Священник Павел Гумеров.
ВСТРЕЧАТЬ ЛИ НОВЫЙ ГОД?
Приближается
Новый год и следующие за этим праздником
продолжительные выходные. К сожалению, в
это время вся страна без меры пьет и ест, и
единственным отвлечением от застолья для
многих становится просмотр
всевозможных пошлых шоу и "голубых
огоньков" по телевизору. Жизнь
словно бы замирает.
Чтобы понять, отчего в современной России
празднование Нового года возведено
в культ, почему для нецерковных людей этот
праздник стал чуть ли не самым главным праздником
года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.
До Петра I и церковный, и гражданский
календарь в России начинался с 1 сентября.
Церковь и сейчас начинает церковный годичный
круг сентябрем. Петр постановил отмечать
Новый год с 1 января – на западный
манер. Новый год был праздником светским и
приходился на святки – дни после
Рождества Христова. И поэтому не было никакого
греха в череде святочных дней отмечать и
новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.
После революции 1917 года была проведена
еще одна календарная реформа: вместо юлианского был
принят григорианский календарь (новый стиль), так
что празднование Нового года стало
выпадать на конец Рождественского поста.
Поэтому возникла проблема для людей,
соблюдающих духовные традиции: как праздновать
Новый год и праздновать ли его вообще?
Празднование Нового года сейчас
совершается с гораздо большим размахом
и сопровождается большим
пьянством и разгулом, чем в советское
время. Оно и понятно. Сначала советская
власть отняла у людей церковные праздники и
насадила свои, пролетарско-революционные,
которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с
падением советского строя революционные даты
отошли в прошлое, и из прежних праздников
остался практически один Новый год. "А душа,
– как говорил герой В.М. Шукшина в
фильме "Калина красная", – хочет
праздника".
Но незнакомая с духовными русскими традициями душа,
несчастная, лишенная настоящих праздников, думает,
что отмечать торжество можно только пьянством
и безудержным весельем.
Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю,
также связанную с утратой духовных традиций.
Рассказал ее один священник.
Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле
открытку. Рядом в вазе стоял свежий
букет цветов. Это была могила женщины, которая
прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал
открытку. На ней было написано: "Дорогая мамочка!
Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя
помним и очень любим". И этот батюшка подумал:
"Бедные советские дети! У них отняли
веру, отняли Церковь. Они не знают, чего
ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к
смерти". В этом трагедия нашего народа –
в разрыве с традициями, духовным опытом.
Все это было почти полностью сметено бульдозером
более чем 70-летнего атеизма.
Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно,
отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай
советский, а никак не русский
православный. И нужно нам от этой
вредной традиции избавляться и
возвращаться к праздникам настоящим,
христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас,
слава Богу, всегда является
выходным днем, а значит, праздновать его никто
не мешает. Не нужно придавать празднованию
Нового года такое первостепенное, порой просто
мистическое значение. Новый год в
дореволюционной России всегда был
неразрывно связан с Рождеством, просто
этот праздник стоял в череде рождественских
дней, и, конечно, никто его так широко и
торжественно особо не отмечал.
Кстати, интересный факт: в 1920-е годы
большевики боролись с традицией ставить и
украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне
женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже
покойная), вспоминала, как советская
власть вела борьбу с елками как с непременным
атрибутом рождественского праздника. Ведь елку
до революции наряжали перед Рождеством, и на
Новый год она, естественно, уже была в
доме. Так вот, был период, когда елка в целях
борьбы с религией была запрещена. И вновь
разрешили ставить елки уже в 1935 году.
Как же относиться людям православным ко
всеобщему безудержному веселью и
пьянству в новогодние дни? Никого не
следует осуждать, но и самим в этом не
участвовать. Мы готовимся к
Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и
торжественности православный праздник и
будем помнить, что идут дни поста Рождественского,
который мы приносим как наш скромный дар к яслям
родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно,
всероссийская новогодняя феерия порядком
отвлекает нас от поста, создает нам определенные
трудности. Например, в последних числах декабря люди
начинают сметать с прилавков мясо, другие
скоромные продукты и выпивку. В
магазинах и на рынках в это время лучше не
появляться: потеряешь уйму времени и сил.
Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть
из-за взрывов и хлопков петард и
криков празднующих соседей. А у кого-то и в
семье есть любители отметить с шумом приход Нового
года. Но мы знаем, что православным христианам
всегда было непросто и им всегда мешали
праздновать праздники и соблюдать посты.
Вспомним недавнее время, когда в
сам день Рождества далеко не все желающие
могли пойти в храм, если только праздник не
приходился на субботу или воскресение. А так 7
января по новому стилю было обычным рабочим
днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы
сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на
Рождественскую службу.
Некоторые православные люди занимают очень
крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник
бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне
объяснима, ведь Новый год всегда
сопровождается телебеснованием и
пьянством – об этом мы уже говорили.
Однако полностью отрицать Новый год и
видеть в его праздновании один грех
нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество
и бесчинствовать постом. Ведь мы,
православные люди, являемся гражданами
своей страны. И хотим этого или не хотим,
живем по новому, григорианскому, календарю,
строим нашу жизнь и трудовую деятельность по
календарю гражданскому. Например, отправляемся
в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года
по новому, а не по старому стилю. Поэтому не
является грехом проводить старый год,
подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно,
помолиться, вступая в новолетие.
"Благословиши венец лета благости
Твоея!" (Пс. 64: 12). По всем
храмам Русской Православной Церкви
служатся молебны, чтобы мы все имели
возможность попросить у Господа
благословение на год грядущий. Знаете, весьма
заезженная фраза – новогоднее пожелание:
"Как встретишь Новый год – так его
и проведешь" – содержит в себе
немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет
в храм со всей своей семьейи молится за
новогодним молебном, чтобы призвать
благословение и помощь на все свои дела,
и потом за скромной трапезой вспомнить с
благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под
Новый год приходится на субботу, когда Уставом
разрешается даже рыба). А кто-то проведет
новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю)
в телеалкогольном угаре. И получится, как в
одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с
ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле
разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на
свое опухшее, заплывшее, помятое лицо,
говорит: "Так вот ты какой, человек
третьего тысячелетия!" Очень не хочется, чтобы
лицо русского человека третьего тысячелетия было
именно таким. Плохо, неудачно начав
какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в
правильный ритм, колею. И многие, начав год с
пьянки и безделья, усваивают этот стиль на
все последующие месяцы. И наоборот, как гласит
пословица: "Хорошее начало – полдела
откачло": начав год с молитвы, с просьбы
о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не
оставит нас в год грядущий и благословит
наши труды и дела.
Позвольте, я немного расскажу о том, как
обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря
вечером я служу в храме новогодний
молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в
церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы
с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся
у них на даче в Подмосковье и отмечаем
Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии
протодиакон Алексий живет за городом и приглашает
нас с детьми к себе. Семья у него большая –
четверо мальчиков, и детям очень весело
бывает вместе. За городом особенно хорошо
встречать Новый год еще и потому, что в
Москве в новогоднюю ночь заснуть
практически невозможно, а в дачном поселке,
хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так
вот. Обычно мы все вместе
готовим постную трапезу и перед молитвой
"Отче наш" поем еще "Царю
небесный" и "Многая лета". После
этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу,
общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту
ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из
снега пещерки, ставят внутрь свечки и
смотрят, чья свеча будет гореть дольше.
К сожалению, мы поставлены в такие
условия, что в новогоднюю ночь, хочешь
– не хочешь, приходится бодрствовать:
уснуть можно разве что со снотворным и уже под
утро. Поэтому и православные люди
вполне могут посидеть вместе за столом,
поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост
еще не окончен.
В дружеском застолье, общении нет ничего
скверного, и Новый год тоже повод
собраться вместе, подвести итоги, помянуть
былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и
постом. Например, Преображение Господне,
Вход Господень в Иерусалим всегда
празднуются в пост. Но отмечаются они скромно,
по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают
нам возможность подкрепиться перед следующей частью
поста. Конечно, Новый год вовсе не
церковный праздник, но его можно наполнить
духовным смыслом и отметить вполне
по-православному. Хотя можно, конечно,
вообще не отмечать Новый год, ограничиться
новогодним молебном. Это тоже допустимо.
