ПРЕПОДОБНЫЕ ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ (IV-V).


ПРЕПОДОБНЫЕ ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ (IV-V).

     Память 4 апреля (22 марта по церковному календарю), 12 июня (31 мая по церковному календарю) и 16 августа (3 августа по церковному календарю).
    Преподобный Исаакий Далматский жил в 4 веке. Православную Византию в то время раздирали ереси, которых было множество: одни еретики учили, что Святой Дух не есть Бог, или что Лица Святой Троицы не единосущны; другие - что Сын Божий не рожден от Отца, а сотворен; были еретики, называвшие Духа Святого ангелом, или рассуждавшие по своему разумению, что Отец, Сын и Дух есть одно лицо; была также ересь о том, что конец мира означает и конец бытия; иные учили, что Христос был просто человек, а иные, что Христос воспринял тело и душу, но не дух человеческий, отрицая в Нем человеческую волю и само Богочеловечество. В годы царствования императора Валента, ревностного сторонника ереси Ария, осужденной еще на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, начались преследования православных, закрывались и разрушались храмы.
    В такое трудное для Церкви Христовой время преподобный Исаакий подвизался в пустыне, совершая подвиги поста и молитвы и храня в чистоте учение апостольское. Но, узнав о гонении на Православие со стороны принявшего ересь императора, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать православных и укреплять их в вере.
    В это время варвары - готы, жившие на Дунае, пошли войной на Византийскую империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, открой храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество о гибели императора в случае его отказа. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, на дне которого было болото, выйти из него было невозможно. Но Бог спас Исаакия от такой кончины и дал ему сил и дерзновения догнать войско императора, чтобы еще раз попробовать вразумить его чрез явное чудо своего спасения. "Ты хотел погубить меня, - говорил Исаакий императору Валенту, - но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору схватить Исаакия и держать в заключении до своего возвращения.
    Скоро сбылось пророчество святого Исаакия. Готы победили и начали преследовать византийское войско. Император вместе со своим военачальником во время бегства укрылся в сарае с соломой, наступавшие язычники подожгли его, и Валент, как и предсказывал преподобный Исаакий, погиб в огне. После того, как известие о гибели императора дошло до Константинополя, преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий, он, по совету тех самых Сатурнина и Виктора, которые были свидетелями пророчества преподобного Исаакия, призвал к себе старца, встретил его с великой честью и просил его святых молитв. Император Феодосий изгнал из Константинополя ариан, возвратил храмы православным и созвал Второй Вселенский Собор.
    Преподобный Исаакий хотел вновь удалиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его своими молитвами от внутренних и внешних опасностей. В предместье Константинополя они построили для старца жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого впоследствии стал называться и монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, и, возможно, при жизни успел побывать на Втором Вселенском Соборе, бывшем в 381 году в Константинополе, где стал свидетелем общецерковного осуждения арианства и других ересей и провозглашения православного Символа веры. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и множество других Отцов и Учителей Церкви. Тогда и было довершено создание Символа веры, начатое на Первом Вселенском Соборе. В Царьграде в Символ веры были включены еще пять членов: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена. Несомненно, что в таком важном для Церкви событии должны были участвовать по возможности все самые авторитетные Отцы, одним из которых был исповедник игумен Исаакий. Память Исаакия Далматского празднуется в Православной Церкви трижды в году: 4 апреля, 12 июня и 16 августа по новому стилю.
    В честь святого преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге построен и освящен величественный Исаакиевский собор.
    История появления в городе святого апостола Петра церкви, освященной в честь преподобного Исаакия, начинается почти с самого основания города государем Петром Первым. В 1706 году на верфях Адмиралтейства трудились уже более 10 000 человек, а церквей рядом с Адмиралтейством тогда не было, и мосты через Неву еще не были наведены. К тому же много времени отнимал переезд на другой берег Невы - в собор Петра и Павла, для принятия присяги флотскими чинами. Государь Петр Алексеевич распорядился в короткий срок устроить церковь, и она была создана за три месяца под руководством графа Апраксина. Это был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 на 18 метров. Освятили церковь в 1707 году в честь святого покровителя государя - святого Исаакия Далматского, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В этой церкви Петр в 1712 году венчался с Екатериной. С 1723 года по специальному указу императора моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства должны были принимать присягу только в Исаакиевской церкви.
    Второй храм Исаакия Далматского был заложен уже в 1717 году, он должен был быть построен в стиле Петропавловского собора, однако место для строительства было выбрано неудачно, затем строительству помешал пожар, случившийся от удара молнии в 1735 году, так что этот храм пришлось разобрать. Третий Исаакиевский храм строился в царствования Екатерины Второй и Павла Первого, а освящен был в 1802 году. Но этот храм плохо переносил погодные условия Петербурга и вскоре стал нуждаться в серьезном ремонте, к тому же архитектор Ринальди его так и не достроил, уехав из России после смерти императрицы Екатерины, и первоначальный проект не был воплощен. Достроенный по проекту архитектора Бренны храм не очень удачно вписывался в парадный вид столицы начала 19 века, и император Александр Первый решился на новое строительство. Из множества вариантов он выбрал проект Огюста Монферрана - никому не известного архитектора, только что приехавшего из Франции. Однако долгое время - с 1817 по 1825 год Монферрану пришлось усиленно работать над доработками проекта и отстаивать его в глазах общественного мнения, что давалось ему с большим трудом. В конце концов Монферран отстоял свое право строить в Петербурге одно из крупнейших купольных сооружений мира.
    Собор стоил огромных денег, и здесь большую роль сыграла воля государя Николая Павловича, выделившего большие средства, однако освящался Исаакиевский собор уже после его смерти - в 1858 году.
    Исаакиевский собор был кафедральным собором Русской Православной Церкви до 1922 года - когда начались репрессии, направленные против Церкви, аресты духовенства, изъятие церковных ценностей и провокационная деятельность обновленцев, сотрудничавших с богоборческой властью. Из Исаакиевского собора изъяли около трех пудов золота, ста сорока пудов серебра и около восьмисот драгоценных камней. Всю церковную утварь новые власти оценили на вес, и подобно тому, как сегодня воры сдают украденное в пункт приема цветных металлов, распорядились украденным из кафедрального собора и его осквернители. Духовенство Исаакиевского собора было арестовано и уничтожено. Храм был передан обновленцам, а в 1928 году и вовсе закрыт. Участь обновленческих священников также была трагической. В 1931 году в оскверненном соборе устроили антирелигиозный музей, а впоследствии храм существовал в качестве пустующей архитектурной декорации - слишком величественной, чтобы ее взрывать.
    В настоящее время богослужение в Исаакиевском соборе разрешается проводить только несколько раз в году. И несмотря на десятилетия, которые эта святыня прожила в качестве музея, архиерейская служба в кафедральном Исаакиевском соборе и в наши дни производит едва ли не столь же сильное впечатление, как в день его освящения, когда в нем пел хор из тысячи двухсот певчих, совершалось торжественное богослужение - в присутствии императора Александра Второго и всего Двора. Вокруг храма стояли парадные войска, и ликующие толпы народа вливались в крестный ход, шедший из храма к другой святыне Петербурга - храму Казанской иконы Пресвятой Богородицы.


www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=131