СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ ГУТОРОВА В НЕДЕЛЮ 30-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.


 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! 

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, вновь слышали удивительное евангельское повествование, благовествующее нам о пытливом юноше, который приступил ко Христу и вопрошал Господа о том, что ему делать, дабы наследовать вечную жизнь. Подчеркиваю и повторяю, что не единожды в году мы слышим это евангельское повествование, но объяснением тому, как мы с вами всегда говорим и объясняем, является, прежде всего, важность и непременность того, о чем идет речь в евангельском отрывке, который положен за той или иной Божественной Литургией. Это некий лейтмотив того настроения, того внутреннего состояния, которое каждый из нас должен принять в свое сердце, не просто благочестиво выслушать то или иное поучение, а, самое главное, принять его к своей собственной жизни, чтобы научиться от этих премудрых словес, которые Господь обращает к нам к тому, чтобы мы с вами их не в туне, не даром, не в праздном каком-то сотрясении воздуха воспринимали, а прежде всего в подражании тому, как должно спасать свою душу.

Неслучайно в Евангелии Господь говорит: блюдите, внимайте, как вы слышите, потому что от того, что обращено к нам и от того, как мы это слушаем, мы либо оправдаемся, либо будем осуждены, потому что словеса, которые Господь обращает к нам, они, повторяю, должны касаться глубин нашего сердца и самой нашей жизни. Поэтому вновь и вновь Церковь говорит нам о том юноше и о том весьма и весьма не праздном вопросе, которым он задается. Мы уже как-то говорили с вами о том, сколь похвально поведение этого богатого молодого человека. Далеко не всякий человек, преуспевающий, начальствующий и имеющий какое-то состояние, заботится именно этим самым главным и основополагающим вопросом в жизни: что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь? И мы видим, что это не только какая-то поверхностная легкомысленная бравада, потому что Господь обращается к этому юноше и говорит: ты спрашиваешь Меня о том, что тебе делать, чтобы спастись, чтобы наследовать вечную жизнь? И отвечает ему: соблюдай заповеди; на что юноша с некоторой поспешностью отвечает и говорит: какие заповеди? И тогда Христос перечисляет ему практически все основные заповеди, которые некогда Бог даровал Моисею.

Обращаясь к этому юноше, Он говорит о самых грубых, о самых страшных грехах, перечисляя ему эти заповеди, говоря: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, чти отца и матерь твою и т.д. Этот юноша с готовностью и даже как бы с неким ожиданием этих слов поспешно отвечает Господу: все это я исполнил от юности своей, все это я выполнил. Т.е. это не просто хвастовство, хотя, конечно, можно в этих словах найти элемент какого-то хвастовства, но вместе с тем этот юноша не лукавит, он не лжет, он не обманывает, он действительно старался все, что сказано в законе Божием, выполнить, и это, безусловно, заслуживает похвалы, тем более в столь юном возрасте.

Но Господь, перечисляя ему эти заповеди, предуготавливает его сердце к более совершенному подвигу. И когда этот юноша сказал, что он все это выполнил, наверное, он ожидал какой-то особой похвалы от Господа, наверное, он считал, что Господь ему сейчас скажет: ну что ж, раз ты все это выполнил, поступай и впредь также, будь таким же, каким ты стал. Т.е. он чаял какой-то похвалы, но вместе с тем, понимал и в глубине своего сердца осознавал, что этого отнюдь не достаточно, потому что все он вроде старался выполнить и сделать, но чего-то еще не хватало его совестливому сердцу.

Тогда Господь говорит: если ты хочешь быть совершенным, то все свое имение, все, чем ты обладаешь, продай и раздай нищим и следуй за Мною и ты будешь иметь сокровище на небесах. И вот тогда юноша споткнулся об эти слова Христа и опечалился, услышав их. Вероятно, он думал что-то другое услышать, а здесь Господь его призывает к совершенно невероятному и, как для него казалось, непосильному послушанию и подвигу. Тогда этот юноша, отступив от Христа и погрустнев заметно, стал удаляться от Господа, и Господь, глядя во след этому удаляющемуся юноше, сказал ученикам Своим: как трудно уповающим на богатство войти в Царство Небесное, легче верблюду пройти сквозь угольное ушко.

Мы тысячу раз с вами говорили, обращая внимание насколько удивительно то, что Господь приводит две такие совершенно противоположные и даже взаимоисключающие величины: верблюд как некое неповоротливое, очень громоздкое существо и вместе с тем какое-то маленькое игольное ушко. Насколько невозможно представить, чтобы верблюд со своими неповоротливыми горбами способен был проникнуть сквозь это ничтожно малое игольное отверстие. Повторяю, и мы с вами говорили об этом не единожды, что есть совершенно разные возможные объяснения этому евангельскому месту, вплоть до применения к географическому месту.

