ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

      Сказание об Иверской иконе Пресвятой Богородицы началом своим восходит к IX веку, ко временам иконоборства.
    В пределах Никеи (теперь Исник), лежащей при озеpе Асканиев, жила одна благочестивая, богатая вдова, имевшая единственного сына. Она устроила близ своего дома молитвенный храм, в который поставила св. икону Богоматери с Предвечным Младенцем, весьма чтимую: питая особенное благоговение к Пречистой Деве, она приносила пред изображением Ее молитвы о спасении своей души и лобызала его с верою и любовию. Когда воцарился император Феофил иконоборец (в 829 году), один из царских надсмотрщиков, войдя в дом вдовицы и увидя образ Божией Матери, обнажил меч и пронзил икону: из пронзеннаго места (правой ланиты) потекла кровь, как от живого человека. Увидав кровь, злодей крайне смутился; очнувшись же после некотораго времени, он пал на колена и со слезами молил Пресвятую Деву о помиловании, из ревностнаго преследователя сделался столь же ревностным почитателем священнаго изображения Ея и обратился к вдове с следующими словами: «Благочестивая вдова! скрой образ от других преследователей, чтобы никто другой не мог нанести ему оскорбления». Тогда в ночь того же дня благочестивая женщина взяла образ Пресвятой Девы, отправилась на взморье, поставила образ на небольшую ладью и, снабдив восковыми свечами и ладоном, пустила по морю - на волю Божию.
    Лодка вскоре (не позднее 880 года) явилась у берегов Афона, в виду древней Иверской нагорной обители (Афо). Над образом стоял огненный столп, восходивший от моря до самаго неба. Это дивное явление продолжалось несколько дней и ночей сряду. Окрестные пустынники собрались посмотреть на это чудо: приплыв ближе к явленно, они увидели святую икону Богоматери, но достигнуть ея не могли, так как, по мере приближения к ней пловцов, она от них удалялась. Тогда иверские иноки, по распоряжение настоятеля Павла, собрались в храм и стали молиться о даровании им этой святыни. Божия Матерь явилась иноку Гавриилу грузину и, сказав, что Она желает дать свой образ Иверской обители, повелела ему идти по водам и принять его. Гавриил открыл волю Богоматери настоятелю. Иверские иноки собрались в церковь и с пением священных песней, с возжженными свечами и кадилами, отправились к месту явления. Икона Пресвятой Владычицы приближалась к ним. Гавриил пошел по воде и принял ее. Св. икона поставлена была в церкви нагорной Иверской обители.
    На другой день после принесения явленной иконы в Иверскую обитель, церковнослужитель, зажигая лампады, не нашел чудотворной иконы Богоматери на ея месте во св. храме. Она найдена была над вратами обители на внешней монастырской стене и опять поставлена в храме, но снова оказалась над вратами, - и это прехождение повторялось потом и еще несколько раз. Наконец Богоматерь явилась иноку Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи монахам чтобы они более не искушали Меня: не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла васъ не только в настоящей жизни, но и в будущей». Таким образом св. икона Богоматери оставлена была на избранном Ею месте - над вратами при входе в обитель. Инок Гавриил построил потом на этом месте небольшой храм во имя святой иконы, назвав ее Портаитиссою, то есть, Вратарницею, или Привратницею.
    Сын никейской вдовы пришел (спустя 15 лет) в эту обитель, узнал образ Богоматери, пушенный в море его матерью, и разсказал, что было с ним до опущения на воду: затем сам постригся в монахи.
    По возсоздании св. Иоанном Ивиром древней Климентовой или Иверской обители, явленный образ Богоматери был перенесен в нее (почему эта новая Иверская. бывшая Климентова обитель и стала называться обителию Богоматери Вратарницы) и прославился здесь многими чудесами. В изложении сказания о явлении Иверской иконы Божией Матери мы руководствовались изследованием Архимандрита (ныне Епископа) Сергия: «Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ея в Poccии».