Еще одна проблема: новогодние школьные
каникулы – традиционно время
всевозможных детских елок, утренников и
театрализованных праздников. Как быть с
детьми, можно ли им посещать эти мероприятия?
Обычно большинство новогодних елок
в детских садах и школах проходят еще до
Нового года, до начала каникул. Как правило,
дети бывают задействованы в
постановке этих праздников и поэтому
волей-неволей в них участвуют. Я
не вижу ничего душевредного в детском
утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей
подарков; к тому же, если все дети принимают
участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его
посещать, то они будут чувствовать себя
обделенными. Хотя вполне допускаю, что
современные детские праздники могут содержать
какие-то неприемлемые для православных детей
моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше
уклониться от участия в утреннике. Все детские
мероприятия и праздники желательно посетить до 2
января (когда усиливается Рождественский
пост).
Некоторые "ревнители
Православия" принципиально не
отмечают Новый год 1 января, но празднуют так
называемый "старый Новый год" 14
января, то есть новолетие по старому стилю.
Честно говоря, не вижу в этом никакого
смысла. Ведь наша светская жизнь, а также
жизнь страны и всего мира строится по новому,
гражданскому календарю. А на святки и так приходится
немало праздников: Собор Пресвятой
Богородицы (26 декабря / 8 января), память
преподобного Серафима Саровского (2/15 января)
и, конечно, Обрезание Господне и память
святителя Василия Великого –
в сам день 1/14 января.
Интересно, что в Греции роль
рождественско-новогоднего старца, который
раздает детям подарки, традиционно усваивается
не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в
западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а
святителю Василию. Так как его память
приходится как раз на новолетие. Там он именуется
Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу,
изображается с белой бородой и в красно-белом
одеянии.
Напомню, что Греческая Церковь живет по
новому стилю. Церковный календарь в
Греции совпадает с гражданским, и Новый
год они празднуют уже после Рождества.
Наши города и веси в новогодние каникулы
цепенеют, очень сложно в это время заниматься
какими-то делами вне дома, так как многие
организации прекращают работу. Многих это всеобщее
бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это
время можно провести с пользой.
Современному семейному человеку остается очень
мало времени для общения с семьей. Папы, да и
многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и
времени остается только на то, чтобы покормить
детей, проверить у них уроки и уложить спать. И
время довольно длительных зимних каникул очень
хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно
также заняться изрядно запущенными делами домашними,
навести порядок в доме перед Рождеством.
Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1
сентября, народ не проводил это время в
праздности и безделье. Ведь Россия была страной,
полностью зависящей от сельского хозяйства, а
сентябрь – это время сбора урожая и
подготовки к зимовке. А праздником, к которому
было приурочено окончание полевых работ, был день
празднования Покрова Богородицы (1/14
октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось
много свадеб. Наступало время затишья в
сельских работах до весны, и можно было подумать о
создании семьи.
Как-то я размышлял над новогодними вопросами и
пришел к выводу, что для нашей страны,
конечно, сентябрьский Новый год являлся самым
правильным. К сентябрю заканчивается годичный
природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и
природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы
весной вновь ожить для нового
плодотворения.
Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если
в семье есть невоцерковленные
родственники (иногда почти вся семья
невоцерковлена), которые любят отмечать
Новый год пышным застольем и не мыслят
новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть
их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное
течение поста?
Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно
найти золотую середину, чтобы и не обидеть
родственников, не поссориться с ними, но и не
повредить себе.
Представим, что какой-нибудь человек,
православный христианин, живет с
ближайшими родственниками в одной
квартире (а ведь очень часто бывает, что
и в супружеских парах одна половина
верующая, а другая нет), и его нецерковные
родные хотят отметить Новый год, "чтобы
все было как у людей". С салатом оливье,
холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной
выпивкой. И, разумеется, главным
украшением стола в Новый год, как когда-то
заметил почтальон Печкин, для них является
телевизор. Что же, верующему человеку
забиться в самый дальний угол, демонстративно
отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из
евангельской притчи, повторять про себя:
"Я не таков, как прочие люди, грабители,
обидчики, прелюбодеи…"? Нет, это будет не
по-христиански. У апостола Павла есть такие
слова: "Мы, сильные, должны сносить немощи
бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен
угождать ближнему, во благо, к назиданию" (Рим.