В частности, в Иерусалиме есть или, по крайней мере, были такие ворота в городской стене, которые так и назывались игольное ушко, куда невозможно было пройти верблюду. В пору земной жизни Спасителя Иерусалим был крупным торговым городом, и когда день склонялся к вечеру,  городские ворота закрывались, и всем этим вьючным животным невозможно было пройти внутрь города и они оставались на ночлег за стенами Иерусалима. Правда было вот такое небольшое отверстие, которое и называлось игольное ушко, куда только мог лишь человек протиснуться, чтобы не оставаться на ночлег вне стен города. Возможно, это является определенным объяснением того, почему Господь приводит это в качестве примера.

В любом случае мы видим с вами человека, который все свое упование полагает на богатство, на мирское, на земное, и ему невозможно войти в Царство Небесное, потому что все это он считает своим собственным достоянием. Удивительные слова произносят многие из святых угодников Божиих, они объясняют нам, что на самом деле является нашим с вами достоянием здесь на земле. Святоотеческая мысль говорит нам с вами, что то, что нам на самом деле принадлежит, и чем мы имеем право обладать это то, что мы раздали нищим, это наше богатство, этим мы можем обладать по праву, все остальное останется здесь.

Вчера Церковь праздновала память преподобного Антония Великого, великого подвижника благочестия. Церковь обладает величайшим и неисчислимым количеством святых угодников Божиих, которые предстоят Престолу благодати, но Церковь немногих называет великими, и в числе этих немногих святых угодников Божиих, именуемых великими, Антоний по праву является великим и именуется так. День его святой памяти еще совершенно близок к нам, поэтому я позволю себе несколько слов сказать и о нем, поскольку он был юношей, подобным тому, о котором сегодня речь идет в Евангелии.

Его родители оставили ему в наследство большое богатство, а сами скончались, и он, будучи еще совершенно незрелым человеком, стал обладателем огромного состояния. Однажды он пришел в храм в тот самый момент, когда читалось именно это, сегодняшнее евангельское повествование, и он, со вниманием слушая эти словеса, воспринял слова Господа так, как если бы они к нему были бы обращены. Юный Антоний, тоже заботясь этою мыслью, слышит слова, которые он услышал в Евангелии и ответ на эти слова в устах Спасителя: если хочешь быть совершенным, раздай все свое имение нищим и следуй за Мною. Вняв этому голосу, как голосу с Неба, обращенному именно к нему, он буквально поступил по этому евангельскому глаголу, пошел и продал все, чем обладал, раздал щедрую милостыню и ушел в пустыню, из которой никогда не выходил, прожив в ней 85 лет.

Но справедливости ради надо все-таки сказать, что дважды он все же выходил из этой пустыни. Один раз, услышав о том, что лютые гонения вновь возобновились на христиан, он вышел из пустыни с желанием умереть за Христа, но Господь судил ему иной путь, и он не умер от пыток и меча палачей, гнавших христиан, и вновь затворился в пустыни. Спустя несколько десятилетий до него дошла весть о том, что еретики, которые будоражили своими нечестивыми учениями Церковь, стали ссылаться на его имя, спекулируя его авторитетом, что, дескать, Антоний так учит и Антоний велит так поступать. Услышав об этом, он вновь вышел из этой пустыни и обличил на соборе нечестивую ересь, которая прикрывалась его именем и его боговдохновенным авторитетом. Всего два раза, повторюсь, выходил он из пустыни, а находясь там в течение почти что целого века, он претерпевал не только скорби, но и величайшие откровения от Господа, потому что все его существо пленилось самой главной целью — быть со Христом и стать наследником вечной жизни.

Именно к великому Антонию приходил другой подвижник благочестия, впрочем, к нему многие приходили, но один из них стал весьма известен в мире духовном, это был уже зрелых лет человек, которого звали Павел. Он настолько превзошел степень простоты, чистоты и искренности, настолько был чист и прост, что Церковь знает его под именем Павла Препростого. Он был обыкновенным мирским человеком, неграмотным крестьянином, он был женат, имел семью, а овдовев, озаботился тою же самою мыслью: Господи, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Слава об Антонии Великом была велика, и он нашел Антония в пустыни, пришел к нему и спросил, говоря ему: отче, научи меня молиться. И тот начал учить этого неграмотного, уже исполненного зрелости человека и начал его обучать первой строчке святой благословенной Псалтири: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых».

