БЕCЕДА СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (ВЕНИАМИНОВА), МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО (+1879) НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, И ИЗБАВЛЕНИЯ РОССИИ ОТ НАШЕСТВИЯ ГАЛЛОВ.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11).

Наконец, сень гаданий прешла — явилась истина; прошла долгая ночь ожиданий и проклятий, воссиял ясный и кроткий день спасения: явился Тот, Кого ожидали несколько тысячелетий и Кого прообразовала вся Ветхозаветная Церковь; приходит Тот Мессия, Которого Милосердый Бог обещал Адаму и Еве послать, дабы сокрушить власть демона и возвратить им первобытное блаженство. Рождается Спаситель, дабы спасти человека, заблуждшего в пустыне страстей и непроходимых дебрях беззаконий. Рождается Избавитель, дабы избавить человека-грешника от гнева Правосудия Божия. Рождается Пастырь, дабы собрать расточенных овец Своих во едино стадо и упасти их под сению Закона Благодати. Рождается Агнец, заколенный прежде сложения мира, дабы пожерту быть за грехи всех людей. Рождается Безначальный и Бессмертный, дабы умереть, и смертию Своею разрушить клятву и дать благословение нам, достойным всякого и наказания и проклятия.

И кто же Сей, рождшийся Спаситель и Избавитель? Кто Сей, явившийся Пастырь и Агнец Бессмертный? Се, благовествую вам радость велию: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11). Рождшийся днесь есть ни ходатай из человеков, ни Ангел, но Сам Господь Бог Сын Божий.

О, сколь велика и неисследима благость, милосердие и любовь Господня! Яко Он и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16).

Слава в вышних Богу! Так поют на небеси все Ангелы, славословя и прославляя Бога, спасающего человека. — Слава в вышних Богу! И на земли пастыри славят и благодарят Его. — И волхвы приходят из отдаленных стран, поклоняются Ему и приносят дары.

Мы же, слушатели, что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам (Пс. 115, 3)? Чем мы прославим днесь рождшегося Бессмертного и миродержавного Агнца, Который кровию Своею искупил Церковь Свою от вечной смерти и Который в сей же день России, любезному отечеству нашему, даровал твердый мир, поправ нами злобного и гордого врага нашего, который почти всю Европу подвигнул на нас, желая сокрушить нас, но сам сокрушился и пал; — что, говорю, мы воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? Ужели мы закоснеем славить Его, благодарить Его, поклоняться Ему и принести Ему дары свои? Нет! И мы будем славить, благодарить и поклоняться Ему сердцем и душою, — и мы должны более, нежели прочие христиане, — мы, яко сыны Церкви и сыны России.

Но как мы должны благодарить Бога и покланяться Ему? О сем, в назидание наше и в честь сугубо торжественнейшего дня сего, рассмотрим кратко в следующем поучении.

Ты же, Слове Божий, даждь мне глас слова Твоего, да возмогу ныне и всегда им словом, а паче делом, возвещать истину и правду Твою; а им даждь уши слышать животворящее слово Твое, да послушав его неуклонно и со вниманием, достигнуть блаженства, его же Ты уготовал еси любящим Тя, Господи!

Мы не будем здесь доказывать, что кто кланяется Богу, духом и истиною достоин кланятися: — ибо Бог есть Дух (Ин. 4, 24); а посмотрим на нынешних волхвов.

Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский приидохом поклонитися Ему (Мф. 2, 1-2).

Какое пламенное усердие, какую ревность к славе Божией имели волхвы, приходившие поклониться рождшемуся Иисусу! Они пренебрегли тягость и трудность пути и, конечно, неблизкого; их не остановило и то, что они не знали места рождения Иисусова; они, несмотря на то, что Иисус еще младенец, ищут Его лично видеть и поклониться Ему. Вот достоподражаемый для нас пример! И увы! Какая разность между сими волхвами и между нынешними христианами! Волхвы жили на востоке, далеко от Вифлеема, но предприемлют путь и путешествуют в чужую и незнаемую землю; а мы живем недалеко, и как бы под самым кровом Дома Божия, но часто не хотим придти и поклониться Ему и часто ленимся сделать несколько шагов, чтоб пойти в храм Божий. Они и не знали Его месторождения, но идут и ищут Его; а мы и знаем, где есть Бог, и нам уже нечего спрашивать, где есть рождшийся Царь неба и земли, но в лености своей закосневаем. Они хотя также имели домашние заботы и попечения и, как говорят, свои дела, но оставили их, и оставили на долгое время, а мы и на несколько минут не хотим оставить своих дел, и часто пустых — и что я говорю? даже без всякого дела иногда просиживаем дома во время славословия Церковного. Они, яко язычники, и не должны были придти, и их никто не звал поклониться Царю иноплеменному — и Младенцу; но поелику они веровали, что рождшийся Царь Иудейский есть Царь неба и земли, а потому пришли поклониться Ему. А мы, будучи христиане, и должны приходить на поклонение Христу, — должны потому, что Он наш Творец и Бог, и потому, что Он пострадал и умер за грехи наши, — должны, и сколько ни зовет нас Св. Церковь, но мы не идем. И пусть бы уже не ходили к прочим молитвословиям, как-то: к вечерни и заутрени; но многие часто, по лености и нерадению своему, не ходят в Церковь на поклонение и тогда, когда Иисус Христос таинственно рождается, страдает, умирает и воскресает, — т. е. многие часто не ходят и к самой Божественной литургии, где приносится бескровная жертва за грехи наши.