    Чудотворная икона Богоматери в храме Портаитиссы на Афоне стоит на левой стороне от царских врать, несколько выступив. Она невольно обращает к себе взоры молящихся как своим украшением и величественными размерами, так и особенным выражешем Богоматерняго лика. Лице Богоматери склонено на левую сторону к держимому Ею Богомладенцу, который десницею благословляет именословно, а в шуйце держит свиток. Вверху по сторонам Богоматерняго венца в углах, образуемых верхним и боковымполями, - два архангела, обращенные къ Богоматери (Михаил и Гавриил); на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по-шести на каждой стороне. На правой ланите изображенной Владычицы виден след раны, нанесенной царским надсмотрщиком (сыщиком), потом раскаявшимся.
    По описанию нашего путешественника Барскаго (1724 - 1747 г.), св. икона «покрыта вся, кроме лица, среброкованною позлащенною одеждою и кроме того упещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая Ея чудотворения, идеже и российских царей и цариц, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златыя и инны дары повышены видех моими очесы. Сверху же сея св. иконы есть покров (навес) с главою, осеняющею ради падения праха и ради великолепия, иже есть упещрен мелкими художнотворными и различнозорными кожами маргаритными (то есть, мозаикою из перламутра и индийской черепахи), от него же повышены суть пред святою чудотворною иконою кандилы великия и иныя от чистаго серебра, иныя же сребропозлащены, числом четыренадесять (14). Предстательство же и прилежное смотрение храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет один иepoмонax от всех прочих братий избран, аки благоговейнейший и добродетельнейший, иже послушания ради онаго именуется приснопребывающий, понеже инно что не творить, точию тамо внутрь пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконою, кандилах, да ниединоже от них когда угаснет, имущи к тому и свещу на серебряном свещнице неусыпно горящую и поющи тамо правило и параклисию (молебен Божьей Матери) по вся дни и нощи».
    «В таинственном сумраке небольшого храма, слабо освещаемаго узкими окнами (пишет Святогорец от 21-го июня 1844 года), в мерцающем свете нескольких неугасимых огней, мы увидели чудотворную икону Иверской Божией Матери. Строгий вид Божественной Матери наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ея божественнаго лика величественны, и Матерь щедро и утех в этом храме является как будто Матерью правосудия и грознаго Судии. Черты лица Ея чрезвычайно выразительны». На древних списках этой св. иконы в России - Святоозерском, Валдайском и Новодевиченском лик Богоматери нельзя назвать грозным, но выражение его действительно очень серьезно. На других Афонская Иверская икона производит впечатление величия, но не страха; а греческая надпись на списках этой иконы Богоматери в России говорить, что она Портаитисса Иверская милостивая. Судя по знамениям и чудесам от Иверской иконы Пресвятая Владычица является, как и надлежит веровать, милостивою к просящим Ея помощи и заступления и кающимся грешникам, но грозною и наказующею в отношении к врагам св. веры и нераскаянным грешникам.
    В Иверском Аоонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы - в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника - Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собирается много богомольцев, которые угощаются от обители впродолжение суток.
    Теперь скажем о существующих в России списках Иверской иконы Божьей Матери.
    1.) В царствование Алексея Михайловича архимандрита, афонскаго Иверскаго монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшаго у него в милости новоспасскаго архимандрита Никона, желавшаго приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел, чтобы архимандрит Пахомий доставил в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при граматах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года. В этих двух граматах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву: «Как есми приехал в наш монастырь (пишет Пахомий в грамате царю), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону. (Далее описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии).
    И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, - только слово в слово новая, аки и старая». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея и зданий Иверскаго монастыря. Икона прибыла в Москву 18-го октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и безчисленным множеством народа; а 14-го октября был у государя стол по столовой избе. По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшаго с антиохийским патриархом Паимием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону, без сомнения, вскоре по принесении ея с Афона; а чрез 5 месяцев по прибытию ея Никон рукоположен был в митрополита новгородскаго.
    В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков. «Тогож месяца мая в 15 день - говорят Дворцовые Разряды - государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверсия, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда от Парфения, патриархa цареградскаго, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита казанскаго и свияжскаго. А из соборныя церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриархъ московский». Из техже Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском. Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ея в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и об ней более нигде не упоминается. Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующаго:
    1.1) На этой иконе в самом низу пред полем есть греческая надпись, написанная золотыми буквами, разделяющаяся на два стиха и гласящая: «Писал сию со старанием Ямвлих Романов, в келлияхъ Иверских живущий. Лета 7156.» Под нею другая надпись по золоту красными словами: «Старанием и иждивением Пахомия II архимандрита Иверскаго. Лета 1648.»
