СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИОСИФА (ЕРЕМЕНКО) В ДИМИТРИЕВСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы собрались сегодня в храме Божием, в этом священном месте благодатного Божиего присутствия, чтобы со всем русским православным миром едиными устами и единым любящим сердцем вознести Начальнику жизни сугубые молитвы о наших усопших сродниках.
Когда-то сам великий игумен земли Русской богоносный отец наш Сергий Радонежский установил в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского совершать молитвы о всех воинах, жизнь свою положивших на Куликовом поле победоносной битвы с врагами Святой Руси. Со временем эта суббота стала днем поминовения всех усопших православных христиан, наших сродников, завершивших свою земную жизнь и перешедших в жизнь истинную, в жизнь Небесную.
Там усопшие сами за себя уже помолиться не могут. Мы знаем, что они нуждаются в наших молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды» (святитель Феофан Затворник), знаем, что эти молитвы им крайне необходимы, чтобы Господь простил им их вольные и невольные грехи. Мы молимся, чтобы Господь — «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1, 3) даровал им возможность наслаждаться в Вечности всем, во что они православно веровали, на что душевно надеялись в земной жизни.
Каждый православный христианин знает, что в свое время перейдет от земной жизни к жизни истинной, вечной и блаженной, в свое время взойдет к Отцу своему Небесному, потому что истинное «наше жительство — на небесах» (Флп. 3, 20). Там — освобождение от всех земных опасностей, бед, лжи и слез, там — только мир, радость и любовь. Там не будет уже различных козней врага рода человеческого, расставляющего здесь свои сети и стремящегося погубить для Вечности каждую верующую душу.
Каждый человек согрешает. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, перед лицом правды Божией даже звезды не являются чистыми. Мы идет по жизни среди многих греховных сетей и по незнанию, по неосторожности, по легкомыслию попадаем в эти вражеские ловушки. Потому каждый человек, тщательно исследуя свою жизнь, как премудрый царь Соломон, должен произнести суд над самим собой и признать свою греховность: «Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"» (Притч. 20, 9). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). «У кого душа чиста от этой [греховной] скверны? Кто не был поражен кичливостью? Кто не попран ногой гордыни? Кого не поколебала рука грешная? Чья нога не поспешала к пороку? Кого не оскверняло бесчинное око, не ввергал в нечистоту невежественный слух, не занимал собой вкус? У кого сердце оставалось бездейственным для суетных движений?» (святитель Григорий Нисский).
Мы все, в мире живущие и плоть носящие, так или иначе согрешаем, а потому имеем нужду в молитвенной помощи и поддержке всей Церкви. Тем более в этой помощи и поддержке нуждаются те, кто перешел в мир иной.
Совершая молитвы о усопших, мы молимся и о себе, потому что за нашу милость к умершим Господь Милосердный нам посылает Свою милость, за нашу молитвенную память о них Господь и о нас помнит.
«Воистину, дивен Ты, Владыка, и чудны дела Твои. Мы славим неизреченное Твое милосердие, ибо Ты всегда подаешь случаи рабам Твоим свидетельствовать свое братолюбие и твердое упование на Тебя. Ты чрез рабов Твоих научил нас раздавать милостыни друг за друга, приносить жертвы и молитвы, и притом не вотще и не без пользы. Ты, Благоизобильный, всем за приносимое во славу Твою воздаешь сугубую мзду, и ничто совершаемое во имя Твое не бывает бесполезно… Да не усомнится же, братия и отцы, кто-либо, что все, приносимое Богу с верой, получает многократное воздаяние и для того, кем приносится, и для тех, за кого приносится» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Понимание этого, знание этого и дает нам силы и радость молиться за них и за себя: «Приими убо Владыко, мольбы и моления наша, и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братию, и сестры единородныя, и купнородныя, и вся прежде почившия души; в надежди воскресения жизни вечныя учини духи их, и имена в книзе животней, в недрех Авраама, и Исаака, и Иакова, в стране живых, в Царствии Небеснем, в раи сладости, светлыми Ангелы Твоими, вводя вся во святыя Твоя обители… Аще же и что согрешихом к Тебе, милостив буди нам же и тем, зане ни един есть чист пред Тобою от скверн, ниже аще един день живота его есть, разве Ты точию един, на земли явивыйся безгрешный Господь наш Иисус Христос; Имже вси уповаем милость получити, и оставление грехов. Сего ради нам же и онем, яко Благ и Человеколюбец Бог, ослаби, остави, прости грехопадения наша, вольная и невольная, яже в ведении и не в ведении, предъявленная и забываемая; яже в деянии, яже в помышлении, яже в словеси, яже во всех наших житиях и движениих. И отшедшим убо свободу и ослабу даруй, нас же сущих зде благослови, конец благий и мирный даруя нам же и всем людем Твоим, и милости и человеколюбия утробу отверзаяй нам, на страшном и ужасном Твоем Пришествии, и Царствия Твоего достойных нас сотвори». Аминь.