Вот какая разность между волхвами и между нами! Вот какое в нас нерадение и леность!

И что, ежели бы Бог повелел нам всегда и каждодневно пребывать в дому Его и поклоняться Ему, яко Творцу нашему: то не должны ли бы мы были повиноваться воле Его, как воле Всемогущего и грядущего Страшного Судии живых и мертвых? Конечно, должны, по праву творения и искупления. Но Он столько Благ, что только в один из семи дней повелел приходить в Церковь или, лучше сказать, только два или три часа в целой седмице назначил нам для поклонения Ему во храме, но мы и то ленимся исполнять.

Может быть, скажет кто, что большая разность: поклоняться лично Самому Христу — и поклоняться Ему во храме. И волхвы приходили потому, что тогда был Сам Иисус Христос видимым образом.

Но посмотрим мы, какая разность, и даже есть ли какая-нибудь разность, между поклонением Младенствующему Христу и — поклонением во храме Ему же, приносимому в таинстве.

Что есть Иисус-Младенец?

Если Сын Божий до того Себя умалил, что изволил принять плоть человеческую и облещись во всего человека совершенно: то без сомнения, когда он был Младенцем, был и слаб и немощен, и не мог и не умел ничего чувствовать и различать. А потому мог ли Он тогда понимать и требовать Себе поклонения, яко младенец? Но волхвы поклоняются Ему со всем усердием и, конечно, потому, что они веровали, что в сем бренном человеческом теле был Сам Бог всевидящий и всеведущий.

Что есть таинство тела и крови Христовой?

Тело и кровь Христова, приносимая во храме в видимом образе, есть ни что иное, как хлеб и вино, благословенные рукою священника, по призывании Св. Духа. Но Церковь поклоняется им со всем усердием и подобающею честию, потому что верует и знает, что хлеб сей Духом Святым существенно изменился и есть самое честное тело Христово, а вино есть самая честная кровь Его, в коих невидимо пребывает Сам Иисус Христос — Тот же, Который был и Младенцем.

Тогда волхвы поклонялись Младенцу, поелику Он был Иисус Христос; а ныне Церковь поклоняется телу и крови Христовой — потому в них пребывает Сам Иисус Христос.

Итак, видите, что сей престол, на коем предлежит сие таинственное тело и кровь Христова, есть то же, что и ясли Вифлеемские, в коих возлежал Младенствовавший Иисус. Сей храм, в коем совершается сие таинство, есть то же, что и та храмина, в которой волхвы нашли Иисуса-Младенца. А потому всякий христианин непременно должен приходить в церковь Божию во всякое время и ко всякой службе, а паче когда совершается таинство пречистого тела и крови Христовой, должен приходить и поклоняться Ему.

И конечно, во исполнение сей-то священной обязанности и в подражание оных волхвов вы, слушатели, собрались сегодня с такою радостью и в таком множестве, и, конечно, для того, чтобы вместо Иисуса-Младенца видеть и слышать совершающуюся Божественную литургию и послушать и воспеть пения и песни духовные во славу рождшегося днесь Спасителя; и для того вы пришли, чтобы поклониться Ему и принести Ему посильные дары свои. Похвальное дело! — И хотя бы надлежало и вам бы было прилично теперь поговорить, почему вы не к каждой службе приходите, но я оставлю, я не буду теперь говорить, что и в прочие дни также совершается сия же Божественная литургия, и также воспеваются песни во славу Того же Спасителя, а потому и в прочие дни должно также и с таким же усердием приходить в церковь; а только рассмотрим кратко, как мы должны поклоняться Иисусу Христу.

И пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею Матерью Его, и падш, поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну.

Волхвы, будучи путеводимы чудесною звездою, наконец достигли того, чего они так усердно желали, нашли то, чего они с такою ревностью искали и, пришедши в ту храмину, где Превечный и Миродержавный Младенец был с Мариею, Пречистою Материю Своею, тотчас пали и поклонились Ему. — И конечно, потому пали, что они не находили как и чем больше изъявить свою веру, покорность и радость, и падше поклонились, и, конечно, всем сердцем, всею душою, всею мыслию и всем помышлением своим; потом, открывши сокровищницы свои, поднесли Ему дары, состоящие в злате, ливане и смирне. Конечно, знали они, что рождшийся Иисус, яко всемогущий Творец и Царь всея твари, не требовал от них никаких приношений, кроме доброй воли и покорного сердца; но они не находили и не могли чем более изъявить Ему любовь свою, благодарность и усердие.