    1.2) В граматах Пахомий говорит, что список Иверской иконы, посылаемый в Москву, писан на кипарисной дске,- Новодевиченская Иверская икона написана на кипарисной дске.
    1.3) Известно, что по двум боковым полям афонской Иверской иконы изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам венца Богоматери - два ангела. И на Новодевиченской иконе на правой сторон Богоматери (а от смотрящаго на левой) на поле изображены шесть апостоловъ, в следующем сверху порядке: Петр, Иоаннъ Богослов, Марк, Андрей, Симон, Филипп; на левомъ поле: Павел, Матвей, Лука, Иаковъ, Варфоломей, Фома. - Петръ держит свиток, свитый таким образом, что представляет форму и двух ключей; евангелисты держат евангелия, на разогнутых страницах которых написаны по-гречески первыя слова евангелий; апостол Павел изображен с согнутою книгою, прочие апостолы - с согнутыми свитками. Над каждым апостолом написано имя его по-гречески. По обеимъ сторонам Богоматерняго венца в углах изображены два архангела в кругах, обращенные к Богоматери, с греческою надписью: apy (архангел). (На Валдайской Иверской иконе архангелы названы: Михаил и Гавриил.)
    1.4) Все прочия слова и надписи на Новодевиченской иконе также греческие. Между архангелами над главою Богоматери надпись в две строки: «Вратарница Иверская» а над правым плечом: «милостивая» (Тоже и на Валдайской Иверской иконе.)
    1.5.) На левой исподней стороне этой иконы на разстоянии 9,5 вершков от низу у края сделан ящичек (выдолблен) почти в вершок в квадрате ширины и около 3/4 вершка глубины. Он задвигался со стороны крышкою, которая не сохранилась. Это объясняется тем сказанием об афонской Иверской иконе, по которому никейская вдовица, решившись пустить ее на воду, выдолбила на нижней стороне иконы ящичек и положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнана была икона, когда явилась на Афоне. То же сделано и на копии, посланной в Россию.
    1.6) Что касается меры, то рассматриваемая икона только на 3/4 вершка (и в длину, и в ширину) менее афонской: она имеет 1 арш. 14 1/4 вершк. в длину или высоту и 1 арш. 2 3/4 вершка в ширину; афонская же высотою 1 арш. 15 вершк., а шириною 1 арш. 3 1/2 вершка. Это - разность незначительная. Могло быть, что дска для иконы, посланной в Россию в 1648 году, заготовлена была из непросохшаго дерева и потом усохла. (Иверская Валдайская, или Святоозерская икона, которая также есть точный список с Афонской, имеет в высоту 1 арш. 15 1/2 вершк., а в ширину 1 арш. 3 1/2 вершка.
    1.7) К внешним признакам присоединяются соображения на основании исторических данных в подтверждение той мысли, что Новодевиченская Иверская икона есть та самая, которая принесена с Афона в 1648 году. Царица Марья Ильинична взяла, как сказано выше, эту икону себе; поэтому надобно полагать, что она стояла или в ея домовой церкви, или в образной. От Марьи Ильиничны икона эта перешла к дочери ея Софии, постриженной с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре и скончавшейся здесь схимонахинею; гробница ея стоить у той же южной стены собора, где находится и икона. На иконе, как видно, не было оклада, кроме серебряных венцовъ - на Богоматери и на Богомладенце. Это объясняется - во первыхъ, тем, что она стояла в домовой моленной царицы, и во вторых, тем, что она писана по золоту, так что , обший фон ея был золотой, почему она и без ризы имела вид ризы и блистала красотою. Теперь краски, особенно на полях, во многих местах опали, от чего немало пострадали изображения апостолов.
