СЛОВО АРХИЕПИСКОПА  ФЕОФИЛАКТА (КУРЬЯНОВА), ПЯТИГОРСКОГО И ЧЕРКЕССКОГО В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

СЛОВО АРХИЕПИСКОПА  ФЕОФИЛАКТА (КУРЬЯНОВА), ПЯТИГОРСКОГО И ЧЕРКЕССКОГО
В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Мы вновь своим размышлением обратимся к Священному Евангелию, которое только что слышали за Божественной литургией. Два слепца шли за Христом и взывали к Нему: «Господи, Сыне Давидов, помилуй нас». Христос, как нередко это бывало, тем, кто просил у Него исцеления, спрашивает: «Веришь ли, что я могу это сделать?» — «Веруем, Господи». И после Христос исцеляет их и говорит им, что ваша вера вас спасла, но идите и никому об этом не говорите.

Зачем же Христос каждый раз спрашивает того, над кем собирается совершить действо, об их вере? Или, правильнее спросить, а в чем же суть этого вопроса? Это не просто свидетельство о том, что вот, я верю в Бога. Если каждого из нас сейчас спросить — веришь ли ты во Христа? — то полагаю, что каждый ответит не замедляясь: «Верую». Верую — то есть признаю и бытие Божие, то есть знаю о Христе, знаю о Его искупительном подвиге ради меня. Верую — то есть допускаю, что в моей жизни есть Тот, Кто является ее источником, причина всему. Некоторые могли бы ответить на этот вопрос словами, что я верую в некую большую силу, или в некоторый великий разум, который всем управляет. Пожалуй, каждый нашел бы то, во что он верует — независимо от самого себя, во внешнее.

Но вопрос Христа намного глубже, чем свидетельство о том, что наверное, Бог все же существует. Вопрос Христа — веруешь ли? — подразумевает под собой ответ о том, готов ли ты жить своей верой? То есть,  готов ли ты свою веру воплотить в своей жизни, готов ли ты к тем изменениям, которые наступают у человека верующего? Готов ли ты отказаться от своей прежней жизни: от страстей, от привычек, от пороков, от того, что так много наполняет тебя? «Веруешь ли ты» — то есть готов ли ты стать другим. Готов ли ты что-то поменять в своей жизни? Осознаешь ли ты то, что в тебе мешает тебе жить? И можешь ли ты от этого отказаться? Если вопрос задать таким образом, то на него не так-то просто и ответить.

С одной стороны, мы понимаем, что участие Божие в нашей жизни очень важно, чем больше Господь действует в нас, тем наша жизнь лучше. Мы понимаем, что без этой внешней силы, без этой любви Божией наша жизнь может потерять всякий смысл. Мы понимаем, что не все зависит от нас. Мы можем создать самые совершенные механизмы, самые удивительные строения, красивейшие вещи, но и тот, кто их носит, и тот, кто на них смотрит, и тот, кто об этом только мечтает, если каждого из них спросить: что самое главное и самое ценное в твоей жизни? — одинаково ответят: любовь, дружба, преданность, близкие надежные друзья, здоровье. И оказывается, что все эти важные и значимые вещи не зависят от того, что мы можем создать — они даются нам как дар Неба, как подарок; и поэтому мы верим, что таким даром будем облагодетельствованы.

Но готовы ли мы быть благодарными за этот дар? И в чем она эта благодарность? Когда Христос исцелил слепых, то сказал им: никому не говорите об этом. Почему? Но разве не естественно выйти, и свидетельствуя о том, что с тобой только что произошло, начать об этом говорить? Христос сказал им для того, чтобы они, помедлив, в своей душе родили два важных чувства — смирение и благодарность Богу. Чтобы этим молчанием посещения Божия они могли бы эти чувства в себе воспитать. Потому что, если ты будешь думать, что тебе это дано, потому что ты хорош или потому что ты чем-то отличаешься от других, и Бог посетил тебя, и не заметишь со смирением, что это просто милость Божия, на которую нужно ответить благодарностью, то это чудо не будет тебе во спасение. Оно со временем погибнет в тебе, оно не принесет в тебе никакого доброго плода.

Так бывает и в нашей жизни. Иногда мы с таким воодушевлением говорим о том, какие чудеса Господь являл в моей жизни, как Господь посетил меня. И иногда, если не имеем смирения, то начинаем думать, что такое происходит с нами, потому что мы какие-то особенные, потому что мы лучше других, потому что Бог как-то по-особенному нас любит, забывая слова Священного Писания о том, что «где грех, там и благодать Божия преизобилует». Забывая слова Священного Писания о том, что Бог посещает особо только тех, кто так слаб, немощен, низко пал, разбился. Разве можно этим хвалиться? Хвалиться тем, что ты связан грехом, и Бог пришел тебя развязать от этого греха. Это можно принять только со смирением и с благодарностью. Это явление для того, чтобы твоя вера в тебе наконец помогла тебе что-то изменить в своей жизни.

Бог никогда не творит фокусы. Но иногда сам человек желал бы  удивляться чудесам. Тем, чем можно восхищаться, но тем, в чем не нужно нести своей ответственности. Бог если и совершает нечто вне времени, вне наших обстоятельств и законов, то это нечто называется чудом, для того чтобы, нас призвать к изменению собственной жизни. И если посетил нас, это означает, что мое положение настолько горько, что Бог пришел и коснулся меня. Значит, мне есть о чем задуматься, есть, что менять в моей собственной жизни.

И тогда, когда Господь спрашивает нас: веришь ли ты? — мы должны понимать, что ответом на этот вопрос должна стать вся наша собственная жизнь, в которой смирение и благодарность являются основой действа Божия в нас.

Размышляя о сегодняшнем Евангельском чтении и испытывая собственную совесть и собственную жизнь вопросом «а веришь ли ты?», найдем на этот вопрос честный и достойный ответ. И наконец, пусть ответом на этот вопрос будут не наши убеждения, а наши поступки, не наши мечтания, а наши дела.

Милосердный Господь по молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла да дарует всем нам мудрости в духовной жизни, дара смирения и благодарения Ему о Его великих милостях к нам. По молитвам Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии да будем и мы верны Богу и делом, и словом. Аминь.

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 11 июля 2010 г.