Видите, как поклонялись волхвы Иисусу Христу, и так ли все христиане поклоняются? И к сожалению, весьма многие или не подражают совсем, или весьма мало подражают сим волхвам.

Иной приходит в Церковь только по обыкновенно, другой из опасения наказания Божия; или иной, стоя в Церкви, ни разу не поклонится даже телом своим; иной стоит как хладный камень, ум свой обращая на другие предметы, а иной, может быть, давно уже ожидает окончания службы, дабы скорее выйти из Церкви и предаться роскоши и увеселениям; а иной с усердием пришел и поклоняется Богу, но или ничего не принес и не хочет принести в дар Господу, или, поставя несколько свеч, думает, что он уже все исполнил. Да и кто может точно описать всех и каждого? И что, слушатели, если бы Иисус Христос сегодня пришел сюда, так же, как Он приходил в Иерусалимский храм, т. е., чтобы выгнать из храма ложных и недостойных поклонников, — и как вы думаете много ли бы из нас осталось таковых, которых бы он не выгнал?

Итак, христианине! Хочешь ли ты, чтобы поклонение твое было угодно и приятно Богу, — то поклоняйся так, как поклонялись волхвы.

Волхвы лишь только узнали, что родился Спаситель, поспешили поклониться Ему. Так и ты, христианин! Не только в сей день Рождества, но и во всякое время, лишь только услышишь глас Церкви, призывающий тебя, тотчас поспеши идти во храм Божий, и оставляй твои дела, хотя бы они были самые важные, ибо поклонеиие Богу, Творцу твоему, и спасение души твоей есть всего важнее, да и помолившись Ему, ты можешь скорее и успешнее кончить дела твои, если только они не противны закону.

Волхвы, пришедши в храмину и увидев Иисуса Младенца, пали пред Ним. Так и ты, христианская душа! Когда войдешь в Церковь и увидишь или образ Iисуса Христа, или Его пречистое тело и кровь, в таинственном хлебе и вине, пади и ты пред Ним, и пади не телом, но душою паче, т. е. покоряй или впредь старайся покорять волю свою Его святой воле, не исполняй худую волю страстей твоих, противься пожеланиям твоим, и старайся исполнять то, что заповедал тебе Иисус Христос, и всего себя предавай Ему.

Волхвы, падше, поклонились Ему. И ты, сын Церкви, поклонник Бога Вышнего! Поклоняйся Ему, не токмо телом, по душою паче, и, когда поклоняешься, отложи все житейское попечение, признавай пред Ним немощь и ничтожность свою, благодари Его за все Его излиянные и непрерывно изливаемые благодеяния, прославляй Его Святое Имя, воспевай Ему не устами токмо, но и сердцем.

Волхвы, поклонившись, поднесли Ему дары свои. И ты, любимая дщерь Его — христианская душа! И ты приноси дары твои, по твоим силам. Много ты имеешь — и приноси много; мало ты имеешь, — и приноси мало, так как и волхвы не все одно и не все равно принесли; но токмо ты приноси Ему с усердием и верою: Он все приемлет, Он даже благоволит принять и две малейшие медные монеты; но паче приноси Ему сердце сокрушенно и смиренно, ибо жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Сокрушайся пред Ним и духом и сердцем твоим, исповедывай Ему грехи твои, признавай себя пред Ним рабом неключимым.

Волхвы принесли Ему злато. А ты паче, приноси Ему вместо злата веру и надежду, и не прилепляй сердца твоего к злату, но возлюби заповеди Божия паче злата, и топазия.

Волхвы принесли Ему ливан. А ты, христианин, вместо того воссылай Ему молитвы, моления, прошения, благодаренья за царя и за вся, и молись не о умножении токмо благ земных, но паче о умножении твоих добродетелей.

Волхвы принесли Ему в дар смирну. А ты приноси Ему дела милосердия, старайся накормить алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого и подать помощь всякому требующему.

Вот, слушатели, нам краткое наставление, как мы должны приходить в Церковь и поклоняться Богу! И блажен, кто так поклоняется или, по крайней мере, старается поклоняться Богу: ибо Отец небесный таковых ищет покланяющихся Ему (Ин. 4, 23).

Иисусе Христе, Боже и Спасителю наш! Ты, Который для того родился в сей день, чтобы спасти нас! Молим Тя мы, недостойные овцы Твои, да святится Имя Твое, согрей охладевшие сердца наши к прославлению достопокланяемого Имени Твоего, научи и вразуми нас кланятися не телом токмо, но духом и истиною Тебе и Безначальному Отцу Твоему, со Единосущным и Животворящим Духом, до конца дней наших, и всегда, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

1827 года. Сказанная Алеутам на острове Уналашке в вновь сооруженной преосв. Иннокентием церкви Вознесения Господня.