РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО), ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКОГО И НЬЮ-ЙОРКСКОГО (+1984Г.) НА 1981-Й ГОД.

«Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог»...

Эти священныя слова, в которых благовествуется великая тайна воплощения Сына Божия, Святая Церковь торжественно возглашает в светлые дни праздника Рождества Христова. В первый раз они слышатся еще задолго до самого праздника, в канун другого праздника — Входа во храм Божией Матери. И этим Церковь уже за-ране начинает готовить своих верных чад к достойной встречи праздника Рождества.

И если святитель Григорий Богослов, говоря о наших великих праздниках, называет их Таинствами — указывая этим на богатство их духовного содержания и на те возвышенныя тайны веры, которыя в них открываются, то, быть может, наиболее всего эта глубокая мысль вселенского учителя приложима именно к празднику Рождества Христова, который так и называется — «таинство странное и преславное». А Первоверховный Апостол Павел, говоря кратко о сущности нашего христианского благовестия, сказал так: «Велия благочестия тайна — Бог явился во плоти»... (1 Тим. 3, 16).

Благословенная ночь Рождества... На вифлеемских полях мирно пасутся стада. Около них — пастыри, «бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем» (Лук. 2, 8). Есть предание, по которому эти смиренные и верующие труженики в тихую ночь беседовали именно о том, когда придет Мессия Спаситель мира. И вдруг — им предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их. Человек не может без трепета и страха встречаться с обитателями горняго мира — пастыри «убоялись страхом великим». Но с чего начал Небесный Вестник свое благовествие? — «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лук. 2, 10). И эту великую, эту священную радость Церковь приняла и хранит, и возвещает своим верным чадам ежегодно в светлые дни Рождества Христова.

Прошло уже почти две тысячи лет... Две тысячи лет возвещается миру Святое Евангелие — и в нем Церковь ежегодно, снова и снова благовествует о Рождестве Христовом и возглашает ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14). — Но слышит ли его современное человечество?..

Когда в святую Рождественскую ночь небо сошло на землю и земля стала небом, ибо на ней явился Бог воплотившейся — по Святому Евангелию, только смиренные вифлеемские пастыри слышали ангельское славословие и поклонились Родившемуся. Весь остальной род человеческий спал глубоким сном, не зная и не подозревая, что совершилось в эту ночь и о чем пели ангелы. А теперь, в наши скорбные и трудные дни — как много людей, которые спят глубоким, непробудным духовным сном и не слышат благовестия Церкви! Они не внемлют ангельскому песнопению — оно не доходит до них. А если оно и донесется до них в храм, то не оставит никакого следа в их душе — она утонула в земной суете и забыла о Небе...

Святые ангелы пели о мире — «и на земле мир»... Воистину так! Ибо пришел на землю Тот, Кого пророк именовал «Начальником мира»; пришел Тот, Кто при прощании со Своими возлюбленными учениками сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Ин. 14, 27). О, если бы, человечество, утерявшее мир, тоскующее о нем и ищущее его, прислушалось к этим словам Начальника мира и задумалось над ними!

Когда верующие христиане видят в наше время отчаянныя попытки и старания сынов и мудрецов века сего создать мир на земле — они вспоминают грозное предсказание пророка: «Нечестивым нет мира — говорит Господь» (Ис. 57, 21)... Нет — и не будет! И жалки все потуги миролюбцев достигнуть внешняго мира! Ведь не напрасно Господь, после слов о том мире, который Он дарует Своим ученикам, добавил: «Не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27).

А Евангелие прямо говорит нам о том, что о внешнем (политическом) мире, которого добиваются мудрецы века сего, Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел мир принести на землю — не Я пришел мир принести, но меч». Поэтому — напрасны упреки тех, кто утверждает, что христианство «не удалось» — обещало людям мир и не дала его. Ибо и ангелы пели в Рождественскую ночь, и Сам Спаситель говорил не о внешнем мире, а о мире духовном, о мире человека с Богом и мире его совести — внутреннем мире. А внешняго мира Господь никогда не обещал, а наоборот, предсказав о войнах и военных слухах, добавил: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец. Ибо возстанет народ на народ и царство на царство...» (Мф. 24, 7).

Разве мы не видим из этих слов с полной ясностью, что того внешняго политического мира, о котором кричат его пропагандисты, на земле не будет никогда!

Мир — ослепленный, обезумевший, запутавшийся в своих страстях и заблуждениях! О, если бы хоть теперь прозрел, увидел свет разума и понял, что служит к миру и спасению твоему! Но увы — это сокрыто ныне от очей твоих, ибо на них лежит непроницаемая пелена суеты и страстей. Из вифлеемских яслей светит Свет богопознания — но ты его не видишь; Тот, Кто благоволил возлежать в этих яслях, зовет тебя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас» — но ты этого спасительного призыва не слышишь и идешь во след своих мудрецов, о которых Слово Божие давно сказало, что они, называя себя мудрыми, обезумели... И все явственнее и явственнее чувствуется в тебе ядовитое дыхание приближения того, кто предстанет пред тобою как полное и страшное воплощение зла, греха и богопротивления...

Когда-то, в первые дни распространения христианства, св. Апостол Петр предостерегающе призывал первых христиан: «Спасайтесь от рода сего развращеннаго» (Деян. 2, 40). Под «родом развращенным» апостол подразумевал как упорных врагов христианства в еврейском народе, так и весь языческий мир, который тогда до крайней степени огрубел и развратился. Ко времени Рождества Христова язычество духовно изжило себя и омертвело, совершенно утратив истинный смысл и понимание жизни. Христианство принесло ему свет разума, и дала новыя силы — язычество духовно возродилось в христианстве.

Но то, что мы видим теперь, в наши дни — несравненно хуже и опаснее того, что было в древния времена. Теперь развратился христианский мир! Развратились христиане, т.е. те, кому Спаситель заповедал быть светом миру, с грозным предупреждением: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?..» (Мф. 5, 13).

Не сбывается ли это у нас на глазах — не превращаются ли нынешние «христиане» в соль «обуявшую»?

Берегись же, верный сын Церкви, этой страшной духовной гибели — спасайся от рода сего развращенного! Вот в эти светлые дни Церковь вспоминает Рождество Христово и славит родившегося Спасителя мира. Стремись же и ты своей верой к яслям вифлеемским, вслед за простыми и чистыми сердцем пастырями и мудрыми волхвами, которые склонили пред этими яслями всю свою мудрость и знания. Принеси Божественному Младенцу свои дары — веру в Него, надежду на Него и любовь к Нему, и тогда в твоей верующей и преданной душе зазвучит чудесное ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»...

25 дек. 1981г. / 7 янв. 1982г.