15: 1–2). Конечно, все это очень непросто.
Христианин, имеющий нецерковных
родственников, находится как бы на
передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что
привести их к Богу мы можем только любовью и
молитвой за них. Люди они немощные, как
говорит апостол, "бессильные", значит,
нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать
радость православных праздников, а
кому-то еще нет. Остается им только
посочувствовать. Итак, что же нам
делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по
возможности соблюдая пост (можно заранее помочь
родственникам в приготовлениях к
празднику и сделать пару постных салатов), греха
в этом не будет. Также, подняв бокал с
шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за
все, что было в уходящем году. Ведь
христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от
духовных вопросов, вполне может
как-то одухотворить это празднование. Сказать
людям о настоящем смысле празднования
новолетия, побеседовать о грядущем
Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас
просто разучились праздновать, даже не умеют
говорить нормальные пожелания и тосты.
Светские праздники – это зачастую сплошное
празднословие и "перемывание костей"
ближним.
Конечно, некоторые православные сочтут и
выпитый бокал шампанского в новогоднюю
ночь грехом, но, например, когда я учился в
семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли
в столовую на ужин (естественно,
постный), где братии также предлагалось
"утешение" – бокальчик шампанского.
Отмечая Новый год с нецерковными
близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно
необязательно просиживать за столом всю ночь и
до конца участвовать в шумном
веселье. Отдав дань уважения
близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы
отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.
Кстати, похожее предписание мы находим в
канонических правилах для священников.
Когда на свадьбе веселье уже переходит
известную меру и начинаются всевозможные
пляски, в которых недопустимо принимать участие
священнослужителю, каноны предписывают батюшке
откланяться и уйти с торжества. Но при этом не
сказано, что священник должен обличать гостей и
призывать всех к порядку.
Если родственники не очень возражают
против вашего отсутствия в
новогодний вечер, возможен такой
вариант: пойти в гости к
православным друзьям и отметить Новый
год с ними.
Есть еще один выход, но он приемлем в
основном для жителей Москвы. В нашем
стольном граде уже не один год в нескольких приходах
существует такой обычай: в ночь с 31 декабря
на 1 января служится ночная служба. К литургии
обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и
Евангелие из новогоднего молебна. Знаю,
как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский
монастырь, также храм Живоначальной Троицы
в Хохлах и Николо-Перервинский
монастырь. Вообще многие православные
стремятся встретить наступление Нового года
молитвой.
Некоторые священники специально ставят себя
в богослужебное расписание 1 января.
Весьма символично, что 1 января по
новому стилю – память святого мученика
Вонифатия. А 2 января – день памяти
святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Обоим этим святым молятся за страдающих от
недуга пьянства. Помолимся и мы о тех
несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в
Новый год. А для многих такое
"празднование" оканчивается в
больнице или морге. В новогоднюю ночь в
России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще
большее количество остаются калеками, на всю
жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за
обморожения.
Желаю всем посетителям сайта в
новом году быть всегда с Богом, и
Господь не оставит нас! Самое плохое
происходит, когда человек отходит от Источника
Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется
пожелать всем не каких-то земных благ, а самого
главного: мира и любви в сердцах и
семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и
любовь, они счастливы.
И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и
после Нового года будет продолжаться еще шесть дней,
а в последние пять дней, даже в
воскресный день, он станет строже – не
благословляется вкушение рыбы.
Православные знают: конец поста часто
сопровождается немалыми искушениями.
Происходит это потому, что падшие духи хотят
посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста,
вовлекая в ссору или искушая предаться
печали и унынию. К тому же, условия для этого
весьма благоприятные. К концу поста христианин может
ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь
пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то
самоуверенностью и пользуются бесы. Как
говорится, "не говори "гоп!”,
пока не перепрыгнешь". Так что будем на чеку, и дай
нам всем Бог сил пройти остаток пути без
преткновения и с радостью встретить
Рождество Христово!