СЛОВО МИТРОПОЛИТА ИСИДОРА (НИКОЛЬСКОГО), САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И НОВГОРОДСКОГО (+1892Г.) В ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
Прииде Иисус от Назарета галилейского, и крестися от Иоанна во Иордане (Мк. 1, 9).
В первый еще раз Иоанн удостоился лицезрения своего Спасителя. Но и сия встреча, при начале своем, больше изумила его, нежели обрадовала. Посланный проповедывать сынам Израилевым приближение царствия Божия, — Иоанн призывал всех к покаянию. Грешников кающихся крестил водою. Всем однако внушал, что его крещение есть только предуготовительное: Аз крестих вы водою; грядет же креплий мене во след мене: Той крестит вы Духом Святым (Мк. 1, 7-8). Он крестит вас, — но будет ли Сам креститься, это еще не было известно.
И се, среди множества грешников, грядущих для крещения, приближается ко Иордану и сам Спаситель грешников. Иоанн узнал Его издалеча, и указал предстоящим: Се Агнец Божий (Ин. 1, 36). Но каково было изумление его, когда Иисус Христос и Сам потребовал крещения! Чувство безусловной покорности уступило место благоговейному страху. Иоанн смутился. Безгрешному креститься! Владыке от раба! Светильнику просвещать Солнце. Мне — и Кого? Человеку — Бога! И в чье имя буду крестить Тебя? Во имя ли Отца? но Отец в Тебе, и Ты во Отце. Во имя ли Сына? но Ты Сын Божий единородный. Во имя ли Духа Святого? но Он в Тебе почивает. Крести меня крестителя. Аз требую тобою креститися (Мф. 3, 14)!
Остави ныне, отвечает ему кроткий Искупитель, — не препятствуй Мне исполнить волю Отца и Мою собственную волю. Все, чего требует план домостроительства Божия о спасении человеков, — все, что было прообразовано и предсказано в ветхом завете, Мне надобно исполнить: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (ст. 15). Иоанн повиновался и крестил Господа своего.
Поистине здесь должно заключаться великое таинство. В жизни Иисуса Христа отпечатлевается судьба всей христианской Церкви. Его дела должны служить законом и образцом нашей деятельности, — единственным путем, ведущим в живот вечный, в царство Отца небесного; ибо сам Он говорит: никтоже может приити ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6). Посему, если Спаситель наш благоволил креститься, то это значит, что крещение составляет необходимую принадлежность христианства, и без него никто не может быть членом таинственного тела Христовой Церкви. Сам Господь сказал: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие (Ин. 3, 5). Итак крещение Спасителя есть вместе и установление для целой Церкви, — установление таинственное; ибо с крещением водою нераздельно соединено крещение и Духом Святым, ниспослание на человека даров благодати.
Христиане! Мы все сподобились святого крещения, и чрез то получили ничем незаслуженное право именоваться чадами Божиими, сонаследниками, братиями Христовыми. Так важно и благодетельно для нас таинство крещения! Но чем больше дар Божий, тем осторожнее должно сберечь его, тем тягостнее и ужаснее участь тех, которые, по нерадению, его утратят. Христианам, ныне особенно, в самый день установления великого таинства крещения, должно с полным вниманием размыслить, какое основание, какая сущность и цель святого крещения? и к чему нас оно обязывает?
Когда Бог вступил в завет с Авраамом, то постановил с обеих сторон следующия условия: возращу тя зело зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изыдут. И дам тебе и семени твоему по тебе землю, в ней же обитаеши, всю землю Ханааню во одержание вечное, и буду им Бог. Ты же завет Мой соблюдеши, и семя твое по тебе в роды их: обрежется от вас всяк мужеск пол, и будет в знамение завета между Мною и вами (Быт. 17, 6. 8-11). Это знамение завета, по изяснению апостола Павла, служило печатию оправдания, которое Авраам получилот веры (Рим. 4, 11). Оно было также таинством в иудейской Церкви. Необрезанный не мог принадлежать к обществу избранного народа Божия, и не имел права на получение тех благ, которыя Бог обещал Аврааму. Таинство сие сохраняло силу свою до самого рождества Христова. Сам Господь исполнил сей закон; вместе с тем он, как временный, потерял свою обязательную силу. Вместо обрезания Иисус Христос установил новое таинство — крещение. Какое основание и назначание оного?