    2.) В 1653 году, на память пренесения мощей святителя Филиппа (3 июля), у патриарха Никона родилась мысль о создании обители во имя Иверской иконы Богоматери на прежде (еще в 1651 году) излюбленном им острове на озере Валдае, в Новгородских пределах. Он открыл свою мысль царю, который оказал ему полное содействие в приведении его намерения в исполнение. Предположено было создать обитель во всем подобною Афонскому Иверскому монастырю. В том же году приступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два деревянные временные храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверскаго монастыря шествующия туда же мощи преподобнаго Иакова из Борович (это было 24 февраля). Отслужив литургию в крестопоклонную неделю (26 февраля) патртарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ея совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще Иеромонахом Никифором. Св. икона прибыла в Москву в 1655 году.
    В этом же году в Иверском Валдайском монастыре начато строение соборнаго храма Богоматери, а в августе того же года антиохийский патриарх Паисий с сербским митрополитом Гавриилом заложили в этом храме и приделах его престолы и жертвенники. После них посетил свою обитель патриарх Никон во второй раз. В Москве между тем украшаема была золотом, жемчугом и драгоценными камнями Иверская икона, привезенная с Афонской Горы. По свидетельству патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблена им 44,000 рублей. Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе. Эту богатоукрашенную икону видел антиохийский патриархъ Паисий, и спутник его диакон Павел алеппский не находить слов к описание ея красоты и великолепия убранства. В конце 1656 года все было готово к освящешю Иверскаго соборнаго храма, и патриархъ отправился со святою иконою в свою обитель, освятил храм и поставил в нем св. икону, которая прославилась многими знамениями благодати Божией и доныне с благоговением приемлется окрестными жителями в домы их. В недавнее время риза на ней и прочия украшения обновлены.
    3.) «Начало и происхождение Иверской иконы Богоматери в часовне при Воскресенских воротах в Москве покрыто завесою таинственности, как и происхождение многих чудотворных икон. Часовня, в которой находится сей благоговейно чтимый образ, издревле принадлежала Николаевскому Перервинскому монастырю, и в нем наиболее могло сохраниться документов в отношение к святой Иверской иконе. Но ученый составитель истории этого монастыря, принадлежавший к Перервинской семинарии и пользовавшийся архивом, еще не расхищенным от неприятелей и времени, писал в начале настоящаго столетия: «Как и когда сей образ в помянутой часовне обрелся, того неизвестно» (Чтения в Обществе Любителей Духовнаго Просвещения. Октябрь 1877 г., стр. 103). Не мало изследовано нами рукописных памятников XYII века в архивах Москвы, и после всех наших изысканий мы должны сказать то же самое. То нам представляется верным, что это не есть та икона, которая принесена в Poccию в 1648 году, как это без всяких оснований стали утверждать некоторые писатели со 1842 года, ибо св. икона, что в Иверской часовне, высотою, а особенно широтою значительно превосходить афонскую, - а по письмам архимандрита Пахомия к царю Алексею Михайловичу и архимандриту Никону присланная им в Москву в 1648 году икона не разнится ни в чем от афонской - ни шириною, ни длиною, ни ликом. Есть и другия важныя основания, ниспровергающия вышеприведенное мнение новейших писателей. Но это, конечно, не умаляет священнаго достоинства и славы самим Богом прославленной св. иконы.
    Неизвестно для нас начало и самой афонской Иверской иконы. Мы знаем, что она в IX -веке по Рождество Христова была достоянием никейской вдовицы, но кем и когда и где она написана, это ведает один Бог. Скажем более. Часто благодать Божия проявляется там, где ея и не ожидают. Часто Господь для проявления своей славы избирает людей не знатных и славных, но худородных и уничиженных (1 Кор. 1:26 - 28). Подобное бывает иногда и со святыни иконами. Казанская икона Божией Матери обретена в земле на месте, где стояла печь в доме стрельца. Список Казанския иконы Божией Матери в Тобольске немало времени стоял на паперти церковной в чулане лицем к стен и потом дивно прославлен Богом. Грузинская икона Богоматери, прославившаяся в 1654 году во время чумы в Алексеевском московском монастыре, долго пред тем стояла в стене между церковного утварию. Калужская обретена под кровлею (на чердаке) частнаго дома. Кто у разумеет ум Господень или кто советник Ему быстъ (Римл. 11:34)? Прославление же святых икон присвоением им того, что к ним не относится, не благоугодно Богу. Он Сам всесилен в проявлении своей славы там, где это Ему благоугодно. Он Сам прославил и святую икону - Вратарницу московскую не менее, чем самую афонскую.»
