СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИОСИФА (ЕРЕМЕНКО) В НЕДЕЛЮ 10-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИОСИФА (ЕРЕМЕНКО) В НЕДЕЛЮ 10-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Однажды Господь Иисус Христос Своим ученикам сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

Для слушателей Спасителя ничего необычного и удивительного в этой фразе не было. В том обществе ее понимали. Когда хотели дать высокую оценку своему религиозному учителю, который виртуозно может растолковать самые сложные места Писания, разрешить трудную ситуацию, говорили, что он может вырвать гору с корнем, или даже размолоть гору в порошок.

Однако Иисус Христос был больше, чем учитель. Он — Новый Адам — пришел на землю, чтобы спасти человека, победить грех и ад, восставить падшего Адама, вернуть человеку его человеческое достоинство, и более того, чтобы дать ему возможность стать богом по благодати. «Если Бог стал человеком, то и жизнь Божественная стала жизнью человеческой, и могущество Божественное стало могуществом человеческим, и истина Божественная стала истиной человеческой, и правда Божественная стала правдой человеческой: все Божие стало человеческим» (преподобный Иустин Челийский).

Теперь за обыденной фразой о перемещении гор открывалась новая реальность: объявляется закон новой жизни, новой жизни нового человека, человека веры и могущества, человека, для которого нет теперь ничего невозможного. Вера вселяет в человека всего Бога — «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), — тогда человеку все Божественное становится возможно — «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Но главное в этом всемогуществе, как пишет тот же преподобный Иустин Челийский, «силой воли своей повести и привести Богу всю душу свою, все сердце свое, весь ум свой, всю крепость свою, сплавить их в единый подвиг — веры в Богочеловека, и тогда человеку даются все Божественные силы и все Богочеловеческие добродетели, нужные ему для Вечной жизни в обоих мирах (см.: 2 Пет. 1, 3-8)».

Христианину нет насущной потребности передвигать горы в буквальном смысле, но действительно верующие, которых мы называем святыми, совершали еще б?льшие дела — воскрешали мертвых. Впрочем, когда того требовала нужда, святые и горы передвигали.

Известен и такой факт.

Авва Серапион рассказал, как однажды, преодолев долгий путь через пустыни, повстречался и беседовал с преподобным Марком Афинским, подвизавшемся на горе Фракийской, что в Ливии. Этому святому Марку не было равного среди всех пустынников и постников. Он имел сто тридцать лет от роду, из которых девяносто пять подвизался в пустыне. За это время он не видел ни одного человека. Ангелы приносили ему пищу.

В беседе этот святой Марк, между прочим, спросил Серапиона: «Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17, 20)?»

В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на 2,5 км в сторону моря. Святой Марк, приподнявшись и заметив, что гора двигается, сказал ей: «Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!»

Как только он сказал это, гора действительно вернулась на свое место. А что ей оставалось делать?..

Увидев это, посетитель упал ниц от страха. Святой, взяв его за руку и поставив на ноги, сказал: «Разве ты не видел таких чудес в течение дней жизни твоей?» «Нет, отче», — ответил Серапион. Тогда святой, вздохнув, горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!»

После этого преподобный Марк пригласил авву Серапиона к трапезе. Пищу принес Ангел. Авва Серапион сказал, что за всю жизнь он никогда не ел такой вкусной пищи и не пил такой сладкой воды. «Брат Серапион, — ответил преподобный Марк, — видел ли ты, сколько благодеяний посылает Бог рабам Своим? Во все дни мне посылалось от Бога по одному хлебу и по одной рыбе, а ныне ради тебя Он удвоил трапезу: послал нам два хлеба и две рыбы. Такой-то трапезой питает меня Господь Бог в течение всего времени за первые мои злострадания».

Любая наша слабость — от неверия и наша сила — в вере, потому что «все возможно верующему» (Мк. 9, 23). Грех рассеивает мысли человека, помутняет сознание, делает его неспособным воспринимать Бога любящего и всемогущего и доверять Ему, а значит делает человека слабым, ни на что не способным. Поэтому апостол и призывает: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите» (1 Кор. 15, 34). Настоящая, крепкая вера наделяет человека «силою свыше» (Лк. 24, 49) и делает его жизнь «благодатной, святой, Богочеловеческой, и потому всегда чудотворной, чудотворной и истинной, как чудотворна и истинна и сама жизнь Спасителя» (преподобный Иустин Челийский). Аминь.