грехи, чувствует всю силу их, находит их тяжкими и несравненными с грехами других людей; потому что на грехи других он не смотрит и не судит о них: это противно чувству истиннаго смирения. Смиренное сердце любит смотреть только на свои немощи, судить только о своих грехах, и потому чувствует тяготу их, невыносимое бремя, подобно больному, который, страдая тяжким недугом, думает, что никто так не страдает, как он.

Апостол говорит: от нихже первый есмь аз, а не сказал, от нихже или из которых «первый был я». Это показывает, что такое глубокое чувство смирения он питал в себе уже и в то время, как благодать Божия сделала его своим избранным судом, ко спасению многих. Апостол, взирая на свое настоящее состояние, видел не себя, а дары Божии, которые своим обилием также побуждали его к смирению и к излиянию благодарных чувств к верховному Благодетелю; а вспоминая свою прежнюю жизнь до обращения, видел он грехи своего неведения. Воспоминание о прежних грехах питало в нем глубокое чувство смирения, по которому он почитал себя первым грешником.

  1. Но сего ради помилован бых, да во мне покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную.

Чем более святый Павел чувствовал греховность своего прежняго состояния, тем более сознавал величие милости Божией над собою, в которой видел он явление Божеской благодати Иисуса Христа не к себе одному, но и к другим, имеющим вероват в Него, Спасителя мира. Апостол говорит: «но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной». Какбы так сказал св. Павел: я, первый грешник, для того и призван был ко спасению и удостоен великой благодати Божией, чтобы во мне, первом грешнике, тем явственнее раскрылось долготерпение Иисуса Христа, в пример, или научение и к убеждению тех, которые будут веровать в Него, для получения жизни вечной. Если Господь Спаситель помиловал меня, величайшаго грешника, то никакой другой грешник не должен сомневаться в том, что и его помилует Господь Спаситель, если обратится к Нему с истинным раскаянием, — что и он может получить вечную жизнь, если, раскаявшись, до конца жизни пребудет верен Господу Иисусу Христу, соблюдая заповеди Его.

Созерцание великой благости Божией к нему самому и ко всем человекам возбуждает Апостола к прославлению небеснаго Благодетеля Бога.

  1. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь.

Царю же веков. Бог называется царем веков потому, что Он есть творец и владыка времени и вечности; в Его власти времена и лета, как сказал Господь: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1, 17). Именуя Бога царем веков, царем времени и вечности, мы прославляем Его как творца и владыку всех тварей, существующих во времени и в вечности, или в нескончаемой жизни, которой царь и творец есть Бог. 

Нетленному. Нетленным прославляется Бог, как неизменяемый, безсмертный и вечный, в противоположность всему сотворенному, изменяемому, тленному, временному. Бог нетленен, безсмертен и вечен по преимуществу, — как источник или первая причина нетления, безсмертия и вечности всех разумных тварей, предопределенных к безсмертию и вечной жизни.

Единому премудрому Богу. Бог един по существу, Бог един и по премудрости, или есть единый премудрый, как начало всякой сотворенной мудрости, которая, в сравнении с Божиею безпредельною премудростию, есть менее, чем слабая искра света в сравнении с полуденным светом видимаго солнца.

Честь и слава во веки веков, аминь. Царю Богу — вечное почтение и прославление да будет.

Братия! из краткаго апостольскаго чтения удержите в памяти кратчайшее изречение для собственнаго назидания.

Христос Иисус прииде в мир грешники спасти. В эту истину все мы веруем. Но содержим ли ее в памяти? Питаем ли ею наши мысли, наши чувства? Довольно ли сознаем, размышляем и чувствуем, что Христос Иисус и для нас приходил в мир, и для каждаго из нас соделал спасение на земле? Повторяй каждый в своей душе повседневно благоговейно размышление такое или подобное: Благий и премилосердый Боже! и для меня Ты сошел на землю, восприняв на Себя мое немощное естество, чтобы я, погибавший грешник, получил чрез Тебя спасение! И для меня Ты, всеблаженный Боже и источник блаженства, столько смирил Себя, что дотерпел лишения, голод и жажду, гонения и скорби, тяжкия страдания и поносную смерть на кресте, чтобы я, великий грешник, соделался причастником Твоей вечной жизни и Твоего блаженства! О Боже, Спасителю мой! даруй мне, силою Твоей благодати, всегда помнить и помышлять о Тебе и о Твоих великих благодеяниях ко мне; чтобы я всегда любил Тебя всею душею, благодарил Тебя и служил Тебе всеми моими силами и всеми моими делами прославлял Тебя, со Отцем Твоим и Святым Духом, во все дни настоящей жизни, и в нескончаемой жизни будущаго века. Аминь.