Крещение водою есть видимый знак нового завета между Богом и человеком. По силе сего завета Бог обещает человеку возвратить все, потерянное им во Адаме, — восстановить в душе его образ Божий, — отпустить всегрехи его, и сверх того даровать ему все, что приобретено для рода человеческого заслугами Искупителя, — благодать Святого Духа, оживляющую, просвещающую и спасающую, благодать всыновления и все блага царствия своего. От человека Он требует только живой, сердечной веры в заслуги Искупителя, и крещения, которое бы служило печатию сей веры: Иже веру имет, и крестится, спасен будет (Мк. 16, 16).
При сем естественно могут родиться следующие два вопроса:
Первый — для чего Спаситель требует от нас видимого крещения? Ужели без оного не может крестить нас Духом Святым и сообщить нам дары благодати? — Так, христиане! Если бы мы были безплотные духи, подобные Ангелам, тогда крещение водою было бы для нас не нужно. Но мы обложены плотию. Как душа, так и тело заражены грехом. Как душа, так и тело, будучи предопределены к блаженному бессмертию и вечной славе, сделались к тому неспособны. Следственно та и другая часть существа нашего требует очищения. Для души нужно крещение Духом Святым, который, обновляя душу, освящает и самое тело. Для тела нужно крещение водою, которая, будучи освящена наитием Святого Духа, потому самому не только очищает тело, но имеет спасительное действие и на душу.
Второй вопрос: Если, для получения даров духовных в крещении, необходимым и единственным условием со стороны человека поставляется живая вера в заслуги Искупителя, то сподобляются ли даров сих младенцы, когда крестятся в таком возрасте, что неспособны ни размышлять, ни веровать? Вопрос сей тем важнее для нас, что мы обыкновенно крестимся в младенчестве.
Православная Церковь, во все времена, постоянно утверждала и утверждает, что крещение в таком возрастестоль же действительно, как и в совершеннолетии, что мдаденцы вступают в завет с Богом при посредстве своих родителей и восприемников, и вера сих последних вменяется им в правду. Такое учение имеет основание в самом Евангелии. Иисус Христос исцелил дщерь жены хананейской, по вере матери ея; при Фаворской горе исцелил бесноватого, по вере отца его; укрепил расслабленного, по вере принесших его; воскресил дочь Иаирова, по вереотца ея. Если здесь вера одного могла низводить силу благодати на другого, то и в крещении вера родителей и восприемников, без всякого сомнения, может приносить плод для младенцев. Младенец, устами восприемников, отрицается от диавола и всех дел его, от служения миру, и всего, чтo в мире, дает обет Богу жить для одного Бога. Завет заключен: с сего времени начинается тайнодействие крещения. Младенец или совершеннолетний погружается в воду, в знамение того, что он умирает для греха, мира и диавола, — спогребается Христу крещением в смерть (Рим. 6, 4), погружается троекратно в знамение тридневного пребывания Иисуса Христа во гробе. Дух Божий, как при первоначальном сотворении вселенной, носился над водами, согревал и оплодотворял еще неустроенную землю, так и здесь: носясь над водою крещения, согревает и оплодотворяет мертвенное, вливает в человека Божественную силу свою, и возрождает его в новую духовную жизнь. Изшествие из купели крещения знаменует воскресение человека со Христом, готовность ходить во обновлении жизни (Рим. 6, 4).
Итак в крещении мы примечаем два главных действия благодати Божией: она очищает нас от всякой скверны греха, и облекает в одежду чистоты и святости, в заслуги Христовы. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). И с своей стороны мы даем два главных обета: быть мертвыми греху, и живыми Богови(Рим. 6, 11). Если верно исполняем сии обеты, верно и спасение наше. Если же нарушили, и остаемся к тому равнодушными, то кто избавит нас от грядущего гнева (Лк. 3, 7)? Союз с Богом расторжен, благодать попрана, залог спасения потерян. На что надеешься, вероломный? На обетования? Бог верен своим обетованиям, но только для людей, верных своим обетам! Он поругаем не бывает (Гал. 6, 7)!
Жалеть надобно о тех христианах, которые, получив в крещении прощение грехов и дар Святого Духа, думают, что можно жить, не заботясь о будущем жребии. О, как мало понимают они и сущность крещения, и свойства своей природы, и закон, на котором основывается общение человека с Богом!