    Из документов Николо-Перервинскаго монастыря видно, что часовня меж Неглиненских (теперь Воскресенских) ворот построена от этого монастыря около 1659 и не позднее 1660 года для подаяния, православных христиан того монастыря в церковь, и при ней постоянно находился старец. По всей вероятности, прямо или вскоре после построения часовни поставлен был в ней список Иверской иконы Богоматери. Эта часовня обращена была лицем к Красной площади или находилась при внутренней стене ворот до 1680 года. Снаружи же в простенках этих ворот стояла лавка, сначала принадлежавшая вдове Василиссе Афанасьевой, а потом перешедшая к Перервинскому монастырю. Эта монастырская лавка стояла до 1680 года, когда Неглиненския ворота за ветхостию были разобраны.
    На месте прежде бывшей снаружи ворот и разобранной лавки Перервинскаго монастыря поставлена часовня этого монастыря с Иверскою иконою Богоматери: эта последняя уже тогда была благоговейно чтима и носима по домам граждан. и даже самое место около часовни было особенно чтимо. В 1735 году образ Иверския Богоматери в Иверской часовне был облечен серебряною ризою на подаяния доброхотных жертвователей. В 1738 году переведена с греческаго на славянский язык служба Иверской Божией Матери учителем московской славяно-греко-латинской академии иеромонахом Димитрием Раевским (или Раиеским) и греком дидаскалом монахом Иоакимомъ, которая и доселе отправляется в Иверской часовне.
    Из двух самых древних описей Иверской часовни, относящихся к 1748 году, видно, что на главном, среднем месте в часовне стояла (как и ныне) настоящая икона Иверской Божией Матери: ризы на Спасителе и Богоматери были серебряныя накладныя, также и поля серебряныя чеканныя и вызолочены. Убрус и венцы украшены дорогими каменьями и жемчугом. Затем описаны привески: один российский золотой червонной и другия монеты, серьги, два креста. По левую сторону стоить новый образ Иверския Богоматери, списан с пастоящия иконы: на нем поля и оплечья серебряныя чеканныя; венец на Спасителе чеканной серебряной, венец на Богоматери чеканной серебряной с изображением херувимов и ангелов; убрус и ожерелья, низаные жемчугом, украшены дорогими каменьями, внизу у Богоматери и Спасителя поднизаны изумруды (числом 46), рублевики, полтинники и другия монеты. Так как этот список называется в описи 1748 года новым, то, значить, сделан незадолго до этого времени.
    Около 1758 года настоящая Иверская икона Божией Матери была еще более украшена драгоценными камнями и жемчугом от привесных вещей. Над челом ея на убрусе стали блистать звезды из брилиантов. По описи 1763 года по обеим сторонам короны Богоматери были два ангела серебряные, чеканные, местами позолочены, на обоих ангельских венцах 16 алмазов; весу серебра в ризе и венцах было 35 фунтов 24,5 золотника. На новый список иконы Богоматери сделана серебряная позлащенная риза из тех же привесков, да госпожа Татьяна Абрамова Юшкова собрала на этот предмет от разных деталей 100 рублей. На ризе этой иконы была сделана следующая надпись: «Совершися риза сия при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Елисавет Петровны всея России и при наследнике ея внуке Петра I благоверном Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной Гоеударыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне и благоверной Государыне и Великой Княжне Анне Петровне, сделана же от подаяния доброхотных и добролюбивых дателей и к Ней Божией Матери усердие имеющих, в бытность игумена Кирилла, искусством и художеством благолепия церковнаго производителя Василия Матвеева сына Щукина от Р. X. 1758 года месяца Ианнуария». Весу серебра в этой ризе было 271/2 фунтов; из украшений ея особенно выдавались две фигуры на убрусе Богоматери: одна на подобие солнца, другая на подобие 12-ти звезд; в средине их была луна, - все это из брилиантов и дорогих каменьев.
    В 1782 году найдено было необходимым разобрать прежде устроенную каменную Иверскую часовню: вместо нея сделана деревянная более вместительная. В 1801 году она одета снаружи со всех сторон белою английскою жестью с бронзовыми по местам штуками, покрыта белым же листовым железом, а наверху поставлен ангел с крестом, вылитый из меди и вызолоченный чрез огонь.
