Святитель Феофан Затворник.
СЛОВО В ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА
В день, посвященный Архангелу
Божию Михаилу и прочим бесплотным Силам, о чем нам
больше и рассуждать, как не об Ангелах. К чему же
именно направить нам слово свое? Давайте укорять
себя. За что? За то, что есть еще у нас грехи,
заблуждения, ошибки, горести и беды, ибо всему этому
не следовало бы быть между нами, когда окружает нас
сонм бесплотных и есть у каждого Ангел Хранитель.
Ангелы Божии – сами – попустят ли
быть чему такому среди нас? Нет, если попускают, то,
верно, по вине нашей или потому, что делаем себя
недостойными Ангельского руководства и помощи, или
потому, что своим противодействием и
противонастроением уничтожаем и отвращаем все усилия
Ангелов содействовать нам в добре. Как же теперь
быть? Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а
привлекать Ангельское содействие. А это как делать?
Вот как!
Надо помнить, что есть у нас Ангел Хранитель, и иметь к
нему умное и сердечное обращение, – и в
обычном ходе жизни нашей и тем паче, когда она чем-либо
возмущается; когда нет такого обращения, то Ангелу нет
способа вразумить нас. Когда идет кто к трясине, или
пропасти, или реке, заткнув уши и закрыв глаза, что ты ему
сделаешь и как поможешь? Кричать бы – у него уши
заткнуты; знаком бы показать опасность – у него
закрыты глаза. Так, когда нет у нас умного и сердечного
обращения к Ангелу, это то же, что мы, обратясь к нему
задом, идем в опасность. Он и дает нам предосторожность,
но ум не видит и сердце не ощущает того. Вот и впадаем в
беду или грех и заблуждение.
Скажешь: пусть за руку возьмет и наведет на путь правый.
Верно, он так и готов делать, и ищет у тебя руки, чтоб
взять за нее и руководить тебя. Но есть ли рука-то такая у
тебя? Ведь не за эту телесную руку возьмет он, хоть и сие
бывает в особенных случаях, но за руку душевную, не
телесную, как и сам бесплотен. Душевная же рука есть
деятельная сила, направленная ко спасению и ревнующая о
нем. Когда есть в душе ревность о спасении, непременно
Ангел Господень возьмет тебя за нее и будет руководить, а
когда нет, за что ему взять тебя? Нет у тебя места для
соприкосновения ему с тобою. Ибо сам он есть из числа
духов, посылаемых за хотящим наследовать спасение. Когда
нет сего хотения, или ревнования о спасении, как он к тебе
подступит, как воздействует на тебя, когда в тебе ничего
нет соответствующего назначению его при тебе пребывания и
его собственным усилиям?
Опять скажешь: пусть самое желание спасения возбудит. И
это он делает, и делает прежде всего и усерднее всего, ибо
тут корень жизни духовной. У тех, кои имеют сие желание
спасения, он его поддерживает и укрепляет, а у кого нет,
всячески возбудить заботится. Но редко успевает по причине
большого нестроения, качествующего в нерадивой душе. В
такой душе все в смятении – и мысли, и
чувства, и намерения, – беспорядочный шум, как на
базаре. Этот недостаток внутреннего мира и собранности, в
какой мере есть у нас, в такой есть он – враг
Ангельскому на нас действию. Как внушит что-либо доброе
Ангел, когда внимания нет? Как услышит сие внушение душа,
когда в ней шум и смятение? Вот усилие Ангела Господня и
остается в нас бесплодным!
Итак, хочешь ли пользоваться Ангельским руководством и
содействием – укроти ты свою внутреннюю
беспорядочность, собери ты свое внимание внутрь и стань у
сердца своего. Ангел Господень тотчас заметит сие,
подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к
возбуждению желания спасения. Склонись на сие внушение и
возьмись ревновать о спасении, тогда Ангел Господень не
только за руку тебя возьмет, а на свои руки тебя подымет,
и не поведет только, а понесет по пути спасительному.
Только и ты постоянное уже имей к нему умное и сердечное
обращение, и в ревности не ослабевай, и внимание храни. Он
учить тебя будет всему, что, когда и в какой мере делать и
чего не делать, а когда нужно, и внешнее знамение подаст в
руководство. И все, которые спасались, так спасались.
Прочитай или послушай жития святых! Если мы не видим на
себе такого осязательного Ангельского нам содействия
– некого винить: сами виноваты. Сами не даемся в
руки Ангелам и тщетными делаем все их о нас попечения.
Побьется с нами Ангел Божий, побьется – и отступит.
Опять приступит – и опять отступит. И так все, пока
умрем. А когда умрем, Ангел представит Господу книгу жизни
нашей и скажет: все сделал, чтоб вразумить – ни чему
не внимала душа сия. И положено будет на книге жизни
надписание осуждения нашего, которое непременно исполнится
на Страшном суде.
Ангелы Божии, пока живы мы, суть наши хранители, защитники
и руководители, по смерти же нашей – на
Страшном суде – будут неумолимыми исполнителями
праведного о нас определения Божия. Слышали, что читалось
в нынешнем Евангелии?! Послет Сын человеческий Ангелы
Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны, и творящих
беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную; ту будет плач и
скрежет зубом (Мф. 13, 41-42). И конец всему! Печать
правды Божией належится; кто снимет ее!
Правда, будет там и другая половина, о коей говорится:
тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца
их. (Мф. 13, 43) Но попадем ли мы в число сих блаженных?!
Обетование всем дано, но надо исполнять условия.
Исполняющий их есть бодренный ревнитель. Почему, если мы
будем больше походить на тех, о коих говорится в нынешней
притче: спящим человеком, прииде враг, и всея плевелы
посреде пшеницы (Мф. 13, 25), – чего
доброго от нас ожидать?! Когда спим, то есть не радеем о
спасении и мятемся во всякой суете, тогда Ангелу доступа к
нам нет, а врагу-то все и сподручно. Подходит он смело и
влагает всякие дурные мысли и желания и научает всякому
злу. Нерадивая душа принимает сии внушения, соглашается на
них и при удобном случае приводит в исполнение. Чем
дальше, тем хуже. А там и весь человек стал, как плевел
посреди пшеницы, которого конец – пожжение.
Вот вам краткое указание на то, как держать себя в
отношении к Ангелам.
Да не оскорбится душа ваша, что в светлый Ангельский
праздник навожу на такие мрачные мысли. Делаю сие затем,
чтоб отвратить вас от мрака греха и обратить к свету
Ангелоподобного жития, чтоб, здесь в общении с Ангелами
поживши, все вы сподобились Ангельского и на небе
сопребывания и соблаженствования в Царствии Отца нашего
Небесного. Аминь.
8 ноября 1864 г.