Мы сказали, что крещение очищает нас от скверны греховной. Но что очищено, то может опять оскверниться, если опять возобладает грех. В крещении мы совлеклись ветхого человека, тлеющего в похотях прельщающих(Еф. 4, 22), но припомните слова Апостола: ветхий человек истлевает постепенно, не вдруг. Мы умерли греху, но грех оживать может, и не прежде умрет в нас совершенно эта стоглавая гидра, как с разрушением бренного состава нашего. Мы отверглись диавола, но диавол никогда не престает следить все шаги наши, всегда ищет опять завладеть нами. Благодатию крещения мы родились в новую жизнь, но и сия жизнь тогда была какбы в зародыше, или, по словам Апостола, как искра под пеплом, которую непрестанно должно возгревать (2 Тим. 1, 6). Как внешний человек истлевает постепенно, так и внутренний растет не вдруг, но, по учению Апостола, обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Он требует также свойственной ему помощи — плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, кротости, милосердия (Гал. 5, 22). Его силы раскрываются и укрепляются по той мере, как мы упражняем их в делах благочестия. В крещении благодать сообщила нам силу преодолевать порочныя наклонности и исполнять заповеди евангельския. Бог и теперь никому не отказывает в благодатном содействии и помощи. Нужно однако, чтобы человек и сам не предавался безпечности и праздности.
Все это ведет нас к тому заключению, что, вступив однажды в торжественный завет с Богом и запечатлев завет сей таинством крещения, мы обязываемся чрез всю жизнь тщательно исполнять условия завета, — сохранять живую веру в Господа Иисуса Христа и упражнять ее с одной стороны в умерщвлении внешнего человека, то есть, в отсечении порочных навыков сердца, в укрощении страстей, — с другой стороны — в обновлении внутреннего человека, то есть, в приобретении навыка к добрым делам, в просвещении ума светом евангельским, в образовании сердца по духу Христову, — в непрестанном стремлении к богоподобию.
Ты веруеш в Бога? Покажи мне веру твою от дел твоих, говорит апостол Иаков (2, 18). Ты веруешь, что Бог есть свет, и тмы в Нем несть ни единыя (Ин. 1, 5); зачем же искажаешь образ Его в душе твоей, — сам кладешь на нее черныя пятна? Веруешь, что Бог свят, и никто лукавнуяй не преселится к Нему (Пс. 5, 5); а между тем любишь неправду, клянешься во лжу, сплетаешь коварство и льщение, предаешься зависти и гневу, ищешь удовольствий в рассеянности. Веруешь, что Бог правосуден, истинен, всеведущ; и однако не боишься суда Его, равнодушен к прещениям, хочешь извинять себя такими предлогами, коих неосновательность видит и слабый ум человека. Веруешь, что Бог есть Творец твой, Промыслитель, Отец, непощадивший для тебя единородного своего Сына; а между тем обо всем чаще воспоминаешь, все любишь, кроме одного Бога!
И с таким сердцем, — о Боже! — с такою душею — мы однако говорим, что крестились во имя Твое,спогреблись Тебе крещением в смерть (Рим. 6,4), дали обет умереть греху, до крове подвизаться противу козней диавольских (Евр. 12, 4; Еф. 6, 11), и пребывать Тебе верными до конца!
В таинстве крещения мы облеклись во Христа. Сберегли ли сию драгоценнейшую одежду? В ней — только в ней одной позволено явиться на вечерю Агнца! Сберегли ли ее? Это знает совесть каждого. Я не намерен обличать, а только хочу напомнить святейший долг. Мы облеклись в безценныя заслуги Христовы, силою благодати привились как ветви к сей животворной лозе, дабы, питаясь ея жизнию, приносили плоды, сообразные с ея природою. Мы сделались едино со Христом. Следственно, мы обязаны и мыслить сообразно с умом Христовым, и желать того, что любит Христос, и поступать так, как учат Его пример и слово. Кто иначе мыслит и поступает, тот Духа Христова не имать. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8, 9). Источник нашей мудрости — Его Евангелие. Наша слава, наша честь, наше богатство во Христе. Наша радость и утешение, наша жизнь и блаженство в любви к сладчайшему Иисусу.
Соединившись со Христом в таинстве крещения, пребудем Ему верными до смерти, и даст нам венец живота (Апок. 2, 10). Аминь.