    Еще в 1777 году донесено было перервинским начальством митрополиту Платону, что низаный жемчугом убрус на образе Божией Матери, находящемся в Иверской часовне, от долгаго времени и частаго ношения иконы в дома осыпался. В 1788 году приступлено было к устроению новой ризы. Работа была разделена между троими мастерами. Драгоценные камни и жемчуг, составлявшие прежнее украшение иконы, употреблены ювелиром Авраамом Вернбергером на новыя украшения, с прибавлением некоторой части новаго материала. Корона сделана из драгоценных камней на серебряной основе, а риза, венцы и поля - из золота. На золотых полях вставлены на финифтяных кругах изображения апостолов (всех 12-ти) и других святых ветхо-и новозаветных. На верху по сторонамкороны на техъ местах, где, по прежней описи, были ангелы, сделаны две финифтяныя штуки с надписями. На одной над правым плечом Богоматери сделана греческая надпись, означающая по-русски: Матерь Божия, Вратарница Иверская, милостивая; на другой штуке на левой стороне надпись: «Устроена вновь cиa риза и поля с венцами из злата и короною из драгоценных камней по усердию благочестиваго вкладчика, тщанием же Святейшаго Правительствующаго Синода Члена, Их Императорских Высочеств в законе учителя, преосвященнейшаго Митрополита московскаго и калужскаго, Свято-Троицкия Сергиевы лавры Священно Архимандрита Платона в 1790 году. Весу во всем окладе и венцах 27 фунтов и 59 золотников, золото каждый золотник по три рубля и шестидесяти и пяти копеек, а всего 9,677 рублей 97 копеек, кроме работы и прочаго» .
    В 1812 году, во время нашествия французских полчищ, когда жители бежали из Москвы в виду наступавшаго неприятеля, чудотворная Иверская икона Богоматери была вывезена во Владимир преосвященным Августином, управлявшим тогда московскою епархиею. «Перваго числа сентября (пишет современник, архимандрит Перервинский Лаврентий), в воскресенье, в 12 часу вечера преосвященный Августин получил письмо от главнокомандующего в Москве графа Ростопчина о том, что. по причине нечаяннаго решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвященному Высочайшее повеление немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирской, что в Успенском соборе, Иверской и Смоленской. Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за иконою Владимирскою Богородицы; икона Смоленская уже была вывезена преосвященным Иринеем, епископом смоленским; а за иконою Иверскою послал меня. Я приехал в часовню хотя и в ночное уже время, однако же застал многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горяшия в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы.
    Посему, чтоб неприметно оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я бывшему тогда иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести пред иконою зажженную свечу и с пением псаломщиками Богородичных стихов перенесть икону в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона подымается для болящаго, как то обыкновенно бывает, а на место оной поставить список той иконы, что, беспрепятственно от народа, было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом преосвященнаго. В ночь сию, кажется, весь город находился в безпрестанном движении, а зарево с Можайской стороны освещало до половины неба, так что на улицах от него было светло. По возвращены моем в дом преосвященнаго, Владимирская икона Богородицы была уже привезена. Итак преосвященный, испросив себе Божеское благословение и поручив бедствующий город небесному покровительству, отправился с обеими иконами из Москвы во Владимир, в 2 часа утра, 2-го сентября, в понедельник». Из Владимира архиепископ Августин отправился 10-го сентября в Муром, отсюда 23-го октября прибыл опять во Владимир, а 27-го числа святыя иконы торжественно провождены из этого города в Москву.
    В 1818 году государь император Александр Павлович пожертвовал на убрус Иверской иконы Богоматери звезду с большим сапфиром, осыпанную 22 брилиантами и розами, ценою в 8,500 рублей.
    Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлеием французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою; в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя отдана доверенному от московскаго мещанскаго общества Дмитрию Михайловичу Рыбникову: для Новоиерусалимскаго монастыря сделан упомянутым обществом точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот, и на него возложена полученная от часовни риза со списка Богоматерней иконы. Этот образ поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года.