Эти слова настолько покорили Павла, что когда Антоний попытался далее читать Псалтирь, он сказал: стой! подожди, мне нужно это понять, я не могу вместить своим существом и своим умом, и своим сердцем, что значит: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых», позволь мне возле тебя здесь ходить и размышлять о том, что это означает, а если я буду чего-то не понимать, то буду к тебе возвращаться и спрашивать. На том и порешили, и Павел ходил вокруг убогой кельи Антония, так же беспрестанно повторяя эти удивительные, пленившие его слова Псалтири: что значит «блажен муж иже не идет на совет нечестивых?» Так он ходил, бродил, подходил, что-то спрашивал, потом удалялся и, в конце концов, ушел, так что Антоний потерял его из виду. Он вернулся к Антонию через двадцать лет и сказал: отче, я понял, что означают эти слова «блажен муж иже не иде на совет нечестивых». А Антоний увидел в нем совершенно другого человека, не в том смысле, что годы наложили свою неотъемлемую печать на лицо этого человека, но в другом, совершенно ином смысле, что Павел стал иным, новым человеком, евангельским человеком, который стяжал в себе непрестанную молитву и непрестанную память о Боге.

Святые отцы говорят нам, что если мы действительно хотим быть последователями Христа, если мы действительно хотим не по слову, а по жизни своей называться христианами, мы должны себя называть и чувствовать, и осознавать учениками Христовыми. А что означает ученик? Это тот, кто всегда учится, всегда вопрошает, кто готов к ответу своего учителя, и мы с вами, дорогие братья и сестры, должны всегда внимать тем Божественным глаголам, которые Господь обращает к нам. Я думаю, нам трудно вместить в себя Бога так, как это сделал преподобный Антоний Великий или его ученик преподобный Павел Препростый, как сделали многие и многие святые угодники Божии, но вместе с тем, и сегодня эта мысль уже звучала, все то, о чем мы с вами слышим в Церкви, это не какие-то абстрактные, отвлеченные рассуждения. Сегодня и вы, и я, и каждый из нас слышит то, что Бог нам с вами говорит, но как мы к этому отнесемся, как мы способны будем вместить это в свое сердце?

Наше православное богослужение премудро изложено так, чтобы та основная мысль и главная идея сегодняшнего дня, сегодняшней Божественной Литургии, которую можно выразить именно евангельским обращением ко всем и к каждому из нас, присутствовала в нашем сердце в течение хотя бы того времени, когда мы вновь придем с вами в Церковь, чтобы, подобно Павлу Препростому, могли в течение этой седмицы размышлять и думать, и задаваться вопросом, обращая его к Богу и говоря вслед за тем юношей евангельским и вслед за преподобным Антонием и преподобным Павлом Препростым, что нам сделать, чтобы наследовать вечную жизнь.

Ведь невозможно успокоиться лишь на том, чего мы достигли и чем мы обладаем, и что мы имеем. Иногда человек как бы успокаивается: я хожу в Церковь, я читаю утреннее и вечернее правило, то, что мне священник говорит на исповеди, я пытаюсь как-то исполнять и этому следовать, я регулярно стараюсь исповедоваться и причащаться. И это более чем похвально,  но иногда человеку кажется, что он достиг некоего совершенства, некой духовной стабильности, и ему вполне этого достаточно. Невозможно так мыслить и невозможно так рассуждать, поэтому Господь посылает нам какие-то жизненные переживания и скорби, и невзгоды, и болезни, чтобы все это нас более и более нудило к совершенствованию.  

Сегодняшнее евангельское повествование столь многогранное, столь многоликое, что каждая из этих граней, затрагиваемых сегодняшним евангельским чтением, заслуживала бы вполне самостоятельного разговора, но это, наверное, невозможно и физически, это невозможно и умственно, потому что вместить в себя всецело то, что говорит нам Господь мы, конечно же, неспособны, это невозможно. Поэтому, дорогие мои, ограничимся тем, с чего начинается сегодняшнее евангельское чтение, и как можно чаще будем говорить себе и говорить Богу: Господи, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? И зная, в конечном счете, ответ на этот вопрос из уст Самого Спасителя, Который сегодня же нам всем во всеуслышание эти слова произносит и говорит, и опытом тех святых угодников Божиих, которые жизнью своею это засвидетельствовали, будем следовать их святому примеру, чтобы поистине достичь той неизреченной, небесной, ни с чем не сравнимой радости Царствия Небесного, которую Бог уготовил любящим Его прежде сложения мира.

Той радости, которую сердце человеческое неспособно вместить в себя, той радости, о которой апостол Павел говорит, что ухо не слышало и око не видело и которую Господь дарствует всякому верному Ему сердцу, чтобы нам всем, дорогие мои, удостоиться ее во веки. Аминь.

2016 г.