ИКОНОГРАФИЯ ПОСВЯЩЕННАЯ БЛГВ. КН. ИГОРЮ КИЕВСКОМУ.


ИКОНОГРАФИЯ ПОСВЯЩЕННАЯ
БЛГВ. КН. ИГОРЮ КИЕВСКОМУ.


По материалам статьи из т. 21 "Православной энциклопедии", 2009 г.

     В состав Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30., кон XV в.) вошли миниатюры, иллюстрирующие военные походы Ольговичей 1135-1136 гг., в числе которых участвовал Игорь Ольгович (Л. 166-168 об., 169 - вверху), под 1142 г. помещена миниатюра с изображением похода Игоря Ольговича на Переяславль (Л. 172 об.-внизу). История поражения Игоря Ольговича открывается миниатюрой под 1146 г., где показано бегство войск князя и его брата от Изяслава (Л. 175) и изображение заточения Игоря Ольговича в Выдубицком монастырере (Л. 176 - внизу), продолжается под 1147 г. миниатюрами о попечении кн. Владимира Мстиславовича о судьбе Игоря Ольговича (Л. 178-179), прошением Игоря Ольговича о постриге и его пострижением еп. Евфимием Переяславским (Л. 177) и завершается сценами надругательства киевлян над телом князя-инока ("...поворзоше за нозе, волокоша сквозе Бабин торжок до Святое Богородици") и перенесения его останков с торга в церковь арх. Михаила (Л. 179 об.). Сцена пострижения Игоря Ольговича представлена также в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. (Голицынский том - РНБ. F.IV.225. Л. 140, 188 об.) отражают события, связанные в частности с воеными действиями в отношении Переяславля: попытка Игоря Ольговича сесть на княжение (Л. 76 об.); и его поражение (Л. 77).
    По описаниям иконописных подлинников XVIII - 20-х гг. XIX в. под 5 июня И. О. "ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаи, как поп, носил долги, брада же узка и мала, прилежно уставы иноческие хранил, погребен в монастыре святаго Симеона... и облечен в одежды монашеския" (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 361-362), "рус, брада подоле Николины, власы просты, риза преподобническая" (РНБ. Погод. № 1931. Л. 165 об.). В руководстве для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что Игорь Ольгович "типа русскаго, средних лет; ростом средний; телом сух, лицом смугл, у него малая и узкая борода, волосы разсыпаны по плечам; одежды монашеския, на голове схима" (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 306).
    Изображение Игоря Ольговича как седовласого князя с непокрытой головой помещено в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. № 13; наименован как "брат Всеволодов") и его копиях нач. 70-х XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. № 4047). Образ Игоря Ольговича был введен в ряд композиций генеалогического древа российских вел. князей, царей и императоров: роспись 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве, стенопись свода парадных сеней ГИМ (выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова), гравюры и литографии XVIII-XIX вв. с изображениями родословных таблиц рус. государей (напр. в ГЛМ, см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 239). Фигура Игоря Ольговича занимает отдельное клеймо на иконе "Образ всех святых Российских вел. князей, княгинь и княжон рода царского" (60-е гг. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - в монашеском одеянии, со сложенными крестообразно на груди руками с крестом. Святой написан в верхнем ряду на иконе Божией Матери "Знамение" с собором блгв. князей и княгинь Всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. на московской фирме Оловянишникова (ГЭ).
    Условный портрет Игоря Ольговича встречается на гравюрах и литографиях, сюжетное изображение (в доспехах, на коне) - на литографии по рис. Б. А. Чорикова, ок. 1836 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах / Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1). Образ Игоря Ольговича включался также в монументальные программы убранства храмов, в частности, в стенописи храма Христа Спасителя он изображен в академической манере рядом с блгв. кн. Константином Муромским в приделе во имя блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. Фартусов по эскизам Н. А. Лаврова). В составе Собора русских святых Игорь Ольгович (средовек в княжеском одеянии, с крестом в деснице, левая рука на рукояти меча; надпись: "Сты(й) Игоръ Кiев(с)") показан в центральной части 2-го ряда на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ).
    Игорь Ольгович в куколе, с небольшой седой бородой, представлен в группе Черниговских чудотворцев на иконах "Все святые, в земле Русской просиявшие" письма мон. Иулиании (Соколовой): 1934 г.- келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве и др.). Сохранилась прорись (образец для иконописного кружка) 70-х гг. XX в., сделанная мон. Иулианией (собрание иконописной школы МДАиС), на к-рой И. О. изображен прямолично по пояс, в княжеском плаще и шапке с орнаментами, с крестом в правой руке, с густыми волосами и маленькой редкой бородой.
    Современная иконография Игоря Ольговича достаточно разнообразна и основана преимущественно на текстах подлинников. Неск. единоличных поясных изображений благоверного князя в схиме исполнено в иконописной школе МДАиС в византийской и древнерусской стилистике: икона 90-х гг. XX в. (средовек с вьющейся, раздвоенной на конце бородой, в куколе, с крестом в правой руке), образ 2005 г. работы В. С. Глазовской (святой с небольшой округлой бородой, десница раскрыта ладонью). На иконе, написанной ок. 2005 г. в Москве, Игорь Ольгович с едва заметной бородкой, в мантии и округлом куколе, со свитком в руках; на совместном изображении со св. Еленой (ок. 2007) - в рост в небольшом повороте вправо, в княжеских одеждах и шапке, с крестом в деснице и мечом в левой руке, русые волосы прядями ниспадают на плечи. Существуют и др. варианты современных икон святого в княжеских одеждах, с крестом (в т. ч. в технике шитья).

    Литература: Снегирёв И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. III; Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 364-365, 368-370; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 118-119; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239.

Э. П. И.

17 июня 2010г.

www.sedmitza.ru