СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АНАСТАСИЯ (ГРИБАНОВСКОГО), КИШИНЕВСКОГО И ХОТИНСКОГО, В ПОСЛЕДСТВИИ ПЕРВОИЕРАРХ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ (+1965Г.) В ДЕНЬ НОВОГО 1917-ГО ГОДА.

Слава и благодарение Единому Нетленному Царю веков: Он явил нам новое лето своей благости. Из таинственных недр вечности исходит каждый новый год нашей жизни; не удивительно, что он окутан для нас мраком, который мы напрасно стараемся проникнуть нашим взором. Неясныя предчувствия будущего здесь невольно переходят в скрытую тревогу за это последнее, опасения смешиваются с надеждою и жаждою счастья. При виде нынешних грозных знамений времени это чувство достигает особого напряжения. «Что год грядущий нам готовит?» — с тревогою спрашивает себя каждый из нас. Является ли он вестником нового испытующего посещения Божия, новых скорбей и лишений, или он несет с собою масличную ветвь мира исстрадавшейся земле, омытой человеческою кровью и слезами? Будем ли мы снова переживать муки рождения, или для нас расцветает новая жизнь, исполненная красоты и радости победившей правды и мирного созидательного труда?

Не в сие ли время, Господи, Ты устроишь Свое Царство? (Деян. 1, 6), — готовы мы снова вопрошать Провидение вместе с апостолами, но на мне дано разуметь времена и лета, которыя Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7).

Поэтому принесем свою испытующую мысль в жертву Вечному и Премудрому Богу и обрящем покой душам нашим (Мф. 11, 29). Как только каждый из нас скажет с христианским смирением:Отче наш! да будет воля Твоя, — божественный мир вольется в наше сердце, и нас не устрашат более тревожные призраки неизвестного будущего.

Этот небесный мир не оставит вас среди самых тяжких искушений, как не оставлял он мучеников среди неописуемых страданий, как не покидаетон наших героев-воинов среди самых ужасов смерти.

Господь просвещение мое и Спаситель мой, — восклицает духоносный Давид,кого убоюся? Господь защититель живота моего — от кого устрашуся (Пс. 26, 1)? Если это святое упование осенит нас, то мы не убоимся и не смутимся от страха человеческого. Пусть наши враги в дерзновении своей гордыни объявляют себя уже теперь владыками вселенной и определяют границы своих владений от Риги до Гавра и от нашего богоспасаемого града до древних Салоник, — мы верим, что если Бог будет с нами, тослово, еже они возглаголют, не пребудет в них и совет, который они отвещают на нас, разорит Господь. Тем малодушным сердцам, которыя в раскатах непрекращающегося военного грома, невольно колеблющего и почву нашей внутренней жизни, готовы видеть уже признаки приближающегося землетрясения, мы предлагаем помянуть дни древние и поучиться. Обновляя времена и лета, Владыка времен обновляет и самую человеческую жизнь, и иногда как бы творит ее вновь. Наша история не бедна такими примерами. Никогда наша военная мощь не была более ослаблена, общественный и государственный порядок более потрясен и расстроен, как во время смуты и лихолетия, триста лет тому назад. И однако из этой немощи по воле Божией родилась могучая зиждительная сила, из хаоса возник стройный порядок, на котором опирается наше благополучие даже до днесь. Не менее поучительна и священная година 1812 года. Непобедимый, казалось, враг наступил тогда на самое сердце России, но когда Он был на вершине своей славы, для него неожиданно пробил час погибели, тогда как мы из смирения и уничижения поднялись на высоту. Бог еще милостив к нам ныне. Испытуя нас, Он не потребовал от нас всех жертв, какия принесли некогда наши предки или некоторые из наших нынешних союзников.

Посмотрите на благородных бельгийцев и особенно на единоплеменных нам доблестных сербов: у этих людей не осталось ничего, кроме славного имени и непоколебимого желания победить.

Их земля поистине представляет ныне поле, усеянное сухими костями, и однако они надеются, что правда восторжествует и дохнет дух жизни на иссохшия кости, и совокупится снова кость к кости и облекутся оне жилами и плотию и восстанут яко собор мног зело. Эта-то вера одушевляет наших страждущих братьев в их нынешней героической борьбе и делает их великими и непобедимыми. Утвердимся и мы тою же спасительною надеждою. В обновлении сердца вступим в новое лето милости Божией. Да обновится же ныне дух несокрушимого мужества, терпения и упования в каждом из наших доблестных воинов, как и в каждом русском человеке вообще, от старца до младенца, от Царя до простолюдина. Невозможное для человека да соделается возможным силою и могуществом Божиим.

Владыко Господи Боже наш, времена и лета положивый в Своей вечной власти, Ты Сам обнови в сердцах наших дух правый и духом владычным утверди насПошли Духа Твоего и созиждемся и обновится лице земли. Среди нынешней скорби приди к нам благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым (умом и сердцем) прозрениеНарещи лето свое приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия, дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа уныния (Ис. 61, 1-3).