    Празднование Иверской иконе Божией Матери в Иверской часовне совершается во вторник Светлой недели и в 12-й день февраля - с вечера всенощным бдением, а в самый день праздника молебствием с водосвятием и акафистом. Братия Иверской часовни ежедневно совершают молебствия Богоматери вечером (осенью и зимою в 5 часов, в великий пост в 6, после Пасхи летом в 7 часов). В это время бывает большое стечение молящихся. Жители Москвы и окрестных селений с великим усердием призывают св. икону в домы свои, и она с ранняго утра до вечера каждодневно путешествует в устроенной для нея карете по стогнам града и окрестностям его; а в часовне в это время остается список ея. Не мало ходит в Москве устных сказаний о благодатных знамениях от этой святой иконы Пресвятой Богородицы. Святая Иверская икона носит на себе свидетельства дивнаго милосердая Божией Матери к страждущим - это привески из драгоценных металлов (с изображешем членов тела), нередко приносимые лицами, избавленными Ею от тяжких болезней, или молящимися об избавлении.
    Благочестивые Цари наши и члены Царскаго Дома, при посещении первопрестольной столицы, прежде чем остановиться во дворце, посещают всегда Иверскую часовню, где возсылают усердныя молитвы Милосердой Заступнице хрисиан.
    Из других снимков Иверской иконы Богоматери в России известны:
    4.) Иверская икона Божией Матери в Молчанской Софрониевой пустыни (Курской епархии). Она принесена в эту пустынь в 1713 году сумским атаманом Луканом Константиновым, по особому явлению Божией Матери, о чем подробно говорится в надписи, вычеканенной на большом, круглом серебряном киоте, в котором помещается св. икона. Оклад на этой иконке украшен жемчугом и драгоценными каменьями, а корона осыпана брилиантами. Икона помещается над царскими вратами в круглом, сребропозлащенном виоте с семью финифтяными образами по краям. Во время пения соборных акафистов и вообще для прикладывания св. икона торжественно спускается на шелковых шнурах.
    Кроме устных преданий есть и письменныя известия о многих случаях исцелений от этой св. иконы. Вот два таких случая:
    1. Коллежский ассессор и московский именитый купец Дометий Диомидов Мещанинов в письме, присланном из Москвы от 23 января 1801 года к архимандриту Феодосию, изъявляет свое усерднейшее благодарение Господу Богу и Пречистой Богоматери за полученное им на 71-м году жизни исцеление от каменной болезни и от подагры, после совершения акафиста в его доме в Москве пред чудотворною Иверскою иконою Божьей Матери, находящеюся в Софрониевой пустыни и бывшею в упомянутом году, по особому случаю, в Москве с архимандритом.
    2. Воронежской губ. города Боброва купеческая жена Любовь Андреева Григорьева, прибыв в пустынь, 7 августа 1813 года, с двухлетним сыном своим, объявила при многих сторонних свидетелях и старцах обители о полученном ея сыном исцелении от жесточайшей болезни, после нескольких откровений и явлений, бывших ей в сонном видении, о том. чтобы она пришла в эту пустынь и отслужила молебное пение с акафистом пред св. Иверскою иконою Божией Матери. (Описание Софрониевой Молчанской пустыни. Спб. 1846 г.)
    5.) В Новом Иерусалиме (Московской епархии, близ заштатнаго города Воскресенска в Звенигородском уезде) есть весьма древняя и очень замечательная по письму Иверская икона Богоматери, вероятно, современная патриарху Никону. Слова греческой надписи: Вратарница Иверская милостивая расположены на ней так же, как и на Новодевиченской и Святоозерской. На полях ея нет апостолов, но вверху изображены два ангела в кругах. Она немного разнится мерою от подлинной афонской (высоты 1 арш. 14 вершк., широты 1 арш. 4 вершка). - В той же обители есть другой список Иверской иконы Божией Матери (1858 года), о котором упомянуто было выше. На иконостасе его довольно пространная надпись говорить: «В жертву Заступнице рода христианскаго, Стене необоримой царства Русскаго и Дома царскаго, благословляющей входы и исходы возлюбленнаго Царя нашего Николая перваго, на втором двадцатипялетии его сильнаго правдою и славнаго милостию державствования, устроен и украшен 1852 года, по соизволению Его Императорского Величества, от московскаго мещанства сей точный список с чудотворной иконы Иверския Богоматери» и проч. (что у Воскресенских ворот).
