СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА ИЛЬЕНКО (+1989) В 9-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.


СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА ИЛЬЕНКО (+1989) В 9-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.  

 

В сегодняшнем евангельском разсказе о хождении Господа нашего Иисуса Христа и апостола Петра по воде остановим наше внимание на колебании веры в душе апостола и причине этого колебания. Видя Господа, идущего по морю, ап. Петр тотчас поверил, что и он может ходить по воде. Поверил и пошел! Но видя сильный ветер, усомнился; место веры в душе его заступил испуг, страх смерти, и он начал тонуть. Утопая, апостол снова являет нам свою веру, ибо его крик: «Господи, спаси меня!»— это крик веры, крик твердой надежды на помощь Божию.

Чтобы лучше понять причину колебания веры апостола, обратим наше внимание на следующия слова Евангелия: «Ап. Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу.»Значит, когда ап. Петр вышел из лодки и пошел по воде, то его взор был обращен не на воду, по которой он шел, а на Господа Иисуса Христа. Апостол видел одного Господа! Все остальное: и ветер и волны и даже столь необычайное, как ступание по зыбкой влаге, было вне поля его зрения, он их не замечал. Оттого и вера его в этот момент была крепка, и он не боялся ни воды, ни ветра.

Испугался же ап. Петр, когда отвратил свои взоры от Господа. А как только отвратил, так тотчас же увидел разбушевавшуюся стихию, тотчас же и вера его стала умаляться, ослабела, заколебалась, ее сменил испуг, и апостол стал тонуть.

Когда же закричал: «Господи, спаси меня!»то, несомненно, снова взорами и всей душой обратился к Господу — был спасен.

Итак, колебание веры происходит в душе апостола, а внешним признаком и, даже можно сказать, причиной, рождающей маловерие, является то, что взоры апостола не всецело обращены на Господа: когда они обращены к Господу и видят Его одного, — в душе вера, и он ходит по воде. Когда же они смотрят на воду, то в душе — испуг, и он начинает тонуть.

Из этого рассказа можем вывести общий закон жизни христианской: когда взоры наши духовно-телесные всецело обращены к Господу, то вера растет и крепнет, и не страшны тогда никакия опасности. Наоборот, когда они редко встречаются с Господом, а больше обращены на мир и его стихии; когда кто редко в обычном течении жизни своей вспоминает о Боге, у того в минуту трудную, в часы опасности, особенно смертельной, в душе не бывает веры, а на устах — молитвы. Животный страх сковывает тогда всего человека, уста его не могут произнести имени своего Спасителя, рука не в состоянии изобразить спасительного креста. Человек гибнет.

Будем же помнить закон духовной жизни, что постоянная память о Боге и видение лика Его укрепляют веру и спасают в минуту опасности.

Я всегда радуюсь, видя вас в храме и зная, что в каждом доме у вас есть святые иконы. Только бы вы чаще на них взирали, только бы вы чаще пред ними молились! Икона — это благословение Божие, святыня, это — место встречи наших взоров и нашей души с Господом. Если таких встреч у нас будет много в течение жизни, то мы спасены. Аминь.