    6.) Иверская икона Божией Матери - в Нижнем Новгороде, в кафедральном соборе, местная первая на левой стороне иконостаса, в серебряном окладе. Бывшая при ней медная позолоченая дщица, находящаяся в соборной ризнице, имеет на себе следующую надпись: «7180 (1672) года писал сей образ на Москве Государев иконописец Пимин Федоров, по прозванию Симон Ушаков, в Великий Нижний Новгород, по обещанию в соборную церковь благолепнаго Преображения Господня при первопрестольнике великом господине преосв. Филарете, митрополите Нижегородском и Алатырском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол» (Филарет был архимандритом Владимирскаго Рождественскаго монастыря и в 1672 году рукоположен был на новооткрытую нижегородскую кафедру). Подобная надпись есть и внизу самой иконы. Икона мерою значительно более подлинной афонской и даже Иверской у Воскресенских ворот (2 арш. 7,5 вершк. высоты и 1 арш 13,5 вершк. ширины). На ней нет аностолов и ангелов.
    7.) Иверская икона Божией Матери в Смоленском монастыре. В 1700 году смоленский митрополит Сильвестр Черницкий установил читать еженедельно по субботам пред нею акафист.
    8.) Иверская икона Божией Матери в храме ея имени на Ордынке въ Москве. Надпись на ней говорить: «Истинное изображение и мера чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Иверския, которая обретается в царствующем граде Москве на Тверской улице в часовне у Воскресенских ворот; писана в 1792 году Ивановскаго сорока церкви Николая чудотворца в Кошелях священником Василием Ивановым». Образ написан был в церковь великомученика Георгия, созданную в 1673 году, а в 1798 году построен был во имя Иверския Богоматери храм с приделами великомученика Георгия (вместо бывшей главной церкви) и Иоанна Воина.
    9) Иверская икона Божией Матери в Моздоке. Жители этого города считают ее своею покровительницею. По преданно, эта икона подарена грузинскою царицею Тамарою одному из осетинских обществ за его благочестие и твердость в христианской вере. Потомки этого общества, спустившись с гор вместе с подаренною им святою иконою, искали себе места для поселения в кавказских равнинах. Переправившись через реку Терек на место нынешняго Моздока, после ночлега они намеревались отправиться в путь, но не могли сдвинуть с места арбу с иконою. Это чудо осетины сочли за указание свыше на место своего поселения; здесь же жило небольшое число кабардинцев. Таким образом они сделались основателями нынешняго Моздока. В августе (15-го числа) 1878 года в Моздоке положено основание величественному соборному храму в честь Божией Матери.
    10.) В Тамбовском Сухотинском женском монастыре совершается празднование Иверской иконе Божией Матери 20-го января. Эта икона написана в 1855 году в Нижнем Новгороде. (Месяцеслов святых всею русскою Церковию или местно чтимых. Тамбов. 1879 г. Выпуск II, стр. 205. Выпуск I, стр. 156.)
    11.) В Саратове есть Иверская чтимая икона Богоматери в Киновии, приписанной к аиерейскому дому.
    12.) В Кишиневе в храме архиерейскаго дома находится Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне в 1859 году святогорцами Геннадием и Григориемъ иepoдиаконом. На полях ея изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам короны Богоматери - два ангела паряшие, но не в кругах. На верхнем поле над самою короною - Господь Саваоф. Этого изображения нет на списках Новодевиченском и Святоозерском. Но на этой иконе нет надписи: Вратарница Иверская милостивая. Она длиною менее подлинной Афонской (1 арш. 12 вершк.), а шириною более (1 арш 4,5 вершка), и поля ея шире, чем на древних списках Новодевиченском и Святоозерском. Надобно полагать, что мера изменена упомянутыми живописцами для большей симметричности иконы, потому что подлинная икона значительно простирается в длину, несоразмерно с широтою. И в самой России сделанные списки Иверской иконы также имеют более прибавления в отношении к широте ради соразмерности.
    Празднуется в день двенадцатый.